Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техническая группировкаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Техника лежит не только в паль- цах и в запястье или в силе и вы- держке. Более высокая техника ло- кализована в мозгу. Она состоит из геометрии, измерения расстояний и мудрого распорядка. Ф. Бузони
Анализируя свойства руки, инструмента, а затем пианистической моторики, я стремился делать это так, чтобы было ясно, что меха- нические свойства инструмента приспособлены к биомеханичес- ким возможностям и художественным запросам пианиста и что пиани- стическая моторика в своих специфических чертах отражает связи и зависимости от акустических и механических свойств инструмента. В ходе эволюции музыки росла потребность в обогащении круга звуковых характеристик. Клавесин отвечал этой потребности раскрас- кой звука посредством механической регистровки. В фортепиано это осуществляется посредством сопоставления и одновременного исполь- зования разных регистров звукового диапазона, особенно крайних1, а также разнообразной артикуляцией, динамикой и педализацией. Потребность в расширении круга выразительных средств наталки- вала на непрерывное увеличение диапазона звучаний инструмента как 1 Здесь термины «регистр», «регистровка» употребляются в двух значениях — как звуковая «раскраска» и как обозначение отрезка звуковысотного диапазона.
в сторону баса, так и в сторону дисканта. Игра в далеких, крайних реги- страх и необходимость быстрых переносов руки из регистра в регистр потребовали активности плеча, которая мало нужна при игре на клаве- сине. Развязанные силы плеча, его активность, подвижность развили не только технику переносов и скачков, октавную и аккордовую, они революционизировали также и «мелкую» технику, изменив условия ра- боты пальцев, обеспечив им удобство игры в любом регистре, сняв с пальцев нагрузку веса руки, переняв на себя ее горизонтальные пере- движения. На художественных свойствах фортепианной музыки и на технике игры сказывается то, что орудием пианиста служат две руки с десятью пальцами, горизонтальное положение клавиатуры и ее «топография». Дают себя знать звуковые свойства инструмента — в первую очередь диапазон, богатая и гибкая динамика, демпферная система, увязанная с педалью, а также угасающий звук. Необходимо учитывать и особенно- сти фактуры фортепианных произведений. Разумеется, она складывалась под воздействием свойств инстру- мента и рук. Но это еще не все — существенна роль техники игры. Что- бы убедиться в этом, достаточно сопоставить фактуру произведений времен ограниченного пользования первым пальцем с фактурой позд- нейшего времени, когда были развиты его богатые игровые возможно- сти. Не менее существенно обогатились выразительные возможности фортепианного исполнения в связи с активной ролью, которую нача- ли играть верхние отделы рук. И то и другое — новая роль большого пальца и активность плеча и предплечья — повело к развитию сложно- позиционной фортепианной аккордовой и октавной фактуры. Звуко- вые богатства инструмента и совершенствование техники игры на нем способствовали тому, что фортепианная музыка вышла далеко за круг выразительных возможностей, доступных какому-либо другому одно- му музыкальному инструменту. «В диапазоне семи октав фортепиано содержит объем целого оркестра, и десяти пальцев человека достаточ- но для воспроизведения гармоний, которые смогут быть переданы только соединением сотен музыкантов в оркестре»1. Такие задачи могут быть разрешены лишь в многоплановой факту- ре. Ее виды бесконечно многообразны. Каждый композитор выражает в фортепианных произведениях свой душевный мир и образы своего воображения в свойственной ему фактуре. До сих пор еще не сделано серьезной попытки систематизировать их наличные и возможные ви- ды. Бытует деление на фактуру гомофоническую и полифоническую, октавно-аккордовую, линейно-пассажную и некоторые другие виды. Эта классификация указывает лишь самые элементарные признаки. Но здесь я не собираюсь восполнять этот важный пробел в методи- ке. Надеюсь осуществить это в книге, которая будет посвящена вопро- сам работы пианиста над освоением музыкального произведения. Хо- чется остановиться лишь на одном важном обстоятельстве. 1 Liszt F. Gesammelte Schriften. Leipzig, 1881. Bd. 2. S. 152.
Какова бы ни была фактура фортепианного произведения, каков бы ни был по длине и по рисунку пассаж или последовательность созвучий, они исполняются на клавиатуре инструмента, с присущей ей «топографией», рукой, имеющей пять пальцев. Четыре пальца — второй, третий, четвертый, пятый — играют в одной плоскости и «пере- бирают» находящиеся под ними клавиши часто без горизонтального передвижения руки и без существенной перестройки соотношения вы- шерасположенных звеньев руки. Рука (имеется в виду правая) при игре ряда нот вверх начинается первым пальцем, им же она кончается при игре вниз. Когда линия ме- лодии или пассажа выходит за эти пределы, неизбежен перенос руки в новую позицию. Это может быть осуществлено связыванием посред- ством первого пальца. Таков первый признак позиции. Здесь первый палец — «пограничный столб». Но имеются случаи, когда применение первого пальца не нарушает принятого положения руки, и он включа- ется в то же звено, например:
Имеются и такие случаи, когда рука меняет позицию без перемеще- ния через первый палец. К этому ее вынуждает наличие интервала, на- рушающего горизонтальную концентрацию руки — шире кварты меж- ду следующими друг за другом пальцами. Таков второй пограничный признак позиции. Исполнение группы нот, укладывающейся в одном положении ру- ки, за редчайшим исключением является элементарной технической задачей. Для пианиста почти одинаково, сыграть:
Ни изысканный рисунок мелодического движения, ни наличие в группе черных клавиш не вносят существенных трудностей. В приве- денном примере каждая позиция порознь не трудна для исполнения1: Приведенная в примере из финала концерта Шопена искаженная группировка по позициям дана для подтверждения этого положения, но не для того, чтобы пред- ложить новый, лучший способ нотной записи по позициям или новую аппликатуру.
Несмотря на относительно большое число нот и, следовательно, пальцев, которые могут входить в одну группу, каждая из них легко ук- ладывается в сознании и в руке как единица мышления и действия и быстро автоматизируется в исполнении. Подобно тому как в родной речи слово, почти независимо от его длины и сложности, является для говорящего не суммой звуков, а фонетическим единством и выговари- вается не по складам, а «одним духом», для пианиста единством явля- ются представление и «произнесение» группы нот, укладывающейся в одной позиции руки (об увязке мышления позициями и фразировоч- ным единством скажу дальше). Мышление позициями открывает возможность важной для техни- ческого прогресса замены «многих волевых актов, направленных на единичные действия, немногими, направленными на сложные»1. Так следует понимать и важнейший тезис Гофмана: «Для того чтобы быстро играть, надо быстро думать»2. Быстрота зависит не от скорости течения мыслительных единиц, как это подразумевается, когда речь идет о движениях пальцев при иг- ре пассажей. Она обусловлена увеличением объема единиц мышления. То, что при игре разворачивается последовательно — позиция за пози- цией, одна линия движения за другой — мыслится одновременно, как единое целое, как комплексы звучаний и пианистических движений. Так протекающий процесс игры позволяет голове быть впереди рук, подсказывать им требуемые движения и положения. Подобно тому, как мотив является элементарной частью музыкаль- ной речи, позиция может рассматриваться какэлементарная часть пи- анистических движений — их клетка. Термин «позиция» не специфичен для пианизма. Он заимствован из лексикона исполнителей на струнных инструментах3. Одновременно, как это нередко бывает, термин, обозначающий действие, переносится на обозначение материала, обрабатываемого действием: позицией назы -
|