Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Когда мы выбираем профессию, неизбежно должны представить себя в будущей трудовой роли. «Примеривая» себя к этой роли и эту роль к себе, мы вносим поправки в решение вопроса о выборе жизненного пути. Чтобы эта «примерка» была достаточно обоснованной, важно познакомиться с двумя понятиями — профессиональной пригодности и индивидуального стиля работы. Эти сведения вам пригодятся не только на этапе выбора профессии, но и на этапе реального вхождения в нее в период начального приспособления к профессии (профессиональной адаптации, как иногда говорят). Каждый человек, чем бы он ни занимался, испытывает множество разнообразных потребностей. Работа позволяет удовлетворять те или иные из них. Человек может быть, например, в основном доволен своей работой, так как она хорошо оплачивается. Он ценит за это свою должность, стремится быть полезным и готов мириться с тем, что сама по себе работа его мало интересует. Зато получаемое денежное вознаграждение позволяет удовлетворять ряд потребностей, интересов за пределами работы — человек может, скажем, коллекционировать курительные трубки, птичьи яйца, фотографии фонарных столбов и т. п. В другом случае человек может быть в основном доволен самим содержанием работы или коллективом сотрудников, он готов ради этого мириться с умеренной оплатой труда и работает с полной отдачей сил. Наконец, по тем или иным причинам человек может быть не доволен своей должностью, работой. Он тяготится обязанностями, мало стремится повышать свое профессиональное мастерство, думает о смене места работы, работает не творчески, вполсилы. Итак, всегда важно учитывать, удовлетворен ли человек своей работой (независимо от того, способен ли он к этой работе). Неудовлетворенность работой, даже при наличии способностей, создает картину частичной непригодности человека к данной профессии. Он «не хочет», и пока это так — он плохой работник, даже если считает себя хорошим. А вот другая группа случаев. Человек стремится овладеть профессией, трудится, но не достигает полного 150 успеха, как говорят, «не получается». Например, обучающийся шофер автобуса все время волнуется и тревожится — «не прижать бы дверью человека», «не совершить бы наезд». В сложной обстановке на перекрестке он бросает руль со словами «ну все» и т. п. Одним словом, он обнаруживает эмоциональную неустойчивость, отсутствие самообладания, столь важного для шофера. Или, например, человек, стремящийся к сценической деятельности, плохо овладевает актерской техникой, ему не удаются последовательная интерпретация образа и перевоплощение. Нередко в таких случаях человек отталкивает от себя мысль, что у него недостает соответствующих способностей, он склонен видеть причины неуспеха в действиях других людей («помешали») или стечении обстоятельств («не везет») и продолжает оставаться довольным самим собой и своей специальностью. Таким образом, здесь дело не в неудовлетворенности, а в недостатке либо необходимых способностей, либо знаний и опыта. Профессиональная пригодность имеет место тогда, когда налицо оба описанных признака ее — личные качества, важные для успеха овладения деятельностью, с одной стороны, и удовлетворенность работой — с другой1. Профессиональная пригодность — это качество личности, которое формируется, совершенствуется в процессе труда. Не случайно работников с большим стажем ценят больше, чем недавно работающих, и не случайно избегают брать на работу «летунов» — тех, кто часто меняет место работы, ибо последнее есть косвенный признак того, что человек не имеет должной профессиональной пригодности. Природные предпосылки, задатки могут облегчать или затруднять овладение профессией. Однако было бы глубоким заблуждением думать, что у человека от природы есть предназначение к определенной узкой специальности. Набор профессий все время меняется в ходе развития общества, прогресса науки и техники, тогда как комплекс природно обусловленных личных качеств людей видимым образом не меняется в пределах обозримой истории человечества. 151 Каждый человек имеет достаточно широкие, хотя и не беспредельные возможности овладения многими профессиями. Пределы ставятся лишь в тех случаях, когда имеют место так называемые абсолютные противопоказания к выбору той или иной профессии. Так, при повышенной сонливости в монотонной обстановке (когда человек легко и незаметно «укачивается» и засыпает) абсолютно противопоказан выбор водительских профессий (машинистов железнодорожного транспорта, водителей трамвая, автобуса и т. п.). Едва ли здесь нужны комментарии. Человеку неуравновешенному, суетливому и забывчивому не следует выбирать профессии монтажника-высотника, пилота, учителя, хирурга и т. п. В этих случаях человека можно научить, дать ему знания и навыки, но в ответственной обстановке он окажется крайне ненадежным независимо от своей образованности и обученности. Абсолютные противопоказания наиболее часто могут быть в отношении тех профессий, где возникают неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизни людей, их безопасность, а также за большие материальные