Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки уровня развития способностей






До сих пор мы различали способности только по качеству — «к чему способен?». Каковы же признаки, по которым можно судить об их уровне — «насколько, способен?», «кто более способен?». Иногда применяют так называемые тесты — кратковременные стандартизованные эксперименты-испытания, требующие от человека решения некоторых задач. Тестов разного рода, плохих и хороших, придумано очень много. Их недостатком является то, что они ставят человека в условия несколько искусственной деятельности; кроме того, не всегда ясно, действительно ли мы узнаем о какой-то способности человека или нам только кажется, что это так. Наконец, тесты адресованы всегда к каким-то частным особенностям психики, «психическим лоскуткам», связь которых с профессиональной пригодностью не всегда ясна. Во всяком случае, тесты должны применять только специалисты-психологи, подобно тому, как скальпель можно доверить только специалисту-хирургу,

148

поэтому вопрос о тестах мы здесь не будем рассматривать. Кроме тестов есть и «жизненные показатели» уровня способностей:

1. Успешный результат деятельности.

2. Оригинальность, самобытность при выполнении работы.

3. Степень преодоления неблагоприятных условий среды.

4. Быстрота овладения новыми знаниями и навыками (хорошая обучаемость в той или иной области).

Все эти показатели нужно учитывать по возможности одновременно.

Если два человека работают хорошо, делают все, что им поручают, выполняют норму, но при этом один из них находит свои пути решения трудовых задач, если он инициативен и догадывается сделать то, чему его не учили, то он явно способнее, чем другой.

Если два человека работают или учатся хорошо, оба проявляют творческую инициативу, но один из них живет в неблагоприятных условиях, то он явно способнее, чем другой, — ведь он добился тех же успехов, преодолев бо́ льшие трудности.

Раннее или позднее проявление способностей не характеризует их уровень. Иногда выдающиеся способности проявляются поздно, даже в зрелом возрасте. И, напротив, раннее музицирование или увлечение математикой не обязательно приводит к развитию большого таланта.

Дело в том, что талант (высокий уровень развития способностей) — это явление в конечном счете не биологическое, а социальное. В нашей стране созданы наиболее благоприятные условия для развития личности, для того чтобы молодой человек наиболее полно мог развивать свои способности. Поэтому разовьет ли человек свои способности — это будет зависеть от того, правильно ли он выберет свое место в жизни, свой профессиональный путь, будет ли он идти в ногу с широким коллективом (народом) или будет действовать вразрез с его целями.

В последнем случае способности могут не развиться даже несмотря на благоприятные природные предпосылки.

149


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал