Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые общие требования к решению задачи о выборе профессии, специальности






ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Вопрос «Кем быть?» — это в то же время и «Среди кого быть?», «Каким быть?», «Где быть?». Это вопрос не только о будущей работе, но и об образе жизни в будущем, о жизненном пути. Лишь для краткости (и по традиции) мы говорим: «Выбор профессии».

Если выбор юношей или девушкой профессионального (а значит, и жизненного) пути сделан случайно, ошибочно и резко не соответствует их ранее сложившимся мотивам, способностям, то может возникнуть глубокая неудовлетворенность, стремление переориентироваться, «вырваться пока не поздно» и т. д. Отсюда работа и учеба по профессии — вполсилы, отсюда текучесть кадров, увеличение числа «неудачников» и другие нежелательные последствия морального и экономического порядка.

Разумеется, в юном возрасте нельзя считаться только с теми личными качествами, которые уже сложились у человека. Очень многое может и должно быть развито, перевоспитано. Но все же 14—18-летняя история личности приводит к формированиям) таких стойких особенностей человека, с которыми приходится реально считаться.

162

В соответствии с моральными принципами социалистического общества выбор трудового, профессионального пути должен быть сознательным и самостоятельным.

Подлинная самостоятельность не исключает того, что учащийся учитывает дельные советы более знающих и опытных людей. Учебные задачи, например на уроках математики, русского языка, тоже должны решаться самостоятельно, но это не исключает, а предполагает руководящую роль учителя, педагога. Задача выбора жизненного (а значит, профессионального) пути много сложнее любой учебной задачи. Во-первых, потому, что для правильного решения ее надо учесть много данных, причем таких, о которых вы раньше могли не подозревать. Во-вторых, потому, что, придя к решению, негде «подсмотреть» ответ, как это можно сделать в отношении любой самой запутанной учебной задачи. В правильности выбора профессии убеждаются через месяцы и годы, а это дорогая цена за поспешное решение.

Самостоятельность не следует смешивать с упрямством.

Самостоятельный человек (в отличие от упрямого) советуется с более опытными старшими или сверстниками, принимает их разумные доводы, не настаивает на своих поспешных выводах.

Сознательным выбор может стать только тогда, когда учитываются все важные обстоятельства дела, а именно:

а) потребности общества (экономического района, области, города) в кадрах той или иной специальности и квалификации;

б) требования, которые предъявляет та или иная профессия к личным качествам человека;

в) личные возможности, которыми располагает сам человек, выбирающий профессию (состояние здоровья, способности, подготовленность, интересы и склонности);

г) возможности, которые получает представитель данной профессии для своего развития, профессионального продвижения.

Подлинно свободным выбор профессии будет лишь в том случае, когда решение принимается со знанием всех существенных ограничений. Иногда свободу

163

выбора понимают примитивно, по принципу «вольному — воля». Это неправильно. Например, девушка захотела стать учительницей. А почему бы и нет? Профессия уважаемая. И вот бывшая ученица поступила в пединститут, учится, даже хорошо сдает зачеты и экзамены, но ее тяготит общение с детьми, не увлекает практика в школе, не удовлетворяет работа по формированию знаний, представляясь ей «нудной». Нарастает поток тягостных переживаний, и, наконец, уже с дипломом вуза она уходит от педагогического труда, устраиваясь корректором в издательстве. Через некоторое время оказывается, что и там работа ей «не по душе». Она очень любит вышивать, шить и особенно конструировать одежду, но эта профессиональная область казалась ей раньше не очень уважаемой, она как бы «стеснялась» сделать этот выбор; теперь, после долгих лет блужданий, она, наконец, поняла свою ошибку, исправила ее и именно здесь «нашла себя».

В вышеприведенном примере выбор профессии, казалось бы, сделан после окончания школы свободно: «захотела — выбрала». Но это лишь кажущаяся свобода, так как человек оказался в полной зависимости от обстоятельств, которые он не пытался предвидеть, учесть, поэтому и вынужден был бросить начатое дело, зачеркнуть годы жизни и т. д. Какая же это свобода, если она порождает ряд вынужденных поступков!

Подлинно свободный выбор — это выбор со знанием дела, ибо свобода — этоосознанная необходимость.

Следует признать, что даже специалист по вопросам профориентации не решится утверждать, что он может дать абсолютно точное решение вопроса о выборе профессии в каждом данном случае. Как в бою, решение здесь всегда приблизительно и не лишено риска. Как в бою, здесь нужно действовать не столько упрямо, сколько разумно и гибко, учитывать объективную обстановку. Поэтому правильно ведет себя здесь не тот, кто не ошибается или не меняет своего мнения, а тот, кто вовремя учитывает ошибки свои и других и своевременно исправляет их, не держась за необдуманно принятые решения.

164


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал