Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы расчета финансовых показателей






Основные методы: 1.математическое моделирование. Позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели фин.прогнозов, выбрать из нескольких вариантов проекта наиболее соответствующие принятой концепции производственного и социально-экономического развития. Матем. моделирование предполагает использование линейного программирования, транспортных моделей, сетевых моделей; 2.экономическое прогнозирование - основано на принципах эко­номической теории и статистики: расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициен­тов при одной или нескольких экономических переменных, высту­пающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометрические модели опи­сывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает коли­чественные оценки усредненных взаимосвязей и пропорций, сло­жившихся в экономике в течение базисного периода. Для получе­ния наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками. Среди эконометрических моделей прогнозирования выделяют: модели «ядра» экономической системы; модели экономического поведения, ориентированного на будущие ожидания; модели векторной авторегрессии; регрессионные модели одного уравнения; модели динамической оптимизации. 3 - Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математи­ческую обработку оценок специалистов-экспертов по определенно­му вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессиона­лизма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда под­даются рациональному объяснению. Выделяют две группы методов экспертных оценок: методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. Методы индивидуальных экспертных оценок имеют несколь­ко разновидностей: метод интервью, аналитический метод, ме­тод выборочных обследований, метод анкетирования, метод на­писания сценария и др. При методе интервью осуществляется непосредственный кон­такт эксперта со специалистом, при аналитическом методе проводится логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуа­ции, составляются докладные записки. Метод выборочных обследований дает возможность получать обширную и оперативную информацию об уровне жизни различ­ных групп населения. При методе написания сценария определяется логика процес­са или явления во времени при различных условиях. 4- Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоян­ных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или по­стоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономиче­ских, демографических и других факторов.


22. Содержание и задачи финансового планирования

Финансовое планирование – целенаправленная деятельность субъектов управления финансами по определению ожидаемых объемов формирования и использования финансовых ресурсов при реализации государственной и корпоративной экономической, социальной и финансовой политики.

Цель финансового планирования - обеспечение финан­совыми ресурсами воспроизводственных процессов на уровнях государства и хозяйствующих субъектов в целях реализации ими своих социально-экономических функций.

К задачам финансового планирования относят:

определение объема финансовых ресурсов (доходов) по каждому источнику поступлений и в целом на уровне государства и хозяйствующих субъектов;

определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, а также приоритетов в расходовании средств;

обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного, эффективного и результативного использования финансовых ресурсов;

создание условий для укрепления устойчивости бюджетов всех уровней, а также для обеспечения финансовой устойчивости организаций и индивидуальных предпринимателей;

определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, необходимых для предупреждения и снижения финансовых рисков.

Объектом финансового планирования является финан­совая деятельность хозяйствующих субъектов и государства. Субъектами финансового планирования выступают орга­ны государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели.


23. Виды финансовых планов

Финансовый план – документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования фин.ресурсов за определенный период.

Основой фин.планирования на гос.уровне является перспективный фин.план, под ним понимается документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ и муниципального образования.

Перспективный фин.план разрабатывается в 3 этапа:

разрабатываются и одобряются основные направления налоговой и таможенной политики, основные показатели сводного финансового баланса России, а также сценарные условия развития РФ на среднесрочную перспективу;

разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного фин.плана, а также основные направления долговой политики;

утверждается проект перспективного фин.плана.

Основные виды на общегос-ном и территориальном уровне: федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований, бюджеты гос-ных внебюджетных соц.фондов.

Для коммерческих организаций могут составляться баланс доходов и расходов, общий бюджет коммерческой организации, бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет.


24. Методология финансового планирования

Фин.планирование для бюджетных организаций осуществляется в форме сметного планирования.

Фин.планирование охватывает след.этапы:

1. анализ выполнения фин.плана за текущий период,

2. расчет плановых показателей,

3. составление фин.плана на очередной год и последующие 2.

На первом этапе применяется метод экономического анализа.

В рамках фин.планирования применяются следующие виды экономического анализа:

1. горизонтальный анализ,

2. вертикальный анализ,

3. трендовый анализ

4. факторный анализ,

5. коэффициентный анализ.

На 2м этапе используются:

1. метод экстраполяции,

2. нормативный метод,

3. индексный метод,

4. программно-целевой метод.

На 3м этапе составляется фин.план, обязательный для исполнения. На этом этапе используется балансовый метод.


25. Сущность, организация, задачи, функции и принципы финансового контроля

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Целью финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой полити­ки на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.

К задачам финансового контроля относятся:

- обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов государственной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

- обеспечение устойчивого состояния государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов;

- создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего финан­сового финансового права;

- контроль за выполнением органами публичной власти и хозяй­ствующими субъектами финансовых обязательств;

- повышение ответственности органов публичной власти и субъ­ектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

- оперативное выявление резервов повышения финансовой ус­тойчивости, предотвращение и устранение недостатков финан­сово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.

Система финансового контроля представляет собой совокуп­ность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

Отрасли финансового контроля включают:

1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный и др.;

2) негосударственный финансовый кон­троль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств.

В ос­нове международных правил финансового контроля ле­жит система следующих принципов, которые являются основными правилами для контрольной деятельности в целом:

1. независимость. Проявляется в возможности самостоятельно определять: предмет своей контрольной деятельности; методы контроля; содержание и формы отчетов.

2. принцип гласности. Достигается: представлением отчетов вышестоящим органам; публикацией отчетов в СМИ.

3. принцип законности

4. принцип объективности. Основные критерии объективности: необходимость; достаточность; истинность; своевременность; аналитичность; организованность.

5. принцип ответственности. Рассматривается в 3х аспектах: ответственность контролеров, которая может быть административной, гражданской или уголовной; ответственность контролируемых; ответственность 3их лиц.

6. принцип сбалансированности. Означает, что наравне с обязанностями контролируемым органам должны быть предоставлены равные по объему права.

7. принцип системности. Означает, что все органы фин.контроля должны быть объединены в единую систему органов, не обязательно подчиняющихся друг другу, но координируемые одинаковыми принципами и нормативно-правовыми актами.


26. Виды и методы финансового контроля

Сфера распространения финансового контроля охватывает две крупные его отрасли: государственный (муниципальный) и негосудар­ственный финансовый контроль.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль осу­ществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. В зависимости от институциональной структуры публичной вла­сти различают финансовый контроль, осуществляемый: органами за­конодательной власти, главой государства (субъек­та федерации) и органами исполнительной власти.

В разрезе пообъектного классификационного признака государ­ственный финансовый контроль делится на денежно-кредитный, валютный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, страховой, банковский, антимонопольный контроль и т.д.

Видовое разнообразие государственного и негосударственного финансового контроля дополняется разнообразием его форм. Под фор­мами финансового контроля понимаются конкретные особенности контрольной деятельности в зависимости от того или иного формального признака. В этой связи можно выделить основные формы финансово­го контроля в зависимости:

- от времени проведения контрольных действий по отношению ко времени совершения подконтрольного финансового дей­ствия (операции): предварительный, текущий и последующий контроль;

- места проведения контрольных действий: камеральный и вы­ездной контроль;

- полноты и масштаба охвата объектов контрольными действия­ми: сплошной и выборочный, комплексный и тематический контроль;

- периодичности проведения контрольных действий: системати­ческий, периодический и разовый контроль.

По методам проведения выделяют следующие виды контроля: проверка, обследование, ана­лиз финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мо­ниторинг), ревизия.

Проверка производится по отдельным вопросам финан­сово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе проверок вы­являются нарушения финансовой дисциплины и намеча­ются мероприятия по устранению их негативных послед­ствий. Исходя из содержания, проверки делятся на комплексные и тематические.

Обследование в отличие от проверкиохватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, про­верка скрытых объектов финансирования и налогообло­жения путем опроса анкетирования, инспекции на месте наблюдения и т.д.

Анализ как метод финансового контроля должен быть сис­темным и пофакторным. Он предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности сцелью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финан­сового контроля является ревизия. Можно сформулировать следующее ее определение. Ревизия – это полное обследо­вание финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, це­лесообразности и эффективности.


27. Система государственного финансового контроля. Контрольные функции государственных органов, осуществляющих бюджетный контроль

Гос.контроль включает 3 основных звена:

1. непосредственно гос.финансовый контроль

2. общественный контроль

3. аудиторский контроль

Гос.финансовый контроль реализуется в формах:

1) общегосударственного контроля (налогового, таможенного и валютного)

2) бюджетно-финансового контроля (денежно-кредитный, административный и парламентский)

3) ведомственного контроля. Выполняется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств на федеральном и региональном уровнях, а также управлениями и отделами на муниципальном уровне

4) межведомственного контроля. Осуществляется Счетной Палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, главными контрольными управлениями Президента РФ, департаментом государственного финансового контроля.

Ведущим органом общегосударственного финансового контроля является Счетная палата РФ. Данный орган финансового контроля образуется Федеральным Собранием РФ и подотчетен ему. Вторым по значимости органом финансового контроля можно назвать Федеральную Налоговую службу, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах.

Федеральная Служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Казначейство – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию, исполнению бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета, главных распорядителей и получателей бюджетных средств.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал