Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы послевоенного мирного урегулирования. Версальская и Вашингтонская конференции
Вопросы мирного урегулирования с Германией и ее союзниками решались на Парижской мирной конференции, проходившей с 18 января по 28 июня 1919 г. В ней приняли участие представители 27 стран. Кроме официальных участников конференции в Париж съехались представители некоторых колониальных стран, малых государств и ряда общественных организаций. Только официальных делегатов было более тысячи человек. Кроме того, у каждой делегации было большое число различных экспертов и обслуживающего персонала. Накануне официального открытия конференции проходили совещания и встречи глав государств и правительств, министров иностранных дел и других высокопоставленных членов делегаций. Порядок работы конференции обсуждался 12 января на Кэ д'0рсэ. Ряд вопросов вызвал продол-жительные дебаты: о языке конференции, о ее регламенте, о роли и участии стран в ее работе. Основными языками конференции были признаны английский и французский. Все 27 стран были распределены по 4 группам. Первая группа: США, Великобритания, Франция, Италия и Япония. Эти страны имели по 5 полномочных делегатов и участвовали как во всех общих заседаниях, так и в заседаниях различных комитетов и комиссий. Вторая группа: Британские доминионы и 19 других стран.Ониимели от одного до трех полномочных делегатов и могли принимать участие только в тех заседаниях, на которых обсуждались вопросы, непосредственно касающиеся этих стран. Третья группа: четыре латиноамериканские страны, которые разорвали дипломатические отношения с союзниками Германии. Их представители приглашались на заседания только в том случае, если обсуждались вопросы, затрагивающие интересы этих стран. Четвертая группа включала в себя делегатов нейтральных стран и тех стран, которые предполагалось образовать вновь. Они могли участвовать в обсуждении только специальных вопросов. Конференцию открыл президент Французской Республики Р. ПуанКарс, который обрушил гневные слова в адрес Германии и призвал к применению суровых санкций против виновников войны. Он потребовал принять решительные меры, чтобы не допустить новой агрессии. Работа конференции была организована плохо. На некоторых заседаниях протоколы вообще не велись. Все важнейшие вопросы решались тремя Советами: Советом десяти, Советом четырех и Советом пяти. В Совет десяти входили по два делегата: от США Вильсон и Лансин, от Англии Ллойд-Джордж и Бальфур, от Франции Клемансо и Пишон, от Италии Орландо и Соннино, от Японии два специальных представителя Макино и Шинда. Совет четырех работал в составе только глав правительств США, Англии, Франции и Италии. Совет пяти состоял из министров иностранных дел США, Англии, Франции, Италии и специального представителя Японии. В период подготовки и в начале работы конференции много говорилось о 14 пунктах американского президента, и особенно о том, что все переговоры должны вестись открыто и не должно быть никаких тайных международных соглашений, что дипломатия всегда должна действовать откровенно и гласно. Фактически же все главные решения принимались тремя странами – США, Англией и Францией. Большинство стран – участников конференции никакой роли в этом не играли. Хотя представители Советской России не были приглашены на конференцию, «русский вопрос» незримо присутствовал постоянно при обсуждении почти всех проблем. У лидеров трех стран было полное согласие в том, что они продолжат борьбу против Советской России. Разногласия касались только методов этой борьбы. Одни считали необходимым направить в Россию армии союзников, другие выступали за то, чтобы главные усилия направить на поддержку Колчака, Деникина и других белых генералов. Одним из первых на конференции обсуждался вопрос о международной организации. Пленарное заседание 25 января приняло резолюцию о создании Лиги Наций. Вопрос о необходимости такой организации ставился еще накануне первой мировой войны. В военный период разработку ее проектов вели различные пацифистские группы в Англии и Франции. К концу войны этой разработкой стали заниматься уже на правительственных уровнях. Комиссии по выработке уставов и структур будущей организации занимались в Англии, США и во Франции. Проект создания Лиги Наций привез с собой в Париж и американский президент Вильсон. Для подготовки Устава Лиги Наций Парижская конференция создала специальную комиссию, которую возглавил Вильсон. В основу этого документа был положен совместный англо-американский проект. Другие проекты, в том числе французский и итальянский, даже не рассматривались. Обсуждение статей Устава Лиги Наций, как и ряда других вопросов, проходило очень остро. На заседаниях Совета десяти между Вильсоном, с одной стороны, и Ллойд-Джорджем и Клемансо – с другой, очень часто вспыхивали резкие дискуссии. Например, Франция настаивала на создании международной армии, действующей под контролем Лиги. Против этого возражал американский президент. Чтобы окончательно согласовать все статьи, потребовались