Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о способностях






СПОСОБНОСТИ

«От каждого по способностям...» — так начинается формулировка одного из коренных принципов социалистического общества. Это не означает, что обязательно от одного — больше, а от другого — меньше. Бессмысленно измерять и сравнивать по принципу «больше — меньше» работу агронома-селекционера, слесаря-рационализатора, композитора и т. д. Они не могут заменить друг друга, каждый нужен на своем месте.

129

Разумеется, в определенных (сравнимых) случаях возможно и необходимо различать способности по уровню их развития («больше — меньше»). Но прежде всего нужно ставить вопрос не о «больше — меньше», а «к чему способен?», то есть вопрос не количественной, а качественной характеристики способностей.

Что же называть способностями?

Признаки понятия «Способность»
1. Индивидуально-психологическая особенность человека.
2. Особенность, обусловливающая возможность успеха в какой-либо деятельности.
3. Особенность, не сводящаяся к конкретным знаниям, отдельным навыкам, привычкам.

Справа в рамке даны три признака способностей. Если все три присущи той или иной черте человека, проявляемой им в деятельности, то эту черту можно отнести к категории способностей, а если хотя бы один признак не подходит, то это не способность.

Упражнение. Разберитесь в следующих примерах и определите, в каких случаях речь идет о способностях, а в каких — нет.

1. Длина рук у боксера.

2. Стремление быть чем-то постоянно занятым, склонность к труду.

3. Широкая осведомленность в какой-либо области.

4. Наблюдательность, проявляющаяся в том, что человек систематически замечает в предметах, явлениях, поведении или облике людей много важного для работы с этими предметами или людьми.

5. Человек хорошо удерживает «в уме» много цифр, букв, слов или внешних признаков объектов; может их мысленно по-разному комбинировать.

6. Сила мышц рук.

7. Ученик очень хорошо декламирует стихотворение, отрепетированное с учителем.

8. Человек быстро запоминает разнообразные внешние признаки предметов (форму, цвет, величину).

9. Человек быстро усваивает новые движения, позы, двигательные действия.

10. Ученик хорошо рассказывает выученный урок.

11. Требовательность.

12. Человек хорошо различает запахи и точно помнит их.

130

Ответы к примерам. 1. Нет, ибо это хотя и особенность человека, но не психологическая, а анатомическая.

2. Да, это важнейшая из так называемых общих способностей и в то же время мотив.

3. Нет, ибо это прежде всего совокупность знаний.

4. Да.

5. Да (в то же время это особенность памяти и воображения).

6. Нет.

7. Неизвестно, что обусловило успех.

8. Да.

9. Да.

10. Неизвестно, что обусловило успех.

11. Да, это одна из организаторских способностей (и в то же время черта характера).

12. Да, это одна из профессиональных способностей (важна для химика, фармаколога, врача, дегустатора, повара и т. д.).

Вы уже очевидно поняли, что нет такой особой группы психологических качеств, которые были бы способностями и более ничем. Любая особенность мотивов, характера, ума, чувств, воли, если она удовлетворяет изложенным выше трем признакам, относится в то же время и к категории способностей.

Одним из наиболее волнующих является вопрос о возможности развития способностей. Рассмотрим некоторые факты.

Вот перед вами два дошкольника. Один может пропеть по слуху несложные мелодии из трех — пяти звуков, которые ему перед этим проиграли на инструменте, другой, хотя и «гудит», но совсем не похоже на то, что перед этим прослушал. Очевидно, что у первого дошкольника есть способность — музыкальный слух, а второму, как говорят, «медведь на ухо наступил».

Советский психолог А. Н. Леонтьев брал именно подобных детей, у которых нет музыкального слуха, что обычно считают врожденным. С этими детьми проводились специальные тренировочные опыты. Ребенка, который не может точно пропеть заданный звук, начинают вначале «подстраивать», как подстраивают, например, гитару: «Пой немного потоньше... Нет, нет, это уже слишком, чуть потолще (пониже)» и т. д. Когда голос ребенка совпадает с заданным тоном, обращают его

131

внимание на особый характер получающегося при этом звучания (унисон). Достаточно быть не глухим, чтобы заметить, что при таком совпадении получается особое характерное звучание. После нескольких занятий ребенок научается «подстраиваться» самостоятельно вначале к отдельным звукам, а затем и к их сочетаниям, мелодиям. После нескольких месяцев таких и подобных занятий дети вполне хорошо пропевают простейшие новые мелодии, ничем не отличаясь от тех, кто имеет музыкальный слух. Если бы детей учили и тренировали петь определенные мелодии, то это был бы просто навык — автоматизированные действия. Но ведь они самостоятельно пропевают новые для них звукосочетания!

Здесь уже можно говорить о способности, ибо способность, которую приобрелидети, нельзя свести просто к навыкам. Это способность в самом строгом смысле этого слова. Врожденной она раньше казалась потому, что мы не знали, как ее сформировать у человека. Точно так же обстоит дело и с другими способностями — пока не знают, как их развить, разводят руками: «природный дар»... На самом же деле способности развиваются, формируются в активной, напряженной деятельности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал