Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Германия. Экономическая и политическая «погода» в Западной Европы в немалой степени зависит от стран, входящих в «большую восьмер­ку»






Экономическая и политическая «погода» в Западной Европы в немалой степени зависит от стран, входящих в «большую восьмер­ку». Одна из них Германия (ФРГ) — крупнейшее после России по численности населения (более 80 млн человек) и объему ВВП государство Европы, четвертая страна мира по экономической мощи (после США, КНР и Японии). Столетия раздробленности германской нации во многом обусловили современное федера­тивное устройство страны, каждая из 16 земель (рис. 2.1) которой имеет свою Конституцию, парламент и правительство.

Итогом Второй мировой войны стал раскол Германии на два государства — ФРГ и ГДР, а также потеря Германией своих вос­точных территорий, переданных под управление Польши и СССР {Померания, Силезия, Восточная Пруссия). Воссоединение Германии произошло только в 1990 г., при этом единая Германия признала границы, сложившиеся после Второй мировой войны.

Германия — страна без ярко выраженного центра. Столичными функциями обладают Берлин и Бонн, Федеральный Конституцион­ный суд находится в Карлсруэ, Бундесбанк — во Франкфурте, Федеральный Налоговый суд — в Мюнхене, а Федеральное Ста­тистическое управление — в Висбадене.

Географическое положение и природа. Центральное положение Германии в Европе иллюстрируется максимальным количеством стран-соседей (их 9), которые традиционно выступают в роли ее крупнейших торговых партнеров (Бельгия, Люксембург, Ни-


 
 

Дюссельдорф '> 4

у 2). Штутгарт { " ^

Границы федеральных земель Границы правительственных округов

 

Рис. 2.1. Административно-территориальное деление (федеральные земли и правительственные округа) Германии:

 

/ — Шлезвиг-Гольштейн; // — Мекленбург—Передняя Померания; /// — Бран-денбург; IV — Саксония-Анхальт: / — Дессау, 2 — Галле; V — Саксония; VI — Тюрингия; VII — Бавария: / — Нижняя Франкония, 2 — Верхняя Франкония, 3 — Средняя Франкония, 4 — Верхний Пфальц, 5 — Нижняя Бавария, 6 — Верх­няя Бавария, 7— Швабия; VIII — Баден-Вюртемберг: / — Штутгарт, 2 — Карлс­руэ, 3 — Тюбинген. 4 — Фрайбург; IX — Саар; X — Рейнланд-Пфальц: / — Трир,

2 — Кобленц, 3 — Рейнгессен-Пфальц; XI — Гессен: / — Кассель, 2 — Гисен,

3 — Дармштадт; XII — Северный Рейн-Вестфалия: / — Дюссельдорф, 2 — Мюн-
стер, 3 — Детмольд, 4 — Арнсберг, 5 — Кёльн; XIII — Нижняя Саксония: / —
Везер-Эмс, 2 — Люнебург, 3 — Ганновер, 4 — Брауншвейг; XIV — Гамбург;

XV — Берлин; XVI — Бремен


дерланды, Франция) или имеют с ней этническое и лингвисти­ческое родство (Австрия, Швейцария). Страны-соседи обеспе­чивают выход Германии во все регионы Европы. Положение в цен­тре европейских регионов обусловило широкую сферу шшяния и уникальный характер исторического и хозяйственного развития Германии. На севере страна имеет широкий выход к Северному морю и Балтике. (Обратившись к карте, вы увидите, что фе­деральная земля Шлезвиг-Гольштейн соединяет Северное море с Балтийским. Именно здесь еще в конце XIX в. был построен Киль-ский канал, соединивший эти моря и способствовавший расцвету г. Киль — главного военно-морского порта Германии и нынеш­ней столицы этой федеральной земли.) Центральное положение ФРГ проявляется и в том, что здесь перекрещиваются важнейшие широтные и меридиональные магистрали европейского значе­ния.

На суше территория Германии не имеет географических рубе­жей, за исключением южных участков. С севера на юг на террито­рии страны чередуются пять ландшафтных зон: Северо-Герман­ская низменность, Средневысотный горный порог, КЭго-Запад-но-Германское среднегорье складчатого фундамента, Южно-Гер­манское предальпийское плоскогорье и Баварские Альпы. На се­вере страна омывается Балтийским и Северным морями.

Мягкий климат с достаточным количеством осадков создает хорошие предпосылки для развития экономики (особенно сель­ского хозяйства) и комфортные условия для работы и отдыха лю­дей. Почти половина всей площади занята сельскохозяйственны­ми угодьями (отметим Рейнскую долину и долину Дуная с бога­тыми почвами на лёссе), около 30% лесом. Реки, текущие в ос­новном с юга и юго-востока, обеспечивают хорошую связь внут­ренних районов с морем, они нередко соединены каналами, что облегчает условия судоходства (отметим Среднегерманский ка­нал на севере и канал Рейн —Майн—Дунай, позволяющий осу­ществлять связи со странами Юго-Восточной Европы).

Население. О предках нынешних немцев — тевтонах было из­вестно уже в античные времена. Древние германские племена де­лились на северогерманские, западногерманские и восточногерман­ские. Первые обитали на Рейне, североморском побережье и Эль­бе. Вторые — занимали юг Скандинавии и территорию современ­ной Дании. На Балтике в устье Одера располагались восточногер­манские племена — вандалы (вандалии). Германцы были очень воинственны, отличались храбростью и далеко превосходили в этом смысле своих соседей.

Единая немецкая нация одна из самых молодых в Европе. Нем­цам чужд архаизм. Трудолюбие, бережливость и дисциплиниро­ванность помогали им преодолевать трудные этапы национальной истории и создали процветание немецкому обществу.


По числу жителей (более 80 млн человек) Германия сейчас лидер в зарубежной Европе. Более 90 % населения — немцы. Осталь­ные — турки, итальянцы, греки, хорваты, сербы, датчане (около 50 тыс.), а также славянское национальное меньшинство — лу­жицкие сорбы (около 100 тыс.). Статистика в ФРГ включает в со­став населения также иностранцев, не имеющих гражданства Гер­мании, но живущих и работающих в стране. Их доля в настоящее время достигает 9 % (свыше 7, 3 млн человек).

Немцы относятся к числу стареющих наций. К 2040 г. доля лю­дей старше 60 лет должна вырасти с нынешних 21 до 32 %. Про­блему стареющего и соответственно сокращающегося населения Германии (к 2040 г. оно может уменьшиться до 73 млн человек) в значительной мере снижает иммиграция.

Расселение в современной Германии имеет относительно рав­номерный характер. Узловыми элементами опорного каркаса рас­селения являются городские агломерации и города мирового (Гам­бург, Мюнхен, Кёльн, Штутгарт), национального (Бремен, Ган­новер, Дрезден, Лейпциг) и регионального (Киль, Кассель, Вюрц-бург, Магдебург) значения. Линейными элементами конструкции выступают главные транспортные коммуникации. Особое место в этой системе занимает Берлин (3, 6 млн человек), столица страны, играющая ключевую роль в нынешней объединенной Германии.

ФРГ — страна протестантов и католиков (первых несколько больше). Их соотношение во многом определяет итоги земельных выборов и влияет на региональное соотношение политических сил в стране.

Берлин возник в конце XII — начале XIII в. как небольшой торговый центр на удобном перекрестке у р. Шпрее между Эльбой и Одером, при­мерно в 177 км от побережья Балтийского моря. Первоначально он со­стоял из двух различных поселений: Кёльна, на острове на р. Шпрее, и Берлина, к северу от р. Шпрее, которые в 1307 г. вступили в союз, а в 1432 г. объединились. В 1470 г. Берлин —Кёльн стал столицей Бранден-бурга. В 1871 г. после победы Пруссии во франко-прусской войне Берлин был сделан столицей вновь созданной Германской империи.

В период нацизма Берлин являлся одним из центров, где вершилась мировая политика. Во время Второй мировой войны налеты британской и американской авиации превратили столицу Третьего рейха в груду раз­валин. После войны город был разделен на четыре сектора и управлялся военной властью, составленной из представителей держав-победитель­ниц. В конечном итоге Берлин оказался разделенным в политическом и административном отношении на Западный и Восточный Берлин.

