![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы расчета финансовых показателей
Основные методы: 1.математическое моделирование. Позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели фин.прогнозов, выбрать из нескольких вариантов проекта наиболее соответствующие принятой концепции производственного и социально-экономического развития. Матем. моделирование предполагает использование линейного программирования, транспортных моделей, сетевых моделей; 2.экономическое прогнозирование - основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометрические модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает количественные оценки усредненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода. Для получения наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками. Среди эконометрических моделей прогнозирования выделяют: модели «ядра» экономической системы; модели экономического поведения, ориентированного на будущие ожидания; модели векторной авторегрессии; регрессионные модели одного уравнения; модели динамической оптимизации. 3 - Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению. Выделяют две группы методов экспертных оценок: методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. Методы индивидуальных экспертных оценок имеют несколько разновидностей: метод интервью, аналитический метод, метод выборочных обследований, метод анкетирования, метод написания сценария и др. При методе интервью осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом, при аналитическом методе проводится логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются докладные записки. Метод выборочных обследований дает возможность получать обширную и оперативную информацию об уровне жизни различных групп населения. При методе написания сценария определяется логика процесса или явления во времени при различных условиях. 4- Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.
Финансовое планирование – целенаправленная деятельность субъектов управления финансами по определению ожидаемых объемов формирования и использования финансовых ресурсов при реализации государственной и корпоративной экономической, социальной и финансовой политики. Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов на уровнях государства и хозяйствующих субъектов в целях реализации ими своих социально-экономических функций. К задачам финансового планирования относят: определение объема финансовых ресурсов (доходов) по каждому источнику поступлений и в целом на уровне государства и хозяйствующих субъектов; определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, а также приоритетов в расходовании средств; обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного, эффективного и результативного использования финансовых ресурсов; создание условий для укрепления устойчивости бюджетов всех уровней, а также для обеспечения финансовой устойчивости организаций и индивидуальных предпринимателей; определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, необходимых для предупреждения и снижения финансовых рисков. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов и государства. Субъектами финансового планирования выступают органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели.
Финансовый план – документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования фин.ресурсов за определенный период. Основой фин.планирования на гос.уровне является перспективный фин.план, под ним понимается документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ и муниципального образования. Перспективный фин.план разрабатывается в 3 этапа: разрабатываются и одобряются основные направления налоговой и таможенной политики, основные показатели сводного финансового баланса России, а также сценарные условия развития РФ на среднесрочную перспективу; разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного фин.плана, а также основные направления долговой политики; утверждается проект перспективного фин.плана. Основные виды на общегос-ном и территориальном уровне: федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований, бюджеты гос-ных внебюджетных соц.фондов. Для коммерческих организаций могут составляться баланс доходов и расходов, общий бюджет коммерческой организации, бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет.
Фин.планирование для бюджетных организаций осуществляется в форме сметного планирования. Фин.планирование охватывает след.этапы: 1. анализ выполнения фин.плана за текущий период, 2. расчет плановых показателей, 3. составление фин.плана на очередной год и последующие 2. На первом этапе применяется метод экономического анализа. В рамках фин.планирования применяются следующие виды экономического анализа: 1. горизонтальный анализ, 2. вертикальный анализ, 3. трендовый анализ 4. факторный анализ, 5. коэффициентный анализ. На 2м этапе используются: 1. метод экстраполяции, 2. нормативный метод, 3. индексный метод, 4. программно-целевой метод. На 3м этапе составляется фин.план, обязательный для исполнения. На этом этапе используется балансовый метод.
Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также целесообразностью и эффективностью их финансовых операций. Целью финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой политики на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь. К задачам финансового контроля относятся: - обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов государственной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей; - обеспечение устойчивого состояния государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов; - создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего финансового финансового права; - контроль за выполнением органами публичной власти и хозяйствующими субъектами финансовых обязательств; - повышение ответственности органов публичной власти и субъектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов; - оперативное выявление резервов повышения финансовой устойчивости, предотвращение и устранение недостатков финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов. Система финансового контроля представляет собой совокупность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий. Отрасли финансового контроля включают: 1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный и др.; 2) негосударственный финансовый контроль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств. В основе международных правил финансового контроля лежит система следующих принципов, которые являются основными правилами для контрольной деятельности в целом: 1. независимость. Проявляется в возможности самостоятельно определять: предмет своей контрольной деятельности; методы контроля; содержание и формы отчетов. 2. принцип гласности. Достигается: представлением отчетов вышестоящим органам; публикацией отчетов в СМИ. 3. принцип законности 4. принцип объективности. Основные критерии объективности: необходимость; достаточность; истинность; своевременность; аналитичность; организованность. 5. принцип ответственности. Рассматривается в 3х аспектах: ответственность контролеров, которая может быть административной, гражданской или уголовной; ответственность контролируемых; ответственность 3их лиц. 6. принцип сбалансированности. Означает, что наравне с обязанностями контролируемым органам должны быть предоставлены равные по объему права. 7. принцип системности. Означает, что все органы фин.контроля должны быть объединены в единую систему органов, не обязательно подчиняющихся друг другу, но координируемые одинаковыми принципами и нормативно-правовыми актами.
Сфера распространения финансового контроля охватывает две крупные его отрасли: государственный (муниципальный) и негосударственный финансовый контроль. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. В зависимости от институциональной структуры публичной власти различают финансовый контроль, осуществляемый: органами законодательной власти, главой государства (субъекта федерации) и органами исполнительной власти. В разрезе пообъектного классификационного признака государственный финансовый контроль делится на денежно-кредитный, валютный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, страховой, банковский, антимонопольный контроль и т.д. Видовое разнообразие государственного и негосударственного финансового контроля дополняется разнообразием его форм. Под формами финансового контроля понимаются конкретные особенности контрольной деятельности в зависимости от того или иного формального признака. В этой связи можно выделить основные формы финансового контроля в зависимости: - от времени проведения контрольных действий по отношению ко времени совершения подконтрольного финансового действия (операции): предварительный, текущий и последующий контроль; - места проведения контрольных действий: камеральный и выездной контроль; - полноты и масштаба охвата объектов контрольными действиями: сплошной и выборочный, комплексный и тематический контроль; - периодичности проведения контрольных действий: систематический, периодический и разовый контроль. По методам проведения выделяют следующие виды контроля: проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия. Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Исходя из содержания, проверки делятся на комплексные и тематические. Обследование в отличие от проверкиохватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса анкетирования, инспекции на месте наблюдения и т.д. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности сцелью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Можно сформулировать следующее ее определение. Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.
Гос.контроль включает 3 основных звена: 1. непосредственно гос.финансовый контроль 2. общественный контроль 3. аудиторский контроль Гос.финансовый контроль реализуется в формах: 1) общегосударственного контроля (налогового, таможенного и валютного) 2) бюджетно-финансового контроля (денежно-кредитный, административный и парламентский) 3) ведомственного контроля. Выполняется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств на федеральном и региональном уровнях, а также управлениями и отделами на муниципальном уровне 4) межведомственного контроля. Осуществляется Счетной Палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, главными контрольными управлениями Президента РФ, департаментом государственного финансового контроля. Ведущим органом общегосударственного финансового контроля является Счетная палата РФ. Данный орган финансового контроля образуется Федеральным Собранием РФ и подотчетен ему. Вторым по значимости органом финансового контроля можно назвать Федеральную Налоговую службу, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах. Федеральная Служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности. Казначейство – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию, исполнению бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета, главных распорядителей и получателей бюджетных средств.
|