ценности. Во всех же тех случаях, когда в работе имеются повторяющиеся трудовые циклы, очень разные и совсем не схожие по личным качествам люди могут приспособиться к работе одинаково хорошо, если они вырабатывают у себя индивидуальный стиль работы. Что такое индивидуальный стиль работы? Рассмотрим простейший и чисто условный пример. Два человека забивают гвозди — сколачивают ящики. Один обладает значительной мускульной силой, хотя несколько неповоротлив, другой не так силен, но более быстр в движениях. Первый работник облюбовал себе более тяжелый молоток и забивает гвозди редкими, сильными ударами. Другой работает более легким молотком, используя не столь сильные, но более частые удары. Итак, оба делают одно и то же, но каждый по-своему («Всяк мастер на свой лад» — говорит пословица). Оба работают одинаково хорошо. Но представим себе, что кто-то захотел навести единый «порядок» на рабочих местах, и обоим работникам дали одинаковые легкие молотки. Тогда первый работник окажется в невыгодном положении — ему придется применять неудобные для него частые удары, он станет больше утомляться. 152 Вот тебе и «легкий» молоток! Если же дадут обоим тяжелые молотки, то второму будет неудобно. Дадут «средние» молотки — обоим будет несколько хуже, чем раньше. Итак, не всякий единый «порядок» в способах работы одинаково хорош для всех людей. Цели работы, конечно, имеют характер задания и часто должны быть общими. Многие правила поведения и способы работы также должны или могут быть общими, но в некоторых случаях, в меру разумного, способы работы должны подбираться индивидуально, в зависимости от особенностей работника. Индивидуальный стиль — это совокупность общих и индивидуальных способов работы, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать (возмещать, сглаживать) его недостатки. Рассмотрим некоторые конкретные примеры. Вот перед нами два преподавателя. Один — живой, быстрый, подвижный, другой — неторопливый, уравновешенный, спокойный. Оба решают одну и ту же педагогическую задачу — активизировать класс при прохождении достаточно «скучной» темы программы русского языка. Первый вводит в урок элементы состязания, напоминающего как бы спортивную игру. За своевременные ответы засчитываются «очки» и т. д. Урок идет с бодрым спортивным накалом, с неожиданными ситуациями, учитель едва поспевает дирижировать событиями. Второй все делает не так. Он заранее подобрал эмоционально насыщенные тексты для грамматического анализа, тщательно продумал план ведения урока, свои комментарии. У учеников разгораются глаза, поднимается лес рук, все оживлены и заинтересованы. Урок по «скучной» теме также идет при высокой активности, только сам учитель спокойно и невозмутимо сидит на своем месте, хотя именно он и вызвал эту активность. Очевидно, бессмысленно решать, кто из этих двух преподавателей работает лучше. Оба успешно решают задачу активизации класса. Более того, если первый учитель будет работать по способу второго, то он потеряет свое лицо и задача не будет решена наилучшим образом. Точно так же стиль работы первого учителя не подойдет для второго — неторопливого и спокойного. Успех здесь обусловлен как раз тем, что каждый работает с максимальным учетом своих личных 153 качеств, работает своим индивидуальным стилем. Аналогичная картина наблюдается и в области производственных профессий. Один человек максимально использует свою расторопность и маневренность, другой — предусмотрительность и систематичность в работе. Один легко и хорошо «держит в голове» процессы, идущие на рабочем месте, поэтому редко смотрит на объект своего труда, другой, наоборот, чаще и систематичнее осуществляет «маршруты взгляда» и т. д. Нет смысла навязывать всем шаблонный, якобы «идеальный» стиль работы, так как не раз доказано, что наивысшая продуктивность в труде, учении, спорте имеет место тогда, когда формируется индивидуально-своеобразный стиль работы. Таким образом, при воспитании способностей, при выработке профессионального мастерства и при решении вопроса о путях наилучшего приспособления к профессии должна иметься в виду задача формирования не «стандартного субъекта», а человека, работника, характеризующегося единством типичного и индивидуального, с присущим ему своеобразным стилем деятельности. Но... «люди как боги» склонны творить «по своему образу и подобию» и считать свой стиль поведения и работы единственно приемлемым, а поэтому невольно стараются навязать его другим. Тот, кто будет учить вас профессиональному мастерству, очевидно, тоже будет передавать вам и свой личный опыт. Ваша задача в том, чтобы этот опыт заимствовать не бездумно, не механически, а отбирать из него то, что вам наиболее подходит, создать свой собственный, наиболее для вас подходящий стиль работы. Всякий чужой опыт, как чужая одежда, может подойти, а может и не подойти. Преследуя важные для коллектива общие цели, надо вырабатывать свой «почерк» в работе. Это важнейшее условие мастерства, а значит, и успеха. Упражнение. Приведите примеры (из жизни или произведений искусства), иллюстрирующие профессиональную пригодность и индивидуальный стиль работы.
|