![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретическая частьСтр 1 из 4Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра “Электропривод и промышленная автоматика
“Теория автоматизированного электропривода”
Методические указания
САМАРА 2005
Составитель: Л.Я. Макаровский
УДК 62-83-52(07)
Теория автоматизированного электропривода: Метод. указ./ Самар. гос. техн. ун-т; Сост. Л.Я. Макаровский. Самара, 1999. 28с.
Методические указания для изучения раздела курса “Теория автоматизированного электропривода”, посвященного анализу асинхронного электродвигателя, как объекта управления. Рассмотрены примеры расчета пускорегулирующих сопротивлений для асинхронной машины с фазным ротором при различных режимах ее работы. Приведены программы расчета механических характеристик асинхронной машины на персональной ЭВМ.
Методические указания рассчитаны на студентов специальностей 1801 и 1804 дневной и заочной форм обучения.
Ил. 28. Табл. 1. Библиогр.: 4 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского Государственного Технического Университета.
Цель методических указаний
Целью методических указаний является формулирование требований по изучению раздела курса, посвященному электроприводу на базе асинхронной машины, по плану обучения студентов дневной и заочной формы обучения специальностей 1801 и 1804. Целью методических указаний является также углубление и закрепление знаний, полученных при изучении теоретического курса. Методические указания содержат справочный и расчетный материал для выполнения контрольной работы, а также варианты выполняемых контрольных. Методические указания касаются электромеханических расчетов характеристик асинхронного двигателя, как объекта управления. В методических указаниях приведен вариант программы расчета характеристик на ЭВМ.
Теоретическая часть Асинхронный короткозамкнутый электродвигатель и машина с фазным ротором являются звеньями системы автоматического управления, предназначенным для преобразования электрической энергии в механическую. В силу обратимости двигатель может работать как в двигательном, так и тормозных режимах. Асинхронный короткозамкнутый электродвигатель (рис. 2.1) и машина с фазным ротором (рис. 2.2) широко распространены в электроприводе благодаря большому ресурсу безотказной работы, высоким показателям в работе, хорошим регулировочным свойствам.
На (рис. 2.3) представлена схема замещения одной фазы электродвигателя с учетом параметров намагничивающего контура с активным rm и индуктивным xm сопротивлениями. Схема замещения справедлива при следующих допущениях: 1. приведенное сопротивление r2’ ротора не зависит от частоты; 2. насыщение магнитной системы машины не сказывается на приведенном индуктивном сопротивлении x2’ ротора; 3. ток намагничивающего контура Im не зависит от нагрузки, а определяется лишь величиной питающего напряжения U; 4. влияние высших гармонических составляющих не принимается во внимание; 5. Роторный ток I2’ машины имеет значение:
где: r1 и x1 – соответственно активное и индуктивное сопротивления статорной цепи. При любом значении скольжения S машины ток I, потребляемый машиной, в комплексной форме определяется:
Из соотношения (1) следует, что роторный ток I2’ зависит от скольжения S, т.е. от частоты вращения машины, поскольку Заметим, что при пуске скольжение S=1 (текущее значение частоты вращения w=0), а при частоте вращения w=w0 идеального хода скольжение равно S=0.
Частота тока ротора fp определяется по соотношению при значении частоты fc сетевого напряжения fp=fc× S (5) Следовательно, при пуске S=1 и асинхронная машина может быть представлена трансформатором напряжения, поскольку fp=fc =50Гц. По мере разгона двигателя и его работе с номинальным скольжением Sн, которое не превышает Sн@0, 1; падает и частота роторного тока fp =5Гц.
Заметим, знак (+) относится к двигательному режиму, а знак (-) к генераторному режиму машины. При числе фаз m обмотки статора машины критическое значение момента двигателя Mкр.д при его работе в двигательном режиме определяется как:
Критическое значение момента двигателя Mкр.г при его работе в генераторном режиме определяется:
Отношение между этими моментами будет:
Отношение таково, что ½ Mкр.г½ > Mкр.д. Коэффициент x определяется через параметры машины В крупных машинах r1@r2’ и x@Sk.
С учетом указанных выше допущений уравнение механической характеристики двигателя имеет вид: Пренебрегая x, т.е. считая активное сопротивление статора r1=0, имеем упрощенное уравнение механической характеристики двигателя
Механическая характеристика двигателя имеет вид. Для трехфазных короткозамкнутых электродвигателей общепромышленного исполнения кратность максимального вращающего момента
Анализируя влияние сетевого напряжения U на механические характеристики электродвигателя имеем на основании соотношений (6)-(7), что критическое скольжение Sк остается постоянным при понижении напряжения, а критический момент Mкр.д уменьшается пропорционально квадрату питающего напряжения (рис. 2.5). При понижении сетевого напряжения до значения 0, 9× Uном, т.е. на 10% от Uном, критический момент Mкр.д уменьшается на 19%. При снижении питающего напряжения для развития прежнего значения момента двигатель должен работать с большими роторными токами. При проектировании электродвигателя следует убедиться, что значение пускового (S=1) и критического моментов (S=Sк) при минимально возможном напряжении удовлетворяют требованиям рабочей машины.
Механические характеристики приведены на (рис. 2.6). Метод используется для запуска машины, когда на время пуска в роторную цепь включается значительное по величине Rдоб. По мере разгона машины уменьшается автоматически в функции частоты вращения, тока или времени величина Rдоб вплоть до нуля – работа двигателя на естественной характеристике. Диаграмма запуска аналогична диаграмме запуска двигателя постоянного тока независимого возбуждения. Для расчета искусственных механических характеристик при введении сопротивления Rдоб в роторную цепь (рис. 2.2) используется соотношение:
где Sи и Se – скольжения соответственно на искусственной и естественной характеристиках. Для пользования соотношением необходимо знание естественной характеристики машины (отдельные точки Se и величина r2 ’). Зная величину Rдоб вводимого в роторную цепь для тех же точек по соотношению (13) производится расчет скольжений Sи на искусственной характеристике. Возможно, пользование соотношением (13), когда по известной искусственной характеристике машины (Rдоб1) рассчитывается другая искусственная характеристика (Rдоб2) машины. При этом расчетное соотношение принимает вид:
![]()
Введение активно – индуктивных сопротивлений в роторную цепь машины (рис. 2.8) используется для поддержания большего постоянства пускового момента машины по сравнению с естественной характеристикой машины – механическая характеристика машины в области скольжений 1< S< Sк представляется более плавной кривой. Критический момент машины Mкр.д и критическое скольжение Sк машины изменяются в соответствии с соотношением (6)¸ (7).
Тормозные режимы двигателя короткозамкнутого и с фазным ротором – рекуперативное, противовключением, динамическое. При переходе в режим рекуперации –1< S< 0 (рис. 2.4 квадрант II) ротор вращается со скоростью большей w0 и электромагнитная мощность меняет свой знак (скольжение отрицательно) по
сравнению с двигательным режимом, т.е. двигатель отдает энергию в сеть. В
режиме рекуперации реактивная мощность сохраняет свой знак, что указывает на то, что ![]() ![]() При торможении противовключением двигатель вращается в сторону противоположную развиваемого им момента, т.е. ротор машины вращается в направлении, обратном направлению вращения магнитного поля. Осуществляется режим введением в роторную цепь значительного омического сопротивления. Характеристика располагается в IV-ом квадранте, а для противоположного направления вращения во II-ом квадранте (рис. 2.11).
Механические характеристики приведены на (рис. 2.14) для двух значений постоянного тока Iп1 и Iп2, подаваемых в статорную цепь машины при различных сопротивлениях вводимых в роторную цепь двигателя (R2> R1). Эффективность торможения возрастает с увеличением намагничивающего тока (Iп2> Iп1).
где: n – скорость вращения машины; f – частота сетевого напряжения; p – число пар полюсов. Обмотка статора короткозамкнутой машины выполняется секционированной, выводы (начало – конец) которой располагаются на клеммной коробке и коммутируются релейно – контакторной частью системы управления.
Для пояснения принципа регулирования скорости рассмотрим варианты переключения отдельных частей одной фазы обмотки статора, расположенной в восьми пазах статора (рис. 2.15-2.17). На этих же иллюстрациях приведены принципиальные схемы соединения трехфазных обмоток статора. Число полюсов и вид полюса (S, N) определяют по правилу буравчика, примененному к другим соседним пазам статора. Критерием вида регулирования скорости является отношение величины фазного напряжения к числу витков обмотки статора, подключенных на это напряжение. Используя этот критерий, имеем регулирование скорости при постоянстве мощности P=const при переключениях согласно (рис. 2.15-рис. 2.16). Механические характеристики приведены на (рис. 2.18).
Среди несимметричных режимов работы машины анализу подлежит встречающиеся в практике – несимметрия питающего напряжения (статорной цепи) и несимметрия роторной цепи (включение сопротивлений). Несимметричная трехфазная система напряжений может быть разложена на две симметричные трехфазные системы: прямую и обратную. Прямая система напряжений имеет порядок следования векторов такой же, как основная система, обратная – обратный порядок фаз. Можно считать, что в машине будут созданы две магнитодвижущие силы и моменты, вращающиеся в соответствующих направлениях. Результирующий момент на валу двигателя будет равен алгебраической сумме обоих моментов. Прямая и обратная составляющие напряжения определяются соответственно:
где: - фазные напряжения несимметричной системы; a – единичный вектор равный 0, 5+j× 0, 866. По найденным значениям симметричных составляющих фазных напряжений могут быть определены значения соответствующих критических моментов
Выражение для моментов Mпр прямой последовательности и обратной Mобр последовательности будут
![]()
Момент, развиваемый двигателем, определяется суммой моментов Mпр и Mобр. На (рис. 2.20) показаны механические характеристики двигателя, при несимметрии питающего напряжения – уменьшается как скорость w двигателя под нагрузкой, так и пусковой момент машины.
![]() Механические характеристики асинхронного двигателя при однофазном включении при значительном добавочном сопротивлении в роторной цепи представлены на (рис. 2.24). Получаемые при однофазном включении тормозные характеристики уступают характеристикам двигателей постоянного тока, но являются вполне удовлетворительными и находят широкое применение в приводах подъемных машин. Заметим, что однофазное включение машины находит и бытовое применение, когда существует осветительная сеть и необходимо включить асинхронный двигатель (точило, пила и др.), идя осознанно на уменьшение (до 20%)мощности. В этом случае для образования пускового момента (рис. 2.23) в одну из фаз статора включают конденсатор (дополнительный фазовый сдвиг), который после разгона машины шунтируют.
При частотном способе регулирования скорость машины изменяется по соотношению (16). Области изменения частотноуправляемых электроприводов: металлургия, станкостроение, вентиляторы промышленные, роботы и т.д. Основная особенность при регулировании заключается в том, что необходимо изменять напряжение на статоре как в функции момента статических Mс сопротивлений, так и в соответствии с изменением частоты. Пренебрегая активным сопротивлением r1 статорной цепи имеем значение критического Mк момента двигателя
Диапазон регулирования скорости асинхронной машины достигает 30: 1.
Для объектов управления требующих регулирования при постоянстве момента M=Сonst необходим закон управления
Для объектов управления требующих регулирования при постоянстве мощности P=Сonst необходим более сложный закон управления
Для объектов управления с линейным вентиляторным моментом Мс=k× w необходим закон управления Наиболее широкое практическое применение частотный способ получил для объектов управления требующих регулирования при M=Const. Учитывая зависимость индуктивного сопротивления статора от изменения частоты закон управления становится нелинейным и отличным от (23), причем отличие зависит от мощности машины. Закон управления отличается от (23) также при ограничении критического момента Mк двигателя в зависимости от настройки или на уровень Mкр.д или Mкр.г.
Рассмотрим электромагнитные процессы для одного варианта преобразователя (рис. 2.28), получившего широкое распространение в отечественной и зарубежной практике (Siemens, Fanyk, General Electric и др.) практике. Управляемый выпрямитель B собран по мостовой схеме на тиристорах V1-V6, выходное напряжение которого сглаживается фильтром C0-L1. Инвертор И собран на управляемых тиристорах V1-V6 и управляется блоком БУИ. Диоды V7-V12 улучшают форму выходного напряжения инвертора. Конденсаторы C1-C6 предназначены для гашения тиристоров И. Индуктивности L2-L3 уменьшают разряд емкостей C1-C6. Мост реактивного тока на диодах V13-V18 предназначен для пропускания тока в моменты времени, когда ток и напряжение И не совпадают по фазе. На (рис. 2.28) дополнительно показаны обмотки Za-Zb-Zc асинхронной машины M, соединенные звездой. Логический блок БУИ обеспечивает управление тиристорами V1-V6 (рис. 2.28) для формирования трехфазного напряжения UA, UB, UC, каждая фаза которого сдвинута относительно друг друга (рис. 2.29) на угол 1200 (2× p/3). На этом же рисунке цифрами 1-6 обозначены рабочие тиристоры инвертора И. Для наглядности выходные напряжения UA, UB, UC показаны прямоугольной формы, а не синусоидальными зависимостями, причем реальная форма выходного напряжения уточняется в результате анализа электромагнитных процессов. Положительные полуволны пропускаются тиристорами V1, V3, V5 (в соответствующих фазах), а отрицательные – тиристорами V4, V6, V2. Фаза A коммутируется тиристорами V1, V4; фаза B – тиристорами V3, V6; фаза C – тиристорами V5, V2. Рассматриваемый интервал 0-2× p разбит (рис. 2.29) на шесть интервалов I-VI, причем каждый интервал составляет 600 (2p/3). На (рис. 2.30) для каждого временного интервала I-VI приведены эквивалентные схемы, анализ которых показывает их идентичность – два сопротивления в различных комбинациях включены ключами SV1-SV6 параллельно и к ним последовательно включено одно из сопротивлений Za, Zb, Zc. Для всех эквивалентных схем эквивалентное сопротивление будет
, откуда следует, что на отдельном сопротивлении
выделяется а на сопротивлениях включенных параллельно –
На каждой эквивалентной схеме (рис. 2.30) положительный потенциал выделяется в левой части схемы. Учитывая, что напряжение фазы A выделяется на сопротивлении Za эквивалентных схем (рис. 2.30) для интервалов I-VI с соответствующими потенциалами и полярностью имеем реальную форму выходного напряжения UA фазы A на интервале 0-2× p (рис. 2.31). Аналогично получаем фазные напряжения UB, UC двух других фаз (рис. 2.31). Заметим, что такая форма выходных фазных напряжений UA, UB, UC инвертора И является аппроксимацией синусоидального напряжения, а перечисленные выше инверторы отличаются друг от друга степенью приближения выходного напряжения к синусоиде. За счет частотного и частотно-токового управления с микропроцессорными преобразователями машина является конкурентноспособной в сравнении с машиной постоянного тока независимого возбуждения. Высокие динамические и статические показатели электроприводов реализуются в системах с подчиненным регулированием параметров.
|