До Второй мировой войны город обладал простой планировкой. Его сердцевиной было старое средневековое «ядро» Берлин —Кёльн — ме­сто, где размещался королевский дворец, берлинский собор и ратуша. К западу от него лежала строго распланированная сетка улиц, проло­женных по обеим сторонам Унтер-ден-Линден, широкого центрально-


го проспекта, обсаженного двойным рядом лип. Этот район являлся административным и финансовым центром Берлина, в котором нахо­дились крупные банки, издательства, большие магазины, университет и правительственные здания вдоль Вильгельмштрассе. На севере, вос­токе и юге от центра были построены многоквартирные дома, распо­ложенные вперемешку с промышленными предприятиями. В этих до­мах жили рабочие. В западной и юго-западной части Берлина, украше­нием которой служил бывший королевский парк Тиргартен, находи­лись аристократические кварталы. Такой же контраст повторялся в кольце

пригородов.

Граница между Восточным и Западным Берлином после Второй ми­ровой войны была проведена через центр старого города, а в дальней­шем обнесена Берлинской стеной (1961). Восстановление Восточного Берлина началось со строительства в 1950-х гг. проспекта Карл-Маркс -алле (до войны и после объединения — Франкфуртер-алле) в мону­ментальном «сталинском» стиле. Бывший центральный район, где со­хранились остатки исторических зданий, был затем восстановлен в со­временном стиле. В южной части был снесен разрушенный дворец, на этом месте возникла площадь Маркс-Энгельс-плац (ныне Люстгартен), на которой возвышаются Старый музей и огромный протестантский собор конца XIX в. Среди новых построек выделяется бывший Дворец республики, в котором помещалась бывшая народная палата (парла­мент ГДР), расположены рестораны, выставочные залы и молодежные учреждения. Рядом находится еще одна большая площадь, с 365-метро­вой телебашней. Восстановление улицы Унтер-ден-Линден происходи­ло быстро. Были воссозданы также неоклассические Бранденбургские ворота. После войны жилищное строительство в Восточном Берлине обычно осуществлялось в виде кварталов из сборных многоэтажных жилых домов, внутри кольца которых располагались школы, детские площадки, магазины и рестораны. Восстановление Западного Берлина шло по линии превращения «города-острова» в «витрину свободного мира». Крупные магазины, кафе на тротуарах, толпы людей и башни офисов, ярко подсвечиваемые неоновыми вывесками и рекламой, де­лали этот район похожим на любой другой городской центр западного

мира.

Берлинская стена была разрушена в 1990 г. После объединения Гер­мании воссоединился и разделенный Берлин, ставший столицей страны. Современный Берлин является одновременно федеральной землей и го­родом.

Государство. Королевство Германия образовалось в начале X в. Оно занимало территорию между Рейном и Эльбой, отрогами Альп, средним течением Дуная и Северным морем*. В 962 г. со­здается Священная Римская империя немецкой нации, которая становится ведущей державой в Европе. Империя представляла

* Основание германского (Восточно-Франкского) королевства датируется по-разному — 833-м, 843-м, 919-м гг. Все эти даты условны. Впервые название «Королевство тевтонов» (т.е. немцев) было употреблено в 919 г.


собой конгломерат различных зависимых и суверенных герман­ских монархий и формально просуществовала до 1806 г. В 1871 г. Германия под руководством Пруссии объединяется в централи­зованное государство. В это время начинается период «грюндер­ства» — индустриализации. Страна интенсивно развивается, осу­ществляет активную политическую деятельность. Серьезным испытанием для страны явилась Первая мировая война (1914 — 1918), в ходе которой Германия потерпела сокрушительное по­ражение. После окончания войны в 1919 г. в Германии провозгла­шается Веймарская республика. В конце 1920 — начале 1930-х гг. в условиях глубокого экономического кризиса к власти в стране приходят фашисты. В стране устанавливается режим террористи­ческой диктатуры Гитлера — Третий рейх. Целью фашистов ста­новится подготовка новой мировой войны. Развязав Вторую ми­ровую войну (1939— 1945), Германия вновь бросила вызов всему миру. Поражение в этой войне привело Германию к разруше­нию, оккупации и разделу. В 1949 г. образуются два германских государства — Федеративная Республика Германии (ФРГ, или Западная Германия, объединяющая американскую, британскую и французскую оккупационные зоны) и Германская Демокра­тическая Республика (ГДР, или Восточная Германия, представ­ляющая оккупационную зону СССР). Берлин как столица повер­женного рейха также оказывается разделенным жесткой грани­цей на Западный и Восточный секторы. Восточный Берлин ста­новится столицей ГДР. Западный Берлин, находившийся в цен­тре территории ГДР, приобретает особый статус, регулируемый четырехсторонним соглашением между СССР, США, Велико­британией и Францией. За время раздельного существования ФРГ становится одной из высокоразвитых стран мира, а ГДР — «вит­риной социализма».

Вторая половина XX в. прошла под знаменем противостояния Западной и Восточной Германии. Крушение СССР и мировой со­циалистической системы привело к падению просоветских режи­мов в странах Центрально-Восточной Европы. В результате в ок­тябре 1990 г. произошло объединение Германии. ГДР и Западный Берлин вошли в состав ФРГ.

Главой Федеративной Республики Германии является федераль­ный президент, который осуществляет преимущественно пред­ставительские функции. Исполнительная власть принадлежит гла­ве правительства — федеральному канцлеру, который является лидером партии, имеющей большинство в парламенте. Федераль­ный канцлер — ключевая государственная фигура, определяющая основные направления политики страны. Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: бундестага (выборы в него осуществляются по территориальному принципу) и бундесрата, представляющего собой нижнюю палату, в которой


каждая земля представлена членами земельных правительств. Ве­дущими политическими партиями являются Христианско-демо-кратический союз (ХДС) и Социал-демократическая партия Гер­мании (СДПГ).

За истекшие годы Германия произвела глубокую перестройку своей политики. Во внутренней жизни государства — это реше­ние сложных проблем объединения, связанных с большим от­ставанием новых восточных земель от старых почти по всем по­казателям. На международной арене — это стремление занять новое место в меняющейся Европе и мире. Немецкая политика признала, что открылась новая фаза европейской и мировой ис­тории, где конфронтация должна смениться сотрудничеством всех стран. Одним из активных политических партнеров ФРГ остается

Россия*.

Экономика. ФРГ — страна постиндустриальной экономики, в которой 2/3 принадлежит сфере услуг, 1/3 — промышленности и лишь около 1 % — сельскому, лесному хозяйству и рыболовству. Современная экономика Германии по величине — первая в Евро­пе и четвертая в мире (после США, Китая и Японии).

До объединения Западная Германия и Восточная Германия обладали различными хозяйственными системами. В ФРГ получи­ла развитие экономическая модель «социального рыночного хо­зяйства», обеспечивающая высокую эффективность рыночной экономики и высочайший уровень жизни всего населения**. В ГДР господствовало плановое централизованное хозяйство. После вос­соединения в 1990 г. западных и восточных земель последние оста­ются во многом депрессивными.

Добывающая промышленность ввиду отсутствия многих мине­ральных ресурсов представлена в основном разработками угля и калийных солей. Добыча угля ведется в Рурском и Саарском ка­менноугольных бассейнах, а также Кёльнском и Силезском бу-роугольных бассейнах. Ежегодно добывается свыше 200 млн т угля (в том числе 175 млн т бурого угля — это первое место в мире).

* Россия всегда проводила политику согласия с Германией, сближаясь на династической или демократической основе. Почти за тысячу лет российско-германских отношений страны воевали «по-крупному» только трижды. Разумеет­ся, ужасные катастрофы двух мировых войн с лихвой перекрывают малочислен­ность военных столкновений России и Германии. Тем временем Россия и Герма­ния часто были союзниками. Россия трижды на протяжении двух последних сто­летий, когда решались исторические судьбы Германии, помогала ей: во время освобождения от наполеоновской оккупации, при объединении Германии в конце

XIX и XX вв.

** Принципы социального рыночного хозяйства и Германская экономиче­ская модель были разработаны профессором Фрайбургского университета Люд­вигом Эрхардом, ставшим сначала министром финансов, а затем федеральным канцлером. Реализация германской экономической модели опиралась также на широкомасштабную помощь США по плану Маршалла.


В целом угольная промышленность малоэкономична и поддержива­ется за счет государственного бюджета. Газовая промышленность обеспечена отечественным сырьем лишь на треть, добыча нефти — ничтожна. В результате Германия вынуждена осуществлять значи­тельные закупки нефти в странах Персидского залива, Северной Африки и России, природного газа — в соседних Нидерландах, Норвегии и также России. Разработка калийных солей ведется в Нижней Саксонии и Гессене.

Электроэнергетика базируется на тепловых и атомных электро­станциях. На долю атомных станций приходится почти треть всей вырабатываемой в стране электроэнергии (свыше 540 млрд кВт-ч). В последние годы по всей стране развернулось широкое использо­вание ветровых энергоустановок.

Обрабатывающая промышленность является ведущей в индустрии страны. Предприятия черной металлургии (по выплавке стали — 45 млн т Германия занимает четвертое место в мире) размещают­ся преимущественно в земле Северный Рейн — Вестфалия (Дуйс­бург, Дортмунд). В качестве сырья широко используется металли­ческий лом, обеспечивающий до половины потребностей отрас­ли. Сталь вывозится почти исключительно в виде проката и труб. Цветная металлургия также работает на привозном сырье и на ломе цветных металлов (например, по меди — на 90 %). По произ­водству первичного алюминия (около 655 тыс. т) Германия зани­мает первое место в Европе. В целом металлургическая промыш­ленность Германии в настоящее время сосредоточена на произ­водстве вторичных металлов из лома. Перевод отрасли на импорт­ное сырье способствовал ее сдвигу к портовым центрам. Поэтому крупными металлургическими центрами стали Гамбург и Бремен. Машиностроение — главная отрасль промышленности Герма­нии. Машиностроение обеспечивает 50 % объема экспорта стра­ны. Отрасль представлена общим машиностроением, автомобиле­строением и электротехнической промышленностью. Общее ма­шиностроение сосредоточено в Баварии, Баден-Вюртемберге и Северном Рейне—Вестфалии, где производится новейшее и вы­сокопроизводительное оборудование для промышленных предпри­ятий и электростанций. Автомобильная промышленность произ­водит почти 6 млн автомобилей в год. Крупнейшие автомобиль­ные заводы расположены в Вольфсбурге (компания «Фольксва­ген»), Штутгарте («Даймлер-Бенц»), Кёльне («Форд»), Франк-фурт-на-Майне («Опель»), Мюнхене («БМВ»), Хайльбронне («Ауди»). Открыты филиалы этих компаний в других городах стра­ны — Берлине, Бремене, Гамбурге, Ганновере, Зальцгиттере, Касселе, Мангейме. Ведущими центрами судостроения являются Бремен (с Бремерхафеном), Гамбург, Киль, Любек, Паппенбург, Эмден. Машиностроение выпускает также военные и гражданские самолеты (Мюнхен), оптико-механическую продукцию (Баден-


ВЙ> ртемберг, Тюрингия) и полиграфическое оборудование (пер­вое место в мире). Налажено широкомасштабное производство электротехники (компании «Бош», «Грюндиг», «Миле», «Томас»). Центрами отрасли стали Гамбург, Ганновер, Мангейм, Мюнхен, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт. Бурное развитие элек­тротехники на юге Германии способствовало формированию там производственной зоны «хай-тек» (Мюнхен — Аугсбург — Ульм —

Штутгарт).

Химическая промышленность — вторая по значению отрасль ин­дустрии. Производится обширная номенклатура высокотехноло­гичной продукции — кислоты, минеральные удобрения, краски, лаки, лекарственные препараты, нефтепродукты. На долю хими­ческих товаров приходится более 10 % валового объема всей про­мышленности и экспорта Германии. Ведущими компаниями яв­ляются «Байер», «Хехст», «БАСФ». Важнейшие предприятия от­расли расположены в Рурском районе и морских портах. Крупней­шие нефтеперерабатывающие заводы сооружены в Весселинге (близ Кёльна), Гельзенкирхене (Рурский район), Гамбурге, Карлс­руэ, Инголыитадте. Новыми центрами химической промышлен­ности стали Леверкузен, Франкфурт-на-Майне, Людвигсхафен. Высокоразвитыми являются легкая и пищевая промышленность. Легкая промышленность знаменита кожевенно-обувным и тек­стильным производством. В пищевой выделяются пивоваренная и табачная. Многие отрасли работают полностью или в основном на отечественном сырье, другие зависят от импортного. Сырьевая ориентация определяет размещение предприятий легкой и пище­вой промышленности. Традиционным для Германии остается про­изводство фарфоро-фаянсовых изделий (всемирную известность сохраняет майсенский фарфор), бумаги (Саксония, Бранденбург). В аграрном секторе страны насчитывается около 500 тыс. фер­мерских хозяйств, где заняты 1, 3 млн человек. Германия всегда отличалась высоким уровнем развития сельского хозяйства и его капиталоемкостью. Капиталоемкость аграрного сектора выражает­ся в большой доле мелиорируемых земель и в значительном коли­честве вносимых удобрений (органических и минеральных). В силу климатических причин в отраслевой структуре сельского хозяй­ства Германии животноводство преобладает над растениеводством. Последнее в значительное мере продолжает и сейчас ориентиро­ваться на обеспечение животноводства кормами. В структуре жи­вотноводства резко выделяется скотоводство и свиноводство. При повсеместном распространении крупного рогатого скота средняя плотность его поголовья особенно велика на юге страны, свиней — на севере. Среди растениеводческих культур (без учета кормовых) выделяется пшеница, рожь, ячмень, картофель, а также овес, бобовые и сахарная свекла. Главными районами производства пшеницы являются Вюртемберг и Бавария, ржи — Бранденбург,


Брауншвайг и Ганновер, сахарной свеклы — средняя Германия. Кормовые культуры, картофель, ячмень и овес выращиваются повсеместно. В целом в территориальном распределении выращи­ваемых растений решающую роль играют природные условия (со­четание тепловых ресурсов, влаги и почв), отраслей животновод­ства — наличие необходимых кормов.

Высокопроизводительное сельское хозяйство обусловливает развитие многоотраслевой пищевой промышленности. Некоторые ее отрасли по объемам производства продукции вышли на веду­щие позиции в мире. В первую очередь это относится к производ­ству молока, мяса, пива и сахара.

Германия обладает современным высокоразвитым транспорт­ным комплексом. По густоте транспортных магистралей страна вхо­дит в число мировых лидеров. Ведущую роль в пассажирообороте и грузообороте играет автомобильный транспорт. Количество ав­томобилей в стране составляет около 50 млн единиц, из них более 40 млн легковых. Общая длина автомобильных дорог достигает 231 тыс. км, в том числе 11 тыс. км приходится на федеральные автобаны. На втором месте находится железнодорожный транс­порт. Длина железных дорог составляет более 80 тыс. км. На неко­торых участках организовано высокоскоростное движение (напри­мер, Гамбург — Берлин). Крупнейшие морские порты — Гамбург, Бремен, Вильгельмсхафен, Росток. Торговый флот насчитывает около 850 судов. Заметную роль играет внутренний водный транс­порт, который лишь немного уступает по грузообороту железно­дорожному транспорту. Широкая сеть каналов (самый значитель­ный Рейн — Майн—Дунай) обеспечивает всем экономическим центрам ФРГ доступ к морским портовым комплексам страны, а также Роттердаму и Антверпену. Главные авиаузлы Германии — Франкфурт-на-Майне (первое место по пассажирообороту в Ев­ропе), Мюнхен, Дюссельдорф, Берлин. Авиационный парк на­считывает 1, 4 тыс. самолетов, в том числе около 400 лайнеров.

Внешние экономические связи являются важнейшей частью хо­зяйственной системы ФРГ. Страна занимает второе место в мире по объему экспорта и импорта. Торговые связи осуществляются в основном со странами ЕС. В товарной структуре экспорта и им­порта преобладают готовые изделия, а также продовольствие, полуфабрикаты, сырье. Важнейшими партнерами в инвестицион­ной деятельности являются США, Нидерланды, Швейцария, Франция, Великобритания.

ФРГ выступает главным торгово-экономическим партнером и кредитором России. На нее приходится около 20 % товарооборота РФ и 25 % всех прямых иностранных инвестиций в России. Почти 90 % российского экспорта в Германию составляют энергоноси­тели и сырье. Россия поставляет в ФРГ 1/3 потребляемого при­родного газа и почти четверть необходимой нефти. Импортирует-


ся ютовая продукция. Развиваются другие формы внешних эконо­мических связей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал