Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субрегионы Европы
Примечание. В таблицу не включены некоторые пиитические «шницы Европы: Азорские острова, Гибралтар, Канарские острова, Мадейра (острова), о. Мэн, Нормандские острова, Фарерские острова, Шпицберген и др. ней займет Россия. Отношение государств и народов Западной Европы, Восточной Европы и России на протяжении нового и новейшего времени были нелегкими и даже трагичным^ Однако помимо многих негативных обстоятельств здесь была и поддержка Россией борьбы европейских народов за национальное освобождение и хозяйственное становление. В стратегическом плане Европа заинтересована в создании единого интеграционного пространства. При этом процессы регионализации не противоречат углуб- лению европейского единства, но сохраняют естественное многообразие и уникальность европейской культуры. Культурно-исторические регионы. Многие процессы региональной дифференциации Западной Европы в этнокультурной и политико-административной сферах являются следствием формирования в далеком прошлом локальных культурно-исторических очагов, далеко не всегда совпадающих с границами нынешних политико-административных образований: областей, провинций, земель. Упомянем лишь некоторые из них (в Великобритании, Франции, Германии, Испании и Италии), сыгравших и продолжающих играть заметную роль в региональной стратификации западноевропейских обществ. В Великобритании к числу подобных «очагов» следует отнести прежде всего Шотландию и Уэльс. Шотландия — культурно-историческая провинция, обладающая, пожалуй, наиболее ярко выраженной идентичностью. Заселенная потомками кельтов (древних гэлов), она вплоть до начала XVIII в. оставалась самостоятельным государством и долго оказывала сопротивление английским завоевателям. Лишь в 1707 г. Шотландия стала составной частью единого британского государства. Несмотря на почти полную утрату родного (гэльского) языка*, у шотландцев (в первую очередь — у интеллигенции) сохранилось чувство национального самосознания, некоторые своеобразные черты культуры. Национальные организации Шотландии (равно как Северной Ирландии и Уэльса) настойчиво будируют вопрос о федеральном устройстве Великобритании. Уэльс в административном отношении составляет одно целое с Англией, что, вероятно, связано с его ранним завоеванием (еще в 1284 г.!). Однако это одна из древних исторических областей Великобритании, населенная народом кельтской языковой группы — уэльсцами, или валлийцами и сохраняющая определенную специфику. Несмотря на длительную англизацию, многие уэльсцы сохранили национальное самосознание, своеобразную культуру, традиции и отчасти родной язык. Угасание последнего происходит достаточно интенсивно: говорящих только по-валлийски практически не осталось, а умеющих говорить на родном языке во всей Великобритании насчитывается несколько сот тысяч человек (в основном среди сельского населения — главного хранителя старых традиций). Во Франции к числу заметно отличающихся друг от друга культурно-исторических «очагов» относят Лотарингию, Эльзас, Бре- * Еще в конце XX в. среди населения северо-западной части Северного Шотландского нагорья и прилегающих островов можно было встретить жителей, говорящих на гэльском языке, весьма близком к ирландскому (вплоть до XVIII в. у ирландцев и шотландцев был общий литературный язык). Их нередко называют хайлэндерами в отличие от лоулэндеров, проживающих на низменности. тань, Корсику, Бургундию, Прованс, Лангедок и др. Около 20 «преднародов» Франции успели до своего слияния пройти долгий и самобытный путь развития. И сегодня большинство эльзасцев говорит на немецком языке, небольшая группа южан на провансальском, часть населения полуострова Бретань на бретонском, жители у подножия Пиренеев на баскском*. Пожалуй, наиболее остро ощущают свою идентичность жители Бретани. Даже в конце XX в. время от времени здесь происходят демонстрации бретонских националистов, выступающих с лозунгами автономии Бретани или ее полного отделения от Франции. Лотарингия — историческая область восточной Франции, на границе с Германией (ее название происходит от имени императора Лотаря II, взошедшего на престол в 855 г.). Нынешняя «административная» Лотарингия не представляет собой органического единства (ее западная часть по своей природе и экономике близка к Шампани, а южная (привогезская) имеет больше общего с соседней горной частью Эльзаса, чем с северной Лотарингией и т.д.). Эльзас в географическом отношении более компактная и более отчетливо очерченная область, чем Лотарингия — это левобережная часть Верхне-Рейнской низменности и восточный склон Вогезов с их предгорьями. Более ярко выражены и культурно-этнические особенности эльзасцев (что во многом связано с германским влиянием). Из 16 земель Германии (Баден-Вюртемберг, Бавария, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мекленбург—Передняя Померания, Нижняя Саксония, Рейн-ланд-Пфальц, Северный Рейн-Вестфалия, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия и Шлезвиг-Гольштейн), пожалуй, наиболее глубокую индивидуальность сохранила Бавария. Хотя есть и иные мнения (историческая земля Саксония-Анхальт начиная с 1919 г. и до конца Веймарской республики, когда нацисты утвердили свою власть, вообще оставалась самостоятельным государственным образованием). Бавария — историческая земля на юге страны, давшая начало одноименному королевству еще в начале второго тысячелетия. Культурной специфике земли способствовало то обстоятельство, что на юге Бавария «упирается» в Альпы, на северо-востоке — в * Стоит привести очень ценные, хотя, возможно, и несколько субъективные слова одного из героев В.Гюго: «Гений Франции соединяет в себе гениальные черты всего Европейского континента, и каждая французская провинция представляла собой одну из этих европейских добродетелей. Немецкая прямота процветала в Пикардии; широкая натура шведов проявляла себя в Шампани; голландскую трудоспособность можно было встретить в Бургундии, деятельную энергию Польши — в Лангедоке, испанскую гордость — в Гаскони, острый итальянский ум — в Провансе, греческую изворотливость — в Нормандии, швейцарскую честность — в Дофинэ». (Не будем ни спорить, ни соглашаться с романистом — важно, что он как бы подтверждает реальность различий.) Богемский лес. Несмотря на то что баварский Нюрнберг, расположенный на скрещении путей, ведущих из Германии в Италию, из прирейнских стран в страны Дунайского бассейна, еще в XIII в. стал крупным торговым и ремесленным центром (Мюнхен, столица земли, более молодой город), Бавария долго сохраняла старозаветный сельскохозяйственный уклад. Своеобразным подтверждением заметной роли Баварии в развитии процессов регионализма в Германии может служить как факт провозглашения в 1919 г. Баварской Советской Республики (с установлением режима пролетарской диктатуры), так и роль Мюнхена в «триумфальном шествии» идей нацизма. Весьма колоритны исторические области Испании: Страна Басков, Андалузия, Арагон, Астурия, Валенсия, Галисия, Кастилия, Каталония, Наварра, Эстремадура и др. Очертания многих из них, естественно, не совпадают с границами нынешних административных провинций, что также нередко стимулирует процессы регионализма. В самые критические моменты жизни Испании отдельные области (Каталония, Арагон, Андалузия, Валенсия и др.) вдруг отказывались поддерживать кастильскую династию, требуя независимости. Территория басков вообще разделена между Испанией и Францией. В Испании баски населяют районы: Бискайя, Гипускоа, Алава и часть провинции Наварра с городами: Бильбао, Сан-Себастиа-но, Виториа. Во Франции басками населены районы: Лабур, Ла-бурдан, Суда, с главным центром — Байони. Баски (как и каталонцы) упорно отстаивают свои права на самостоятельность, что связано с высоким уровнем национального самосознания. Они позже других народов были лишены Кастилией независимости и даже в XIX в. еще отгорожены от остальной Испании особой таможней. Каталония расположена в северо-восточной части нынешней Испании (на границе с Францией). Однако одно дело — Каталония в своих нынешних официальных границах, другое — мнение самих каталонцев о себе. Они считают Каталонией все провинции или их части, население которых говорит на каталонском языке. (Интересно, что, кроме административно оформленной Каталонии, к ней они относят каталонскую зону Арагона, каталонскую зону старого королевства Валенсии, Балеарские острова и даже Андорру (!)) Каталонцы, как известно, имеют традиции собственной государственности. (Уже в новейшее время, в 1931 г. в