Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Германия. Экономическая и политическая «погода» в Западной Европы в немалой степени зависит от стран, входящих в «большую восьмерку»
Экономическая и политическая «погода» в Западной Европы в немалой степени зависит от стран, входящих в «большую восьмерку». Одна из них Германия (ФРГ) — крупнейшее после России по численности населения (более 80 млн человек) и объему ВВП государство Европы, четвертая страна мира по экономической мощи (после США, КНР и Японии). Столетия раздробленности германской нации во многом обусловили современное федеративное устройство страны, каждая из 16 земель (рис. 2.1) которой имеет свою Конституцию, парламент и правительство. Итогом Второй мировой войны стал раскол Германии на два государства — ФРГ и ГДР, а также потеря Германией своих восточных территорий, переданных под управление Польши и СССР {Померания, Силезия, Восточная Пруссия). Воссоединение Германии произошло только в 1990 г., при этом единая Германия признала границы, сложившиеся после Второй мировой войны. Германия — страна без ярко выраженного центра. Столичными функциями обладают Берлин и Бонн, Федеральный Конституционный суд находится в Карлсруэ, Бундесбанк — во Франкфурте, Федеральный Налоговый суд — в Мюнхене, а Федеральное Статистическое управление — в Висбадене. Географическое положение и природа. Центральное положение Германии в Европе иллюстрируется максимальным количеством стран-соседей (их 9), которые традиционно выступают в роли ее крупнейших торговых партнеров (Бельгия, Люксембург, Ни-
Границы федеральных земель Границы правительственных округов
Рис. 2.1. Административно-территориальное деление (федеральные земли и правительственные округа) Германии:
/ — Шлезвиг-Гольштейн; // — Мекленбург—Передняя Померания; /// — Бран-денбург; IV — Саксония-Анхальт: / — Дессау, 2 — Галле; V — Саксония; VI — Тюрингия; VII — Бавария: / — Нижняя Франкония, 2 — Верхняя Франкония, 3 — Средняя Франкония, 4 — Верхний Пфальц, 5 — Нижняя Бавария, 6 — Верхняя Бавария, 7— Швабия; VIII — Баден-Вюртемберг: / — Штутгарт, 2 — Карлсруэ, 3 — Тюбинген. 4 — Фрайбург; IX — Саар; X — Рейнланд-Пфальц: / — Трир, 2 — Кобленц, 3 — Рейнгессен-Пфальц; XI — Гессен: / — Кассель, 2 — Гисен, 3 — Дармштадт; XII — Северный Рейн-Вестфалия: / — Дюссельдорф, 2 — Мюн- XV — Берлин; XVI — Бремен дерланды, Франция) или имеют с ней этническое и лингвистическое родство (Австрия, Швейцария). Страны-соседи обеспечивают выход Германии во все регионы Европы. Положение в центре европейских регионов обусловило широкую сферу шшяния и уникальный характер исторического и хозяйственного развития Германии. На севере страна имеет широкий выход к Северному морю и Балтике. (Обратившись к карте, вы увидите, что федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн соединяет Северное море с Балтийским. Именно здесь еще в конце XIX в. был построен Киль-ский канал, соединивший эти моря и способствовавший расцвету г. Киль — главного военно-морского порта Германии и нынешней столицы этой федеральной земли.) Центральное положение ФРГ проявляется и в том, что здесь перекрещиваются важнейшие широтные и меридиональные магистрали европейского значения. На суше территория Германии не имеет географических рубежей, за исключением южных участков. С севера на юг на территории страны чередуются пять ландшафтных зон: Северо-Германская низменность, Средневысотный горный порог, КЭго-Запад-но-Германское среднегорье складчатого фундамента, Южно-Германское предальпийское плоскогорье и Баварские Альпы. На севере страна омывается Балтийским и Северным морями. Мягкий климат с достаточным количеством осадков создает хорошие предпосылки для развития экономики (особенно сельского хозяйства) и комфортные условия для работы и отдыха людей. Почти половина всей площади занята сельскохозяйственными угодьями (отметим Рейнскую долину и долину Дуная с богатыми почвами на лёссе), около 30% лесом. Реки, текущие в основном с юга и юго-востока, обеспечивают хорошую связь внутренних районов с морем, они нередко соединены каналами, что облегчает условия судоходства (отметим Среднегерманский канал на севере и канал Рейн —Майн—Дунай, позволяющий осуществлять связи со странами Юго-Восточной Европы). Население. О предках нынешних немцев — тевтонах было известно уже в античные времена. Древние германские племена делились на северогерманские, западногерманские и восточногерманские. Первые обитали на Рейне, североморском побережье и Эльбе. Вторые — занимали юг Скандинавии и территорию современной Дании. На Балтике в устье Одера располагались восточногерманские племена — вандалы (вандалии). Германцы были очень воинственны, отличались храбростью и далеко превосходили в этом смысле своих соседей. Единая немецкая нация одна из самых молодых в Европе. Немцам чужд архаизм. Трудолюбие, бережливость и дисциплинированность помогали им преодолевать трудные этапы национальной истории и создали процветание немецкому обществу. По числу жителей (более 80 млн человек) Германия сейчас лидер в зарубежной Европе. Более 90 % населения — немцы. Остальные — турки, итальянцы, греки, хорваты, сербы, датчане (около 50 тыс.), а также славянское национальное меньшинство — лужицкие сорбы (около 100 тыс.). Статистика в ФРГ включает в состав населения также иностранцев, не имеющих гражданства Германии, но живущих и работающих в стране. Их доля в настоящее время достигает 9 % (свыше 7, 3 млн человек). Немцы относятся к числу стареющих наций. К 2040 г. доля людей старше 60 лет должна вырасти с нынешних 21 до 32 %. Проблему стареющего и соответственно сокращающегося населения Германии (к 2040 г. оно может уменьшиться до 73 млн человек) в значительной мере снижает иммиграция. Расселение в современной Германии имеет относительно равномерный характер. Узловыми элементами опорного каркаса расселения являются городские агломерации и города мирового (Гамбург, Мюнхен, Кёльн, Штутгарт), национального (Бремен, Ганновер, Дрезден, Лейпциг) и регионального (Киль, Кассель, Вюрц-бург, Магдебург) значения. Линейными элементами конструкции выступают главные транспортные коммуникации. Особое место в этой системе занимает Берлин (3, 6 млн человек), столица страны, играющая ключевую роль в нынешней объединенной Германии. ФРГ — страна протестантов и католиков (первых несколько больше). Их соотношение во многом определяет итоги земельных выборов и влияет на региональное соотношение политических сил в стране. Берлин возник в конце XII — начале XIII в. как небольшой торговый центр на удобном перекрестке у р. Шпрее между Эльбой и Одером, примерно в 177 км от побережья Балтийского моря. Первоначально он состоял из двух различных поселений: Кёльна, на острове на р. Шпрее, и Берлина, к северу от р. Шпрее, которые в 1307 г. вступили в союз, а в 1432 г. объединились. В 1470 г. Берлин —Кёльн стал столицей Бранден-бурга. В 1871 г. после победы Пруссии во франко-прусской войне Берлин был сделан столицей вновь созданной Германской империи. В период нацизма Берлин являлся одним из центров, где вершилась мировая политика. Во время Второй мировой войны налеты британской и американской авиации превратили столицу Третьего рейха в груду развалин. После войны город был разделен на четыре сектора и управлялся военной властью, составленной из представителей держав-победительниц. В конечном итоге Берлин оказался разделенным в политическом и административном отношении на Западный и Восточный Берлин. До Второй мировой войны город обладал простой планировкой. Его сердцевиной было старое средневековое «ядро» Берлин —Кёльн — место, где размещался королевский дворец, берлинский собор и ратуша. К западу от него лежала строго распланированная сетка улиц, проложенных по обеим сторонам Унтер-ден-Линден, широкого центрально- го проспекта, обсаженного двойным рядом лип. Этот район являлся административным и финансовым центром Берлина, в котором находились крупные банки, издательства, большие магазины, университет и правительственные здания вдоль Вильгельмштрассе. На севере, востоке и юге от центра были построены многоквартирные дома, расположенные вперемешку с промышленными предприятиями. В этих домах жили рабочие. В западной и юго-западной части Берлина, украшением которой служил бывший королевский парк Тиргартен, находились аристократические кварталы. Такой же контраст повторялся в кольце пригородов. Граница между Восточным и Западным Берлином после Второй мировой войны была проведена через центр старого города, а в дальнейшем обнесена Берлинской стеной (1961). Восстановление Восточного Берлина началось со строительства в 1950-х гг. проспекта Карл-Маркс -алле (до войны и после объединения — Франкфуртер-алле) в монументальном «сталинском» стиле. Бывший центральный район, где сохранились остатки исторических зданий, был затем восстановлен в современном стиле. В южной части был снесен разрушенный дворец, на этом месте возникла площадь Маркс-Энгельс-плац (ныне Люстгартен), на которой возвышаются Старый музей и огромный протестантский собор конца XIX в. Среди новых построек выделяется бывший Дворец республики, в котором помещалась бывшая народная палата (парламент ГДР), расположены рестораны, выставочные залы и молодежные учреждения. Рядом находится еще одна большая площадь, с 365-метровой телебашней. Восстановление улицы Унтер-ден-Линден происходило быстро. Были воссозданы также неоклассические Бранденбургские ворота. После войны жилищное строительство в Восточном Берлине обычно осуществлялось в виде кварталов из сборных многоэтажных жилых домов, внутри кольца которых располагались школы, детские площадки, магазины и рестораны. Восстановление Западного Берлина шло по линии превращения «города-острова» в «витрину свободного мира». Крупные магазины, кафе на тротуарах, толпы людей и башни офисов, ярко подсвечиваемые неоновыми вывесками и рекламой, делали этот район похожим на любой другой городской центр западного мира. Берлинская стена была разрушена в 1990 г. После объединения Германии воссоединился и разделенный Берлин, ставший столицей страны. Современный Берлин является одновременно федеральной землей и городом. Государство. Королевство Германия образовалось в начале X в. Оно занимало территорию между Рейном и Эльбой, отрогами Альп, средним течением Дуная и Северным морем*. В 962 г. создается Священная Римская империя немецкой нации, которая становится ведущей державой в Европе. Империя представляла * Основание германского (Восточно-Франкского) королевства датируется по-разному — 833-м, 843-м, 919-м гг. Все эти даты условны. Впервые название «Королевство тевтонов» (т.е. немцев) было употреблено в 919 г. собой конгломерат различных зависимых и суверенных германских монархий и формально просуществовала до 1806 г. В 1871 г. Германия под руководством Пруссии объединяется в централизованное государство. В это время начинается период «грюндерства» — индустриализации. Страна интенсивно развивается, осуществляет активную политическую деятельность. Серьезным испытанием для страны явилась Первая мировая война (1914 — 1918), в ходе которой Германия потерпела сокрушительное поражение. После окончания войны в 1919 г. в Германии провозглашается Веймарская республика. В конце 1920 — начале 1930-х гг. в условиях глубокого экономического кризиса к власти в стране приходят фашисты. В стране устанавливается режим террористической диктатуры Гитлера — Третий рейх. Целью фашистов становится подготовка новой мировой войны. Развязав Вторую мировую войну (1939— 1945), Германия вновь бросила вызов всему миру. Поражение в этой войне привело Германию к разрушению, оккупации и разделу. В 1949 г. образуются два германских государства — Федеративная Республика Германии (ФРГ, или Западная Германия, объединяющая американскую, британскую и французскую оккупационные зоны) и Германская Демократическая Республика (ГДР, или Восточная Германия, представляющая оккупационную зону СССР). Берлин как столица поверженного рейха также оказывается разделенным жесткой границей на Западный и Восточный секторы. Восточный Берлин становится столицей ГДР. Западный