кропотливая многодневная работа и 10 заседаний Комиссии. К 13 февраля проект Устава Лиги был готов и на следующий день представлен конференции Вильсоном. Он состоял из 26 статей, определявших принципы работы, структуру, функции и обязанности членов организации. Главными органами Лиги, согласно Уставу, являлись общее собрание – Ассамблея и Совет. Последний состоял из представителей главных союзных и объединившихся держав, которые являлись постоянными членами, а также из представителей других четырех держав, которые назначались Ассамблеей на определенный срок. Все решения главными органами Лиги принимались только единогласно. Статут Лиги начинался словами о том, что «для развития сотрудничества между народами и для гарантий их мира и безопасности важно принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права». Члены Лиги обязывались уважать и сохранять территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов организации. Тот, кто прибегнет к войне, должен был рассматриваться как «совершивший акт войны», против которого должны применяться санкции. Предусматривалось сохранение колониализма, для прикрытия которого была создана так называемая мандатная система, одним из авторов которой явился бывший премьер Южно-Африканского Союза Смэтс. Предложение о мандатной системе содержалось и в проекте Вильсона. Лига Наций выдавал странам-мондатариям, т. е. колониальным державам, мандаты на управление колониями, которые именовались теперь подмандатными территориями. Последние были разбиты на три группы. В первую группу вошли территории, принадлежавшие ранее Османской империи; во вторую – бывшие германские колонии в Центральной Африке; в третью – бывшие колонии Германии в Юго-Западной Африке и на Тихом океане. Приняв Устав Лиги Наций, Парижская конференция перешла к обсуждению условий мира с Германией. Англия, Франция, США и другие участвовавшие в войне страны антигерманского блока хотели ослабления Германии, с тем чтобы она не могла оказывать решающего влияния на развитие событий и не являлась конкурентоспособной в экономическом и торговом отношениях. Наиболее непримиримую позицию занимала Франция. Клемансо и другие французские представители добивались возмещения Германией всех убытков, понесенных в войне. Они требовали от Германии репараций в сумме 800 млрд золотых марок. Общая сумма репараций в пользу Франции, Англии и США составила более 1, 5 трлн золотых марок. Острая дискуссия развернулась по вопросу о границах. Франция помимо возвращения Эльзаса и Лотарингии настаивала на оккупации левого берега Рейна и демилитаризации 50-километровой зоны на правом берегу. Что касается военных статей договора, то здесь все были согласны с тем, что личный состав сухопутной армии Германии не должен превышать 100 тыс. человек. 25 апреля 1919 г. в Версаль была приглашена немецкая делегация, которую возглавлял министр иностранных дел граф Брокдорф-Рантцау. Она попыталась использовать имевшиеся между союзниками противоречия, о которых немцы были хорошо осведомлены. Впервые на заседании конференции германская делегация появилась 7 мая. Ей был вручен текст предлагаемого договора, для изучения которого давалось 15 дней. Немцы не уложились в отведенный срок и прислали ответную ноту только 29 мая. Высказав протест по всем пунктам договора, Германия сообщила, что она согласна вернуть Франции Эльзас и Лотарингию, но при условии проведения там референдума (плебисцита). Она также соглашалась на 100-тысячную армию, выражала готовность уступить Польше часть Познанской провинции и тем самым открыть ей коридор для доступа к морю, уплатить в качестве контрибуции 100 млрд золотых марок, из них 20 млрд – к 1 мая 1926г. В самой Германии развернулась борьба против условий договора. Немцы протестовали против того, что единственным виновником войны была названа Германия. Клемансо отвечал им, что они проиграли войну и должны принять условия мира, а если Германия будет вести и дальше такую политику, то страны Антанты возобновят военные действия, оккупируют ее и потребуют безоговорочной и полной капитуляции. Это были не просто слова. По решению Совета четырех маршал Фош разрабатывал план оккупации. После долгих дебатов Национальное собрание Германии большинством голосов приняло решение о подписании мирного договора. 28 июня 1919г. в Зеркальном зале Версальского дворца, том самом зале, где в 1871 г. после франко-прусской войны была провозглашена Германская империя, теперь был подписан мирный договор с Германией, подводивший итоги первой мировой войны. По Версальскому мирному договору, состоявшему из 440 статей, Германия возвращала Франции Эльзас-Лотарингию (в границах 1870 г.). В пользу Бельгии отходили районы Эйпен, Мальмеди и Морене. На левом берегу Рейна создавалась демилитаризованная зона и 50-километровая полоса, на которой Германия лишалась права строить укрепления, располагать вооруженные силы и проводить военные маневры. Территория на западном берегуРейнаоккупировалась союзными войсками. Франции передавались в собственность угольные копи Саарского бассейна, управлять которыми в течение 15 лет должна была Лига Наций. Германия признавала независимость Польши и передавала ей часть земель в Верхней Силезии. Германская территория разделялась коридором, предоставляющим выход Польши к -морю. Данциг (Гданьск) вместе с прилегающей к нему территорие и превращался в вольный город под эгидой Лиги Наций. К Дании отошла северная часть Шлезвига; Клайпеда (Мемель) была воссоединена с Литвой. В результате этих изменений границ Германия потеряла восьмую часть территории и двенадцатую часть населения. Страны Антанты заняли все колонии Германии в Африке, острова на Тихом океане. На Дальнем Востоке область Киао-Чао и немецкие концессии в Шаньдуне стали собственностью Японии. Авторы договора без всякого согласования с Китаем, нарушив его суверенитет, передали Японии часть китайской земли, что не могло не вызвать в Китае возмущения. Китай отказался подписать Версальский договор. Важную часть договора составили статьи, налагающие на Германию военные ограничения. В Германии отменялась воинская повинность, и ее армия, состоящая не более чем из 100 тыс. человек, должна была формироваться на добровольной основе. Офицерский корпус не мог превышать 4000 человек. Ликвидировался генеральный штаб. Срок службы для солдат и младшего комсостава устанавливался в 12 лет, для офицеров – в 25 лет. Особенно большие ограничения устанавливались на военно-морской флот. Он должен был состоять из 6 броненосцев, 6 легких крейсеров, 12 контрминоносцев и 12 миноносцев. Иметь подводный флот Германии вообще запрещалось. Специальная репарационная комиссия должна была определить сумму контрибуции и сроки ее выплаты. Первый взнос – 20 млрд марок надо было выплатить до 1 мая 1921 г. За потопленные торговые корабли водоизмещением свыше 1600 тыс. т Германия должна была передать значительную часть своих судов, в том числе четверть рыболовных, и пятую часть речного флота, а также построить для союзников в течение 5 лет торговые суда общим водоизмещением в 1 млн т. Германия была обязана в течение 10 лет поставлять уголь Франции – 140 млн т, Бельгии – 80 млн т, Италии – 77 млн т. В известной мере создатели Версальского договора повторили ошибку Германии, навязавшей Франции почти полвека назад, тяжелый Франкфуртский мир и вынудившей ее тем самым начать острую борьбу за ликвидацию его последствий. В 1919г. Версальский мир создал предпосылки для роста реваншистских идей в германии. Позднее это проявилось в борьбе за его ликвидацию и новую перекройку европейской карты. Созданное после первой мировой войны устройство мира обычно называют версальско-вашингтонской системой. Если Версальский договор касался в основном европейских государств, то Вашингтонская конференция решала проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке. В ней приняли участие CШA, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия, Китай и шесть стран, представлявших Британскую империю (Англия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз и Индия). Конференция открылась 12 ноября 1921 г. Советская Россия и Дальневосточная Республика в Вашингтон приглашены не были. В период подготовки конференции Народный комиссариат РСФСР по иностранным делам неоднократно обращал внимание ее организаторов на ненормальность того, что проблемы Дальнего Востока будут обсуждаться без двух дальневосточных стран, которых эти проблемы касаются. Неофициальной делегации ДВР все же удалось попасть в Вашингтон. Сразу по Прибытии в американскую столицу она опубликовала меморандум, а затем ряд документов. В меморандуме говорилось о стремлении двр к установлению дипломатических отношений с США и желании осуществить законное право выступить на Вашингтонской конференции, чтобы добиться освобождения территории республики от японских оккупантов. Опубликованные секретные документы разоблачали агрессивные планы Японии в отношении русского Дальнего Востока. Конференция обсуждала два основных вопроса: об ограничении морских и сухопутных вооружений и о тихоокеанских и дальневосточных проблемах. В ходе дискуссий выявились большие разногласия между ее участниками, и прежде всего между Англией и Японией, а также между Японией и США. Во время работы конференции были заключены три договора. 13 декабря 1921 г. США, Великобритания, Франция и Япония подписали так называемый Договор четырех – о совместных действиях колониальных держав против освободительных движений народов островов в Тихом океане и народов Дальнего Востока. В День закрытия конференции, 6 февраля 1922 г., были подписаны еще два договора. В Договоре девяти государств – США, Великобритании, Франции, Италии, Японии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая – провозглашался принцип уважения территориальной целостности и суверенитета Китая. Страны заявили о равных возможностях в торговле и промышленной сфере на его территории. Этот договор развивал идеи, высказанные в известной доктрине Дж. Хэя. В этот же день был подписан трактат о китайском таможенном тарифе. Договору девяти предшествовало заключенное 4 февраля соглашение между Японией и Китаем, по которому Япония должна была вывести свои войска из провинции Шаньдун, а также возвратить Китаю территорию Цзяочжоу и железную дорогу Циндао–Цзинань. Договор пяти держав – США, Великобритании, Японии, Франции и Италии – касался ограничения морских вооружений. После долгих дискуссий и споров пять держав договорились о соотношении их флотов в следующей пропорции: 5 – для США и Англии; 3 – для Японии и по 1, 75 – для Франции и Италии. Были приняты и другие решения, в том числе о запрещении сооружать новые военно-морские базы на Тихом океане восточнее 110-го меридиана восточной долготы, за исключением островов, прилегающих к побережью. На конференции рассматривался также вопрос о КВЖД, которую Соединенные Штаты пытались интернационализировать. Совнарком РСФСР выступил с протестом, заявив, что этот вопрос является исключительной компетенцией двух стран – Советской России и Китая. Вашингтонской конференцией завершилось обсуждение послевоенных проблем. Она была своего рода продолжением Версальской конференции. После того как в Версале были подведены итоги первой мировой войны, страны Антанты занялись заключением мирных договоров с союзниками Германии. Такие договоры были подписаны в пригородах Парижа с Австрией, Болгарией, Венгрией и Турцией. 10 сентября 1919 г. в Сен-Жермен-Лэ был заключен договор с Австрией. Он положил конец династии Габсбургов. Австрия передавала часть своих владений соседним государствам: Италии, Югославии, Румынии и Чехословакии. Она признавала независимость соседних стран, как существовавших ранее, так и появившихся в результате первой мировой войны. Договор запрещал Австрии объединяться с Германией либо с каким-либо другим государством. Ее флот передавался победителям. Австрийская армия не должна была превышать 30 тыс. солдат. Стране запрещалось иметь свою авиацию. На нее накладывались репарационные обязательства, размер которых должна была определить специально созданная репарационная комиссия. Три года спустя Австрия получила отсрочку в выплате репараций на 20 лет. 27 ноября 1919 г. в Нейи-сюр Сен союзники подписали мирный договор с Болгарией. Болгарская делегация пыталась снять со страны ответственность за участие в войне на стороне Германии, объявив виновником всех бед царя Фердинанда, но ее аргументы были отвергнуты. Болгария лишилась значительной части своей территории, которая отошла к Югославии, Греции и Румынии. Страна потеряла выход к Эгейскому морю. Весь ее флот был передан победителям. Численность болгарской армии, комплектование которой должно было строиться на добровольной основе, не могла превышать 20 тыс человек. Иметь военную авиацию запрещалось, а военно-морской флот мог состоять только из 4 миноносцев и 6 катеров. Что касается репараций, то Болгария должна была выплатить 2, 5 млрд золотых франков и, кроме того, в течение 5 лет поставлять уголь в Югославию. Дольше других разрабатывался и согласовывался мирный договор с Венгрией. Он был подписан 4 июня 1920 г в Большом Трианонском дворце Версаля. Венгрия была обязана признать границы с Австрией, Югославией, Чехословакией и Румынией, установленные после войны. Часть венгерских территорий была передана этим странам. Венгерская армия, состав которой не должен был превышать 35 тыс. человек, могла формироваться лишь на добровольной основе. Воинская повинность запрещалась. Венгрия не могла иметь авиацию. На вооружении армии не должно было быть тяжелой артиллерии и танков. Страна лишалась выхода к морю, весь ее флот передавался победителям, а над Дунаем устанавливался контроль. У Венгрии осталось около 30% ее территории и меньше половины населения. И наконец, 10 августа 1920 г. в Севре вблизи Парижа состоялось подписание мирного договора с Турцией. От нее отошли Сирия, Ливан, Палестина, Месопотамия, все владения на Аравийском полуострове. Турция признала протекторат Англии над Египтом и Франции над Марокко и Тунисом. За счет земель, принадлежавших ей ранее, увеличили свои территории Италия и Греция. Экономика Турции и ее финансы поступали под контроль специальной комиссии из представителей Англии, Франции и Италии. Турецкая армия не могла превышать 50 тыс. человек, включая и 35-тысячный корпус жандармерии. Весь военно-морской флот Турции передавался странам-победительницам, кроме 7 сторожевых кораблей и 5 миноносцев. Статьи, касающиеся проливов, нарушали интересы не только Турции, но и других черноморских держав. Этот договор, поставивший Турцию в кабальное положение, был заключен с правительством султана, которое уже не обладало никакой властью. Созданный в АнКарс новый кабинет во главе с Мустафой Кемалем отказался его подписывать. Англия, Франция и США старались закрепить Севрским договором свои позиции в ближневосточном регионе. Американцы проявляли большой интерес к черноморским проливам, Палестине и Армении. Мирные договоры 1919-1922 гг. показали, что западные державы-победительницы проводят политику, направленную на установление своего господства и подавление национально-освободительных движений.
|