Барселоне было объявлено о создании независимой Каталонии, которая наряду с Испанией и Португалией должна была войти в федерацию всех республик Иберийского полуострова.) Время от времени импульсы регионального сепаратизма и авто-номизма исходят также из Галисии (где многие крестьяне по-прежнему говорят на галисийском, близком к португальскому языке), Андалузии, Валенсии, Арагона и других исторических областей Испании. Ярко выраженной индивидуальностью отличаются и культурно-исторические области Италии. Это единственная страна «большой семерки», где контрасты в социальной сфере между отдельными областями приобрели столь угрожающие масштабы, что появилось движение за отделение «богатого севера» от «бедного юга». Границу между севером и югом страны проводят по-разному: одни считают, что юг начинается за Флоренцией; для других эта граница проходит за Римом; для третьих она тянется за Неаполем. В официальных справочниках в графе «юг» перечисляются три области: Апулия (включающая весь «каблук» итальянского «сапога» и «шпору»), Калабрия («носок») и Базиликата, расположенная между двумя первыми. Очень часто к этим провинциям прибавляют область Кампанию (центр Неаполь), а также Сицилию и. Сардинию. Сепаратизм и автономизм исходит из преуспевающих северных областей: Ломбардии, Пьемонта, Лигурии («индустриальный треугольник»), Тосканы и др. Жизненный уклад, благосостояние, исторические традиции жителей этих областей слишком рознятся.от таковых на отстающих в развитии Сицилии и Сардинии (последнюю, разграбив и опустошив, римляне в свое время превратили в место ссылки и изгнания чиновников Итальянского королевства). В XVIII в. известный историк Я. Буркхардт заметил: «Любая нивелирующая тенденция, будь то политическая, религиозная или социальная, крайне опасна для нашего континента. Нам, европейцам, угрожает принудительная унификация, гомогенизация; нас спасает наше многообразие». Можно, конечно, попытаться оспорить «опасность нивелирующих тенденций» для сегодняшней Европы, тем более в условиях успешного развития интеграционных процессов на территории Европейского союза, устранения таможенных барьеров и введения общей евровалюты. Однако сформулируем вопрос иначе: а происходит ли вообще экономическая и культурная унификация европейских регионов в связи с интеграцией? Факты свидетельствуют о том, что начиная с 80-х гг. XX в. регионы ЕС прилагают серьезные усилия, направленные как раз на повышение своей роли в системе сообщества, расширение своих прав во всех областях политической, экономической и культурной жизни. Все чаще речь идет об интеграции не государств, а Регионов. В пользу развития «Европы регионов» говорит и то обстоятельство, что многие культурно-исторические очаги Западной Европы расположены на территории двух или нескольких стран, и государственные границы не способствуют их развитию. Тенденции регионализма не противоречат процессу углубления европейской интеграции. Наоборот, рост самостоятельности регионов ведет к достижению основной стратегической цели Союза — улучшению жизненных условий каждого конкретного гражданина. Ясно, что наиболее деликатной сферой западноевропейской интеграции является культура и образование. С одной стороны, существование ЕС в XX в. немыслимо без общих культурных ценностей, основанных на идеях христианства и гуманизма. (Один из «отцов-основателей» ЕС Ж. Монне писал: «Если бы я мог еще раз начать сначала, я бы начал с культуры».) С другой — многообразие европейских национальных и региональных культур не должно быть принесено в жертву европейскому единству, так как региональная культура не терпит гармонизации и нивелирования. В соответствии с конституциями практически всех западноевропейских стран культура и образование являются сферой компетенции регионов (например, в ФРГ — земель), так что у каждого из них имеется демократическая возможность не утратить уникальность своей культуры, сохранить «лицо» в Европейском союзе, не «раствориться» в нем. Экономические регионы и региональная политика. Экономико-географическую дифференциацию стран Западной Европы можно проводить по-разному: в зависимости от величины природно-ресурсного потенциала, объема ВВП, уровня диверсификации производства или его специализации, размеров ВВП на душу населения и т. п. (табл. 2.2). В рядах членов ЕС ни о какой нивелировке говорить пока не приходится. Существенно различаются их хозяйственные структуры. Так, Дания имеет узкоспециализированную экономику, Германия — диверсифицированную (т.е. многоотраслевую, разветвленную); Великобритания и Бельгия — «угольные» державы, к тому же первая, интенсифицируя добычу нефти в Северном море, претендует и на роль ведущей «нефтяной»; Франция иногда рассматривается как «амбар, пастбище и молочная ферма» Европейского союза и т.д. До приема в ЕС государств Восточной Европы в пределах союза выделяли «преуспевающий север» (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, Франция, Австрия, Швеция и частично Италия), «отстающий или бедный юг» (Греция, Португалия, Испания) и «маргинальный слой» (Ирландия, Финляндия). Условность подобной регионализации очевидна: во-первых, по сравнению со странами СНГ и Восточной Европы все государства-члены ЕС являются «процветающими нациями», а во-вторых, происходит все более тесное «взаимосцепление» экономик западноевропейских стран, формируется новая культура общения между нациями и людьми. С вступлением восточноевропейских стран в ЕС место «отстающего Юга» заменил «отстающий Восток». Таблица 2.2 Ведущие государства Западной Европы: банк статистических данных
Западная Европа является своеобразной творческой лабораторией для «апробации» не только интеграционных процессов (в рамках ЕС), но и региональной политики, направленной на смягчение пространственных социально-экономических диспропорций и улучшение социально-экологической среды. Вот уже более полувека ведущие западноевропейские государства в условиях развитого рынка с разной степенью удачи экспериментируют с регионами, преследуя две главные цели: упорядочить территориальную структуру хозяйства и обеспечить социально-политическую стабильность в обществе. Следует помнить, что полной гармонии между экономическими и социальными интересами, равно как и общенациональными и региональными, в принципе не существует. В ходе реализации региональной политики попытки западноевропейских стран снивелировать региональные различия нередко вели к снижению их национального дохода (формула «эффективность или равенство»?), а передел «национального пирога» в пользу обездоленных (как это произошло, к примеру, в объединенной Германии) вызывал недовольство тех, чьи интересы оказались ущемленными. Одна из давно укоренившихся традиций западной региональной политики — стремление государства к более сбалансированному размещению производительных сил. В процессе реализации этой идеи используются главным образом следующие рычаги: 1) контроль за размещением частных инвестиций; 2) создание льготных условий для частного капитала; 3) рассредоточение государственных предприятий. Оговоримся сразу — прямой контроль, как наиболее жесткая, а иногда и карающая мера, используется сравнительно редко (лишь в Великобритании и во Франции при децентрализации Парижа). Более распространены фи- нансовые стимулы (в том числе антистимулы): субсидии (например, при децентрализации), налоги и т.п. Наряду с воздействием государства на размещение производства наблюдается усиление его вмешательства и в решение вопросов размещения и использования трудовых ресурсов. Депопуляци-онные процессы, продолжающееся старение населения стран Западной Европы, приток иммигрантов из стран Восточной Европы, Ближнего Востока и Южной Азии, безработица — все эти проблемы заставляют власти принимать административные и экономические меры, носящие зачастую региональный «оттенок». В целях создания желаемой «географии» трудовых ресурсов государство использует многочисленные меры: уменьшение налогов, создание за счет государства объектов социальной инфраструктуры, выдачу специальных жилищных ссуд для граждан, обучение и переподготовку кадров за казенный счет и др. Но все-таки стержнем региональной политики высокоиндустриальных стран Запада являются мероприятия по развитию депрессивных и слаборазвитых территорий, а также децентрализации крупных промышленных агломераций. Особое внимание в странах Западной Европы уделяется депрессивным регионам. Как известно, депрессивные регионы — это те, которые демонстрировали в прошлом относительно высокие темпы развития, но затем в силу ряда причин пришли в упадок. Традиционно они ассоциируются с угольно-металлургическими очагами, которые оказались в наибольшей степени пораженными безработицей в 1929—1933 гг., особенно в Великобритании, Германии, Бельгии, Франции, Нидерландах. (К концу XX в. симптомы «депрессивности» стали характерны и для регионов с иной специализацией: химической, деревообрабатывающей и др.) Более в худшем положении очутились те из них, которые занимают периферийное положение и обладают наименьшей диверсифи-цированностью хозяйства. Большинство из депрессивных в прошлом индустриальных регионов Западной Европы (Рур и Саар в Германии, Эльзас во Франции, Валлония в Бельгии, Уэльс в Великобритании и др.) сейчас уже мало чем напоминает прежние кризисные территории, но «инерция имиджа» дает о себе знать. К тому же индустриальные очаги занимают в пределах таких регионов не более 10 — 20 % территории. Опыт реструктуризации депрессивных старопромышленных регионов показал, что основой их стабильности в большинстве случаев служило развитие в них наукоемких отраслей, сферы деловых услуг, рекреации. Одновременно проводилась «пассивная санация», т.е. поощрение эмиграции высвобождающейся рабочей силы в другие районы. Отличие слаборазвитых от депрессивных регионов состоит в том, что они никогда не служили местом концентрации произ- лственных мощностей. Это, как правило, периферийные аграрные в лучшем случае — минерально-сырьевые регионы, характеризующиеся слабым развитием социальной инфраструктуры, на-**ки и даже культуры. К числу подобных регионов в пределах Западной Европы традиционно относят Европейский Север (Норвегия, Швеция, Финляндия), некоторые местности Средиземноморья (Португалия, Испания, Италия, Греция), Ирландию и др. Некоторые из слаборазвитых регионов остаются практически «нейтральными» в экономическом отношении (особенно регионы с экстремальными природными условиями), поскольку редко заселены и не выдерживают испытания рынком. Другие (например, итальянский Юг) — стали объектами активной региональной политики и заметно поправили свои дела. Еще одно направление западноевропейской региональной политики — регулирование развития агломераций, мегалополисов. Данное направление, по сути дела — старейшее, но далеко не самое эффективное. Не случайно, в марксистской литературе содержалось немало заклинаний по поводу «неспособности капиталистического общества предотвратить уродливое разрастание сверхбольших городских агломераций» и язвительных насмешек в адрес «буржуазных теорий ультраурбанизма, оправдывающих безудержный рост городов и считающих его спонтанным и неуправляемым». Во-первых, никто из авторитетных западных урбанистов не оправдывал неуправляемый рост промышленных агломераций. Во-вторых, проблема децентрализации Москвы вряд ли была (и, главное, остается) менее остра в сравнении с аналогичной проблемой Парижа. В-третьих, человечество, к сожалению, пока не нашло по-настоящему эффективных мер борьбы с сверхконцентрацией производственных мощностей и населения в городах и мегалополисах. Вместе с тем принимаемые экономические меры по ограничению роста городов все же приносят несомненный эффект, но подчас малоощутимый из-за невозможности, а то и нежелания оценить гипотетическую, полностью неуправляемую ситуацию. Во Франции — это «субсидии по децентрализации», распространяющиеся на фирмы, переводящие предприятия и конторы из Парижа; в Италии в отношении агломераций Милана и Турина действует практика антистимулов, предусматривающая обложение налогом фирм, реализующих проекты, имеющие негативные последствия в размещенческом плане и т.п. Наднациональная политика ЕС. Сразу отметим, что анализ наднациональной региональной политики Европейского союза представляет особую практическую ценность для Российской Федерации с точки зрения ее неизбежных попыток реанимировать интеграцию с теми или иными государствами СНГ и найти экономический компромисс не только на межстрановом уровне, но и на уровне регионов. Постепенное превращение Западной Европы, состоящей из государств, в Европу регионов — социально-экономический феномен конца XX — начала XXI в., который еще предстоит осознать. Ясно, однако, что усилия по формированию единого социально-экономического пространства вряд ли увенчаются успехом без проведения целенаправленной региональной политики. Как известно, начиная с 1993 г. (со времени подписания Маастрихтских соглашений) в истории развития ЕС открыта новая страница. Закрыты сотни таможенных пунктов, и коммерсанты могут беспрепятственно ввозить в любых количествах товары и продавать у себя дома. Авиарейсы в рамках ЕС отныне не считаются международными с вытекающими отсюда выгодами. Люди могут жить и работать беспрепятственно в любом месте интеграционного союза. (Правда, отмена ограничений происходит поэтапно, с учетом степени готовности стран.) Несмотря на ощутимые достижения в социально-экономической сфере, ни о какой «нивелировке» в рядах членов ЕС говорить пока не приходится. Интеграционные процессы протекали в условиях «двухполюсного» и «трехполюсного» развития, где наиболее динамична ФРГ, затем идут Франция, Великобритания, Италия и другие страны, а замыкают страны Восточной Европы. Соответственно очень серьезные диспропорции в уровне экономического и социального развития наблюдаются в разрезе регионов, на которые поделено экономическое пространство ЕС (до расширения ЕС на Восток регионов было 171, а теперь существенно больше). Если принять средний уровень ВВП по всем регионам за 100, то самыми низкими показателями обладают некоторые регионы Польши и Словакии (менее 40). При создании Европейского экономического сообщества в преамбуле Римского договора была зафиксирована решимость государств-основателей «объединить национальные хозяйства и обеспечить их гармоничное развитие при сокращении разрыва в уровнях развития между отдельными территориями». Более того, в договоре содержались положения о необходимости оказания совместной помощи отсталым регионам, хотя ни о каких базовых принципах региональной политики тогда речь не шла. Усилившиеся в конце XX в. территориальные диспропорции в ЕС (вследствие общего ухудшения конъюнктуры, кризиса традиционных отраслей, присоединения к Сообществу менее развитых государств и т.п.) вынудили институты ЕС всерьез приступить к выработке концептуальных идей региональной политики. В качестве ее «краеугольных камней» были учреждены Комитет по региональной политике, подчиненный Совету министров ЕС, и Европейский фонд регионального развития (ЕФРР) в рамках бюджета Сообщества. Новый этап интеграции стран ЕС стал осуществляться не столько под государственным, сколько под региональным углом зрения. Известно, что идея «Европы регионов» — логическое развитие идеи Соединенных Штатов Европы и теснейшим образом связана с мечтами о европейском федерализме. В пользу развития идей регионов говорит и то обстоятельство, что многие естественные регионы Западной Европы расположены на территории двух или нескольких стран и государственные границы отнюдь не способствуют их развитию. Многие политические деятели в Европе давно пришли к выводу о том, что экономический регион — это реальность. Однако осознание этого непреложного факта не находило практического выражения в сфере деятельности институтов ЕС. Лишь в 1988 г. Европейский парламент наконец принял резолюцию под названием «Хартия регионализма», а несколько позже для отстаивания интересов европейских регионов в Брюсселе были учреждены такие организации, как Комиссия регионов, Собрание регионов Европы, Совет регионов и общин Европы и т.п. Как отмечалось ранее, одним из стержневых направлений региональной политики ЕС является содействие развитию проблемных регионов. При унификации критериев их выделения национальными правительствами и институтами ЕС учитываются прежде всего следующие признаки регионов: среднедушевой доход населения, доля продукции депрессивных отраслей и сельского хозяйства в ВВП, уровень безработицы и миграционной подвижности. Немаловажное значение при этом приобретает вопрос о гармонизации административного деления стран ЕС. В большинстве из них существует система трехзвенной классификации регионов, причем основным объектом региональной политики являются регионы второго ранга. Именно они до последнего времени олицетворяли операциональные таксоны региональной политики, и в ряде случаев при принятии важных решений КЕС обладали приоритетом перед национальными правительствами. Уже сегодня, участвуя в реализации конкретных экономических программ, регионы первого порядка напрямую контактируют между собой, минуя государственные власти. При этом нередко они считают более важным лоббирование своих интересов в Брюсселе, чем в национальных столицах, и открывают там свои информационные офисы. В заключение отметим, что при становлении российской региональной политики в рыночных условиях логично заимствовать Ценный зарубежный опыт, особенно западноевропейских государств. Здесь региональная политика всегда базировалась на глубоких научных проработках, на результатах тщательной региональной диагностики и экспертизы. Нормальной реакцией государства на любые региональные «осложнения» было создание экспертных комиссий для непредвзятого изучения положения дел на месте с привлечением ведущих научных центров и отдельных уче- ных. В России же с ее обширными пространствами и множеством запутанных региональных «узлов» ученые-регионалисты практически никогда не были серьезно задействованы. Можно провести немало параллелей, иллюстрирующих возможность применения опыта региональной политики за рубежом в условиях России. По-видимому, вначале целесообразно использовать опыт западных стран по созданию научной базы региональной политики и отработке институционального механизма ее реализации. Затем, вероятно, следовало бы осуществить проблемное районирование РФ с ранжированием регионов по степени кризисных ситуаций, максимально учитывая при этом существующее административно-территориальное деление, а также национально-религиозные и политически факторы, чтобы избежать противопоставления одного региона другим или стране в целом, т. е. сепаратизма. В условиях полиэтнической РФ целесообразно перенять западный опыт по установлению степени очередности региональных мер, выдвинув на первый план решение социально-политических и экологических задач, и лишь после стабилизации положения в стране предпринимать решительные меры по структурной реорганизации региональной экономической политики с созданием единого органа управления. При этом важно обеспечить преемственность и стабильность принимаемых правительством решений, несмотря на то обстоятельство, какие лидеры и партии находятся у власти. РФ следует внимательно изучить опыт региональной политики федеративных стран, например Германии. Естественно, не стоит проводить прямые аналогии между федеративными отношениями Германии и России. И немецкий федерализм, и российский федерализм имеют свои специфические особенности, связанные с историей государств, размерами территории, этническим составом населения и т. п. Но в любом случае федеративные отношения предполагают активную роль регионов в экономической и социальной жизни страны, в улучшении качества экологической среды своих территорий. Есть, однако, один чрезвычайно важный момент, способный сильно уменьшить эффективность региональной политики в России по сравнению со странами Запада: ослабленное региональное самосознание наших граждан. Оно означает притуплённое чувство «малой родины», граничащее иногда с равнодушием к месту обитания, пассивность по отношению к происходящему на местах. Трудно говорить об истоках подобного отношения к своему краю (разве что можно вспоминать в связи с этим размышления В.О.Ключевского, С.М.Соловьева, Н.А.Бердяева), но несомненно влияние на него добровольно-принудительного перемещения огромных контингентов населения СССР с насиженных мест в ходе индустриализации, урбанизации и большевистского террора. Исторически в западной культуре региональное самосознание, как правило, выражено четче, и это обстоятельство оказывается весьма важным при осуществлении властями региональной политики. Поэтому развитие регионального самосознания россиян представляет собой исключительно важную задачу как для регионов, так и для российского государства в целом. Контрольные вопросы и задания 1. Какова история поляризации Европы на Западную и «Незападную»? 2. Почему Финляндия не относится к Скандинавским странам, а Дания относится? 3. Что представляет собой «матрешечный» принцип строения культурно-исторических регионов? 4. Каков «реестр» основных направлений региональной политики высокоразвитых стран с устоявшейся рыночной экономикой? 5. В чем заключается принципиальная разница между депрессивными и слаборазвитыми регионами? Приведите конкретные примеры таких регионов в Западной Европе.
|