Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема 2. Типы профессий, специальностей
2324 2. Слесарь, мастер по ремонту бытовой техники, тренер, животновод-механизатор, плодоовощевод, стенографистка-машинистка, художник-оформитель. 3. Шофер, летчик, судоводитель, машинист башенного крана. 4. Продавец, медсестра, работник справочной службы. 5. Конструктор, растениевод-опытник, портной-модельер, разметчик, закройщик. 6. Милиционер, пограничник, работник музея, работник службы охраны природы. Рассмотрим и сравним такие профессии, как контролер-приемщик станочных и слесарных работ, токарь, машинист подъемного крана, закройщик. Все они связаны с техническими объектами труда и относятся к одному типу («человек — техника»), но существенно различаются по целям труда. Цели труда контролера познавательные (гностические) — распознать признаки качества изделия, сличить свойства изделия с образцом (мысленным или наглядным), с требованиями ГОСТов1, разобраться, оценить. В связи с этим от работника (наряду со знанием и опытом) требуются устойчивость внимания, наблюдательность, интерес к свойствам продукции, активность познавательных побуждений, бдительность и дотошность, выносливость к однообразным нагрузкам на соответствующие органы чувств, самостоятельность в принятии решений. Цель труда токаря — обработать, преобразовать реальный объект посредством некоторых операций. Все изменения объекта производятся на основе распознавания его признаков, учета их. Но все же главная цель труда не познавательная, а практически преобразовательная. В связи с этим от человека требуются наряду с вниманием и наблюдательностью способность и умение ясно представлять себе ход предстоящих действий, преобразований объекта (умение планировать работу), способность и умение многократно совершать точные (по времени и расстоянию), строго дозированные и координированные движения, предвидеть возможные последствия каждого действия; требуются склонность и интерес 25 именно не к пассивному созерцанию, а к изменению, улучшению объектов — «восторг делания». Цель труда машиниста крана (как и любого подъемного или транспортного средства) —переместить объекты. Это тоже разновидность преобразования среды, но дополнительная особенность состоит здесь в том, что возникает много нестандартных ситуаций, в которых надо ориентироваться по определенным правилам, быстро принимать и точно исполнять свои решения или указания, сигналы других ответственных лиц (стропальщика, монтажника). Цель труда закройщика (например, закройщика верха обуви в кожевенно-обувном производстве) — найти наиболее рациональный (экономный) вариант расположения резаков на заготовке. Сама по себе исполнительская работа (нажать педаль пресса, который вырубает детали) несложна — главное, быстро оценить качество, особенности заготовки и решить поисковую задачу о наилучшем расположении резаков. Закройщику нужны способность и умение мысленно комбинировать, перебирать в уме разные варианты ситуаций, оперативно принимать самостоятельные решения и исполнять их. В зависимости от особенностей главных целей труда профессии и специальности можно разделить на классы, обзорная характеристика которых дана в приводимой схеме 3. Возможны профессии, занимающие промежуточное положение в разделах данной классификации. Такие цели, как организовать, обслужить или обработать, переместить, — существенно различны; поэтому можно выделить соответствующие подклассы (специальности, связанные с управлением людьми или обслуживанием их; специальности, связанные с обработкой материалов или перемещением объектов, вождением транспорта и т. п.). Упражнения. 1. Опираясь на свои знания, отнесите каждую из перечисляемых ниже специальностей к одному из указанных в схеме классов: а) мастер технической диагностики сельскохозяйственной техники; б) сборщик часов; в) плотник; г) геолог-разведчик; д) воспитательница детского сада; е) машинист электропоезда. 2. В соответствии со схемой обозначьте каждую из вышеназванных специальностей условной литерой («Г», «П», «И»). 26
|