Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные виды деятельности
Основные виды деятельности — труд, учение, игра. Признаки, общие для них, рассмотрены в предыдущем параграфе. Отличия же их состоят в следующем. Труд — это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют непосредственную ценность для других людей, общества. Эти результаты могут быть четырех видов: а) вещи, предметы (пища, одежда, жилище, средства и орудия труда), виды энергии; б) информация 114 (новые знания о природе, обществе, художественные образы действительности); в) обслуживание людей (торговое, бытовое, медицинское обслуживание, защита общества); г) руководство, управление людьми, обучение их. Учение — это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют перспективную ценность для других людей, общества. Эти результаты могут быть двух видов: а) усвоенные элементы опыта человечества (знания, приемы практической и умственной работы, приемы обращения с людьми); б) развитые мотивы и способности, делающие человека пригодным к реальному участию в жизни общества. Учение — это средство подготовки человека к общественно-трудовой деятельности. Игра (имеется в виду прежде всего деятельность детей, возникающая в дошкольном возрасте) — это подражательно-выразительная деятельность не по обязательному заданию, представляющая перспективную ценность для общества как средство подготовки ребенка к учению и труду. В игре дошкольника развиваются его ум, навыки общения с людьми, отношение к коллективу, умелость в действиях с окружающими предметами, способность регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе правилами. Следует оговориться, что уже в деятельности 5—6-летнего дошкольника появляются элементы учения и труда. Если взрослый поручает ему отнести и положить в почтовый ящик письмо, то это уже не игровое действие, а трудовое. Когда играют «в почту», то письмом может считаться любая бумажка или лист дерева, а почтовым ящиком — щелка в заборе, стене и т. п. Когда же взрослый дает ребенку настоящее письмо, то имеется в виду, что его можно опустить не в любую щелку, а в настоящий почтовый ящик, независимо от настроения и желаний исполняющего. Таким образом, здесь есть элемент обязательности, делающий действие учебно-трудовым. В школьном возрасте наряду с учением дети довольно много играют (военно-спортивные коллективные игры, настольные игры, требующие умственной нагрузки, и т. д.). В зрелом возрасте люди не только работают, но 115 и учатся, а также и играют в порядке отдыха1. Но для определенных возрастных периодов жизни человека есть определенные, так называемые ведущие (главные, основные) виды деятельности. Для дошкольника ведущая деятельность — игра. Для ребенка школьного возраста — учение. Для человека зрелого возраста — труд. Продвижение, успехи и неудачи в ведущем виде деятельности определяют положение человека среди людей, отношение к нему коллектива. Все ценные личные качества человека (убеждения, идеалы, ум, воля, умелость во взаимодействии с людьми и предметами) проявляются и воспитываются прежде всего в ведущей деятельности. Упражнение. Определите, какого типа поведение описано в нижеследующих примерах — трудовое, учебное или игровое: 1. Мальчик впервые пришел учиться в первый класс. Ему все очень понравилось — парты, которые открываются и закрываются, доски, на которых можно писать мелом. Он пол-урока открывал и закрывал парту, даже влез под нее, чтобы все осмотреть. В середине урока встал и пошел. «Ты куда?» — «Погулять». Когда его оставили (в наказание) после уроков, он был очень доволен — ведь теперь он был один в классе и мог открывать и закрывать любую парту, писать что угодно на доске. 2. Подросток учится играть на гитаре, но у него не получается одна трудная последовательность аккордов «пальцы путаются»), поэтому он в течение часа с короткими перерывами повторяет только эту последовательность. В конце концов пальцы перестают «путаться». 3. Ученица 8-го класса в качестве пионервожатой организует и проводит с учащимися 4-го класса сбор макулатуры. 4. В учебной столярной мастерской учащиеся делают древки для флажков в связи с предстоящим праздником. Ответы и пояснения. 1. Хотя мальчик находится в школе, поведение его протекает по типу игры. 116 2. Это типичный пример настойчивого самообучения. Поведение учебного типа. 3. Хотя речь идет об учащейся, но в данном случае она не учится, а выступает как организатор коллектива. Это поведение трудового типа. 4. Хотя мастерская учебная, но в данном случае ученики не столько тренируются, учатся, сколько уже применяют имеющиеся навыки для выполнения обязательного важного задания. Это поведение трудового типа.
|