Берлин, находившийся в центре территории ГДР, приобретает особый статус, регулируемый четырехсторонним соглашением между СССР, США, Великобританией и Францией. За время раздельного существования ФРГ становится одной из высокоразвитых стран мира, а ГДР — «витриной социализма». Вторая половина XX в. прошла под знаменем противостояния Западной и Восточной Германии. Крушение СССР и мировой социалистической системы привело к падению просоветских режимов в странах Центрально-Восточной Европы. В результате в октябре 1990 г. произошло объединение Германии. ГДР и Западный Берлин вошли в состав ФРГ. Главой Федеративной Республики Германии является федеральный президент, который осуществляет преимущественно представительские функции. Исполнительная власть принадлежит главе правительства — федеральному канцлеру, который является лидером партии, имеющей большинство в парламенте. Федеральный канцлер — ключевая государственная фигура, определяющая основные направления политики страны. Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: бундестага (выборы в него осуществляются по территориальному принципу) и бундесрата, представляющего собой нижнюю палату, в которой каждая земля представлена членами земельных правительств. Ведущими политическими партиями являются Христианско-демо-кратический союз (ХДС) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). За истекшие годы Германия произвела глубокую перестройку своей политики. Во внутренней жизни государства — это решение сложных проблем объединения, связанных с большим отставанием новых восточных земель от старых почти по всем показателям. На международной арене — это стремление занять новое место в меняющейся Европе и мире. Немецкая политика признала, что открылась новая фаза европейской и мировой истории, где конфронтация должна смениться сотрудничеством всех стран. Одним из активных политических партнеров ФРГ остается Россия*. Экономика. ФРГ — страна постиндустриальной экономики, в которой 2/3 принадлежит сфере услуг, 1/3 — промышленности и лишь около 1 % — сельскому, лесному хозяйству и рыболовству. Современная экономика Германии по величине — первая в Европе и четвертая в мире (после США, Китая и Японии). До объединения Западная Германия и Восточная Германия обладали различными хозяйственными системами. В ФРГ получила развитие экономическая модель «социального рыночного хозяйства», обеспечивающая высокую эффективность рыночной экономики и высочайший уровень жизни всего населения**. В ГДР господствовало плановое централизованное хозяйство. После воссоединения в 1990 г. западных и восточных земель последние остаются во многом депрессивными. Добывающая промышленность ввиду отсутствия многих минеральных ресурсов представлена в основном разработками угля и калийных солей. Добыча угля ведется в Рурском и Саарском каменноугольных бассейнах, а также Кёльнском и Силезском бу-роугольных бассейнах. Ежегодно добывается свыше 200 млн т угля (в том числе 175 млн т бурого угля — это первое место в мире). * Россия всегда проводила политику согласия с Германией, сближаясь на династической или демократической основе. Почти за тысячу лет российско-германских отношений страны воевали «по-крупному» только трижды. Разумеется, ужасные катастрофы двух мировых войн с лихвой перекрывают малочисленность военных столкновений России и Германии. Тем временем Россия и Германия часто были союзниками. Россия трижды на протяжении двух последних столетий, когда решались исторические судьбы Германии, помогала ей: во время освобождения от наполеоновской оккупации, при объединении Германии в конце XIX и XX вв. ** Принципы социального рыночного хозяйства и Германская экономическая модель были разработаны профессором Фрайбургского университета Людвигом Эрхардом, ставшим сначала министром финансов, а затем федеральным канцлером. Реализация германской экономической модели опиралась также на широкомасштабную помощь США по плану Маршалла. В целом угольная промышленность малоэкономична и поддерживается за счет государственного бюджета. Газовая промышленность обеспечена отечественным сырьем лишь на треть, добыча нефти — ничтожна. В результате Германия вынуждена осуществлять значительные закупки нефти в странах Персидского залива, Северной Африки и России, природного газа — в соседних Нидерландах, Норвегии и также России. Разработка калийных солей ведется в Нижней Саксонии и Гессене. Электроэнергетика базируется на тепловых и атомных электростанциях. На долю атомных станций приходится почти треть всей вырабатываемой в стране электроэнергии (свыше 540 млрд кВт-ч). В последние годы по всей стране развернулось широкое использование ветровых энергоустановок. Обрабатывающая промышленность является ведущей в индустрии страны. Предприятия черной металлургии (по выплавке стали — 45 млн т Германия занимает четвертое место в мире) размещаются преимущественно в земле Северный Рейн — Вестфалия (Дуйсбург, Дортмунд). В качестве сырья широко используется металлический лом, обеспечивающий до половины потребностей отрасли. Сталь вывозится почти исключительно в виде проката и труб. Цветная металлургия также работает на привозном сырье и на ломе цветных металлов (например, по меди — на 90 %). По производству первичного алюминия (около 655 тыс. т) Германия занимает первое место в Европе. В целом металлургическая промышленность Германии в настоящее время сосредоточена на производстве вторичных металлов из лома. Перевод отрасли на импортное сырье способствовал ее сдвигу к портовым центрам. Поэтому крупными металлургическими центрами стали Гамбург и Бремен. Машиностроение — главная отрасль промышленности Германии. Машиностроение обеспечивает 50 % объема экспорта страны. Отрасль представлена общим машиностроением, автомобилестроением и электротехнической промышленностью. Общее машиностроение сосредоточено в Баварии, Баден-Вюртемберге и Северном Рейне—Вестфалии, где производится новейшее и высокопроизводительное оборудование для промышленных предприятий и электростанций. Автомобильная промышленность производит почти 6 млн автомобилей в год. Крупнейшие автомобильные заводы расположены в Вольфсбурге (компания «Фольксваген»), Штутгарте («Даймлер-Бенц»), Кёльне («Форд»), Франк-фурт-на-Майне («Опель»), Мюнхене («БМВ»), Хайльбронне («Ауди»). Открыты филиалы этих компаний в других городах страны — Берлине, Бремене, Гамбурге, Ганновере, Зальцгиттере, Касселе, Мангейме. Ведущими центрами судостроения являются Бремен (с Бремерхафеном), Гамбург, Киль, Любек, Паппенбург, Эмден. Машиностроение выпускает также военные и гражданские самолеты (Мюнхен), оптико-механическую продукцию (Баден- ВЙ> ртемберг, Тюрингия) и полиграфическое оборудование (первое место в мире). Налажено широкомасштабное производство электротехники (компании «Бош», «Грюндиг», «Миле», «Томас»). Центрами отрасли стали Гамбург, Ганновер, Мангейм, Мюнхен, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт. Бурное развитие электротехники на юге Германии способствовало формированию там производственной зоны «хай-тек» (Мюнхен — Аугсбург — Ульм — Штутгарт). Химическая промышленность — вторая по значению отрасль индустрии. Производится обширная номенклатура высокотехнологичной продукции — кислоты, минеральные удобрения, краски, лаки, лекарственные препараты, нефтепродукты. На долю химических товаров приходится более 10 % валового объема всей промышленности и экспорта Германии. Ведущими компаниями являются «Байер», «Хехст», «БАСФ». Важнейшие предприятия отрасли расположены в Рурском районе и морских портах. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы сооружены в Весселинге (близ Кёльна), Гельзенкирхене (Рурский район), Гамбурге, Карлсруэ, Инголыитадте. Новыми центрами химической промышленности стали Леверкузен, Франкфурт-на-Майне, Людвигсхафен. Высокоразвитыми являются легкая и пищевая промышленность. Легкая промышленность знаменита кожевенно-обувным и текстильным производством. В пищевой выделяются пивоваренная и табачная. Многие отрасли работают полностью или в основном на отечественном сырье, другие зависят от импортного. Сырьевая ориентация определяет размещение предприятий легкой и пищевой промышленности. Традиционным для Германии остается производство фарфоро-фаянсовых изделий (всемирную известность сохраняет майсенский фарфор), бумаги (Саксония, Бранденбург). В аграрном секторе страны насчитывается около 500 тыс. фермерских хозяйств, где заняты 1, 3 млн человек. Германия всегда отличалась высоким уровнем развития сельского хозяйства и его капиталоемкостью. Капиталоемкость аграрного сектора выражается в большой доле мелиорируемых земель и в значительном количестве вносимых удобрений (органических и минеральных). В силу климатических причин в отраслевой структуре сельского хозяйства Германии животноводство преобладает над растениеводством. Последнее в значительное мере продолжает и сейчас ориентироваться на обеспечение животноводства кормами. В структуре животноводства резко выделяется скотоводство и свиноводство. При повсеместном распространении крупного рогатого скота средняя плотность его поголовья особенно велика на юге страны, свиней — на севере. Среди растениеводческих культур (без учета кормовых) выделяется пшеница, рожь, ячмень, картофель, а также овес, бобовые и сахарная свекла. Главными районами производства пшеницы являются Вюртемберг и Бавария, ржи — Бранденбург, Брауншвайг и Ганновер, сахарной свеклы — средняя Германия. Кормовые культуры, картофель, ячмень и овес выращиваются повсеместно. В целом в территориальном распределении выращиваемых растений решающую роль играют природные условия (сочетание тепловых ресурсов, влаги и почв), отраслей животноводства — наличие необходимых кормов. Высокопроизводительное сельское хозяйство обусловливает развитие многоотраслевой пищевой промышленности. Некоторые ее отрасли по объемам производства продукции вышли на ведущие позиции в мире. В первую очередь это относится к производству молока, мяса, пива и сахара. Германия обладает современным высокоразвитым транспортным комплексом. По густоте транспортных магистралей страна входит в число мировых лидеров. Ведущую роль в пассажирообороте и грузообороте играет автомобильный транспорт. Количество автомобилей в стране составляет около 50 млн единиц, из них более 40 млн легковых. Общая длина автомобильных дорог достигает 231 тыс. км, в том числе 11 тыс. км приходится на федеральные автобаны. На втором месте находится железнодорожный транспорт. Длина железных дорог составляет более 80 тыс. км. На некоторых участках организовано высокоскоростное движение (например, Гамбург — Берлин). Крупнейшие морские порты — Гамбург, Бремен, Вильгельмсхафен, Росток. Торговый флот насчитывает около 850 судов. Заметную роль играет внутренний водный транспорт, который лишь немного уступает по грузообороту железнодорожному транспорту. Широкая сеть каналов (самый значительный Рейн — Майн—Дунай) обеспечивает всем экономическим центрам ФРГ доступ к морским портовым комплексам страны, а также Роттердаму и Антверпену. Главные авиаузлы Германии — Франкфурт-на-Майне (первое место по пассажирообороту в Европе), Мюнхен, Дюссельдорф, Берлин. Авиационный парк насчитывает 1, 4 тыс. самолетов, в том числе около 400 лайнеров. Внешние экономические связи являются важнейшей частью хозяйственной системы ФРГ. Страна занимает второе место в мире по объему экспорта и импорта. Торговые связи осуществляются в основном со странами ЕС. В товарной структуре экспорта и импорта преобладают готовые изделия, а также продовольствие, полуфабрикаты, сырье. Важнейшими партнерами в инвестиционной деятельности являются США, Нидерланды, Швейцария, Франция, Великобритания. ФРГ выступает главным торгово-экономическим партнером и кредитором России. На нее приходится около 20 % товарооборота РФ и 25 % всех прямых иностранных инвестиций в России. Почти 90 % российского экспорта в Германию составляют энергоносители и сырье. Россия поставляет в ФРГ 1/3 потребляемого природного газа и почти четверть необходимой нефти. Импортирует- ся ютовая продукция. Развиваются другие формы внешних экономических связей.
|