Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Кафедра гражданского праваСтр 1 из 14Следующая ⇒
Ростовский филиал
Кафедра гражданского права
ДОГОВОРНОЕ ПРАВО
Учебно-методический комплекс для студентов заочной, заочной на базе среднего профессионального образования, заочной на базе высшего профессионального образования форм обучения направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
Ростов-на-Дону Автор(ы): Корецкий А.Д., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой гражданского права Ростовского филиала ФГБОУВПО «РАП» Рецензенты: Лукьянцев А.А., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права Южного Федерального Университета. Решетняк В.И., кандидат юридических наук, доцент, судья Ростовского областного суда.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция
Одобрен на заседании кафедры гражданского права Ростовского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.). Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).
© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Ростовский филиал, 2013. © Корецкий А.Д., 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..2 Объем дисциплины и виды учебной работы ………..………………………….5 Тематический план …………………………………..…………………………...6 Программа курса………………………………………………………………….9 Планы аудиторных занятий ……………………………………………………19 Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов ……………......................60 Задания для выполнения контрольных работ.………………….….……….....64 Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля …………………………………………………………….76 Литература.……………………………………………………………………...79 Вопросы для подготовки к зачету……………………………………….……...90
Введение Учебная дисциплина «Договорное право» входит в профессиональный цикл (вариативную часть, дисциплины по выбору студента) ООП и находится в логической и содержательно-методической связи с другими дисциплинами. Договорное право образует ядро обязательственного права, которое, в свою очередь, является подотраслью гражданского права; его нормативную базу составляет гражданское законодательство, регулирующее договорные отношения. Целью изучения курса является подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, на высоком уровне владеющих знаниями в области правового регулирования договорных отношений РФ. В процессе освоения учебной программы студент должен: А) иметь представление: - о месте и роли «Договорного права» в системе гражданского права РФ, а также о высказанных в науке обоснованиях его обособления в системе отраслей российского права; - о правилах толкования договоров и применения обычаев к договорным правоотношениям; - о существующих типах и видах договоров и их особенностях. Б) знать: - нормы Гражданского кодекса РФ и относящиеся к ним разъяснения, содержащиеся в постановлениях высших судебных инстанций; - другие нормы и нормативные правовые акты, связанные с применением гражданского законодательства о договорах; - цивилистическую терминологию, используемую в научных работах по теории договорного регулирования гражданско-правовых отношений. В)уметь использовать: - юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; - определять тип и существенные условия договора; - разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов; - давать квалифицированные юридические заключения и консультации; - принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом. Г)владеть: - юридической терминологией и понятиями основных правовых институтов договорного права, что существенно расширяет кругозор юриста и закладывает базу для творческого отношения к юридическим конструкциям в практической работе; - методами сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в договорной сфере; - навыками осуществления профессиональной деятельности. Достижение целей обучения по дисциплине предполагает: - формирование основы знаний о системе договорного права, основных институтах, процессе их становления и эволюции; - формирование навыков правильного использования основных юридических понятий и институтов договорного права в практической работе, а также в научной деятельности, расширение юридического кругозора и укрепление фундамента юридического мышления. Цели освоения учебной дисциплины 1.1. Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, регулируемых гражданским правом: - нормотворческая; - правоприменительная; - правоохранительная; - экспертно-консультационная; - педагогическая. 1.2. Целями освоения учебной дисциплины «Договорное право» являются: - понимание сущности основных цивилистических конструкций; - осмысление содержания доктринальных положений договорного права; -приобретение навыков толкования гражданско-правовых норм и их применения к конкретным практическим ситуациям; -ознакомление с современными теоретическими проблемами договорного права, а также проблемами правоприменения. 1.3. Бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи: - участие в нормотворческой деятельности, в ходе которой бакалавр готов участвовать в подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, составляющие предмет договорного права; - правоприменительная деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов совершать действия, связанные с реализацией гражданско-правовых норм, юридически грамотно составлять правовые документы, обоснованно принимать решения в пределах должностных обязанностей; - правоохранительная деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов к обеспечению законности, правопорядка; защите всех форм собственности; - экспертно-консультационная деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов к осуществлению правовой экспертизы документов, а также консультированию по вопросам договорного права; - педагогическая деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов к преподаванию дисциплин гражданско-правового цикла (кроме высших учебных заведений), а также осуществлению правового воспитания обучающихся. Место учебной дисциплины в структуре ООП Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента: в области знаний: уяснить сущность и содержание основных цивилистических понятий и категорий договорного права, системные взаимосвязи и основные различия институтов «сделки», «договора» и «обязательства», знать характеристику отдельных видов договорных обязательств. в области понимания: объяснить специфику оснований возникновения договорных правоотношений, разграничивать договоры и порождаемые ими обязательства, в области умения, навыка: приобрести навыки анализа гражданско-правовых норм и правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий в сфере договорного регулирования. Уяснение материала курса основывается на положениях и выводах дисциплин ООП, входящих в профессиональный цикл, изучение которых предшествует согласно учебному плану изучению дисциплины «Гражданское право»: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Римское право» и др. Важную роль в освоении материала курса играют также дисциплины, входящие в гуманитарный, социальный и экономический цикл, а также информационно-правовой цикл: «Философия», «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Экономика», «Профессиональная этика», «Безопасность жизнедеятельности», «Информационные технологии в юридической деятельности».
Усваиваемые компетенции: Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в нормотворческой деятельности: способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); в правоприменительной деятельности: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); в правоохранительной деятельности: способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); в экспертно-консультационной деятельности: готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способен толковать различные правовые акты (ПК-15); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); в педагогической деятельности: способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). Поскольку в действующем Государственном образовательном стандарте по подготовке бакалавров существенно уменьшено количество лекционных занятий и введены ограничения на их удельный вес в общем количестве аудиторных часов на первое место выходит такая форма обучения как семинарские и практические занятия, на которых студент учится умению правильно и логически обоснованно делать выводы по обсуждаемым вопросам, публично выступать и которые должны способствовать закреплению и углублению теоретических и практических знаний студентов. Целесообразно по заданию преподавателя делать доклады по наиболее важным с научной и практической точки зрения темам. Для подготовки к вопросам соответствующего семинарского занятия студенту следует изучить нормативные акты, акты судебных органов, основную и дополнительную литературу, указанную в настоящем комплексе. На практических занятиях основное внимание должно делаться умению разрешать практические казусы. Решение задач по темам позволит студенту применять полученные теоретические знания на практике. Для подготовки к практическому занятию студенту следует решить заданные задачи, записать в тетрадь решение с указанием соответствующих статей нормативных актов. По специальному плану преподавателя студент обязан выполнить индивидуальную работу. В процессе обучения в целях приведения учебного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ВПО; формирования интегральных профессиональных компетенций бакалавров; перехода от преимущественной активности преподавателя к активности обучающегося; формирования учебной автономности студента, его ответственности за процесс и результат обучения; обеспечения обучения в сотрудничестве, взаимодействии обучающихся друг с другом; обеспечения комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность используются следующие инновационные методы и технические средства обучения: 1. презентации с использованием программы Power Point; 2. активные методы обучения, 3. интерактивные методы обучения.
|