Наименование классов профессий, специальностей
| Гностические специальности
| Преобразующие специальности
| Изыскательные специальности
|
Условные обозначения классов
| Г
| П
| И
|
Особенности главных, ведущих целей в каждом классе профессий, специальностей
| Распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить
| Преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, воздействие, переместить, обслужить
| Изобрести, придумать, найти новый результат, образец, вариант
|
Примеры отдельных профессий различных типов
| тип „человек — природа“
| Приемщики продукции растениеводства и животноводства; таксаторы (учетчики) лесного хозяйства
| Полеводы, животноводы, лесоустроители
| Селекционеры в области растениеводства и животноводства
|
тип „человек — техника“
| Контролеры-приемщики готовой продукции в промышленности; товароведы-бракеры
| Слесари, станочники, монтажники конструкций, водители, машинисты кранов
| Закройщики, разметчики, конструкторы
|
тип „человек — человек“
| Инспекторы, следователи
| Управление: преподаватели, мастера производственного обучения, руководители (бригад и т. д.). Обслуживание: официанты, продавцы, медсестры
| Работники службы НОТ
|
тип „человек — знаковая система“
| Корректоры
| Наборщики, стенографистки-машинистки, операторы вычислительных клавишных машин, бухгалтеры
| Программисты для вычислительных машин, научные работники (теоретики)
|
тип „человек — художественный образ“
| Контролеры-приемщики малярных и обойных работ
| Маляры, граверы, художники-оформители, скульпторы, ювелиры
| Модельеры, цветоводы-декораторы, художники-конструкторы, композиторы, писатели
|
Основные личные качества, необходимые работнику наряду с опытом, знаниями и специальными (для каждого типа профессий) способностями
| Интерес к свойствам определенных объектов, определенной продукции, выраженная познавательная активность, устойчивость внимания, наблюдательность, высокая работоспособность соответствующих органов чувств
| Склонность к практическому влиянию на окружающую среду, интерес к процессу и результатам этого влияния; активность и работоспособность при исполнениирешений посредством практических действий
| Интерес к новому. Высокая активность и работоспособность при мысленном комбинировании материалом (наглядным или отвлеченным). Способность легкоотказываться от привычного или общепринятого хода мысли, искать новые варианты
|
3. Попытайтесь указать те личные качества (с учетом перечисленных в нижней графе схемы), которые, как вам кажется, у вас сравнительно четко выражены. Обсудите этот вопрос с теми более опытными людьми, которые вас хорошо знают.