Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая сущность, классификация и задачи управления активами предприятия
Активы – ресурсы, контролируемые компанией, возникшие в результате прошлых событий, от которых компания ожидает экономических выгод в будущем. По форме функционирования выделяют: 1)Материальные 2)Нематериальные 3)Финансовые Материальные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, имеющие материальную и вещественную форму. К ним относятся: -основные средства -незавершенное строительство -производственные запасы сырья и полуфабрикатов -запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов -объем незавершенного производства -запасы готовой продукции -прочие виды материальных ценностей. Нематериальные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, не имеющие материальной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельность и генерирующие прибыль. К ним относятся права пользования на отдельные природные ресурсы, ноу-хау, торговый знак, программное обеспечение, гудвин. Финансовые характеризуют имущественные ценности предприятия в форме наличных денежных средств, денежных и финансовых инструментов, принадлежащих предприятию. К ним относятся денежные средства в нац. и иностранной валютах, дебиторская задолженность, эквивалент денежных средств. По характеру участия активов в хоз. обороте выделяют 2 вида: -оборотные -внеоборотные Внеоборотные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе отдельных циклов хоз. Деятельности и переносящих на готовую продукцию свою ценность частями. Оборотные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую деятельность предприятия и полностью потребляемых в течение одного операционного цикла. Управление активами предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с их формированием, эффективным использованием в операционной деятельности предприятия и организации их оборота.
Операционный цикл – период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Предметом управления оборотными активами является управление отдельными стадиями операционного цикла. Операционный цикл делится на след.стадии: 1)денежные средства используются для покупки материальных ресурсов 2)материальные ресурсы в результате производственной деятельности прекращаются в запасы готовой продукции 3)готовая продукция до момента ее оплаты покупателями превращается в дебиторскую задолженность. 4)в результате инкассирования дебиторская задолженность превращается в денежные средства. Все стадии операционного цикла можно объединить в 2 группы: 1.Производственный цикл предприятия 2.Финансовый цикл предприятия. Первый характеризует период полного оборота материальных элементов, оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса. Начиная с момента поступления сырья на предприятие и заканчивая моментом отгрузки готовой продукции покупателями. Продолжительность произодственного цикла складывается: ППЦ=ПОзп+ПОнп+ПОгп ПО-период оборота Зп-завершенное производство Нп-незавершенное произвддство Гп-готовая продукция Финансовый цикл предприятия представляет собой период времени между началом оплаты поставщиками, полученных от них сырья и материалов, и началом поступления денежных средств от покупателя. ПФЦ=ППЦ+Под-ПОк Под-средний период оборота дебиторской задолженности Главная задача управления оборотными активами состоит в формировании необходимого объема оптимизации состава и обеспечения эффективного использования оборотных активов предприятия.
Величина активов в форме запасов во многом зависит от объемов операционной деятельности предприятия. Управление запасами сложно потому, что неверные решения об их размере немедленно приводят к потерям в объемах производства или излишним расходам по хранению. Модель управления запасами основывается на определении такой величины запасов, которая, с одной стороны, минимизирует общие затраты по их поддержанию, а с другой — достаточна для успешной работы предприятия. Формулируя политику управления запасами, нужно определить, сколько и когда следует заказывать. При определении оптимального размера заказа нужно соблюдать равновесие между расходами на тот или иной заказ и расходами на хранение средних запасов. Совокупные затраты, связанные с закупкой и хранением запасов, подразделяются на две группы. Первая группа — затраты по размещению заказов. В эту группу включаются затраты по размещению заказов, по транспортировке и обработке грузов. Сумма затрат по размещению заказа определяется как произведение средней стоимости размещения одного заказа и количества партий в год. При увеличении размера заказа сумма затрат по размещению заказа минимизируется. Вторая группа — затраты по хранению запасов. Эти затраты, как правило, прямо пропорциональны среднему размеру запасов, и их величина зависит от частоты пополнения запасов. Оптимальный размер заказа должен быть таким, чтобы суммарные годовые расходы на размещение заказов и на содержание запасов были наименьшими при данном объеме продаж. Оптимальная величина заказа рассчитывается по формуле: где EOQ — экономичный размер заказа; C0 — величина расходов на один заказ; Ct — годовые затраты на содержание запасов; D — годовой объем производственного потребления, ед.; U — расходы по хранению единицы продукции. В практике финансового менеджмента широко используется ABC-метод управления товарно-материальными запасами, в соответствии с которым управлению дорогими элементами товарно-материальных запасов уделяется больше внимания, чем дешевым. · В категорию А входят дорогостоящие запасы с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. В связи с высокой стоимостью необходимо нормирование оборотных средств, авансируемых в эти запасы. · В категорию В включаются запасы, имеющие меньшую значимость и требующие менее тщательного контроля своего уровня. · В категорию С включаются остальные запасы с низкой стоимостью, требующие ежеквартального или ежегодного контроля путем инвентаризации. При разработке данной классификации запасов необходимо учитывать не только стоимость товаров, но и такие факторы, как значимость для непрерывности производственного процесса, уникальность, опасность быстрого устаревания и др. Дебиторская задолженность — это сумма требований, предъявляемых предприятием к своим дебиторам на определенную дату. Возникновение дебиторской задолженности в системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия. Основными задачами управления дебиторской задолженностью являются: · ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности; · выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств; · ускорение востребования долга и др. В системе управления финансами предлагаются следующие мероприятия по управлению дебиторской задолженностью: · исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска; · периодический пересмотр предельной суммы кредита; · использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами и т.п. Политика управления денежными средствами — это часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающаяся в оптимизации размера их остатка с целью обеспечения постоянной платежеспособности и эффективного использования в процессе хранения. Модель оптимизации среднего остатка денежных активов предприятия основана на достижении компромисса между издержками упущенной выгоды от поддержания значительного остатка средств на счете и издержками масштабов производства, связанными с небольшим остатком (или отсутствием) денежной наличности и необходимостью реализовывать ценные бумаги. Модель Баумоля является классическим средством определения оптимального остатка денежных средств с точки зрения данных видов издержек. Она применима на предприятиях со стабильным денежным оборотом, хранящих излишки денежных средств в форме краткосрочных финансовых вложений и допускающих снижение активов в денежной форме до нуля. Алгоритм расчета оптимального размера среднего остатка денежных активов предприятия (ДАОПТ) имеет следующий вид: , где ДО — прогнозируемый объем денежного оборота в периоде; Р0 — расходы по конвертации денежных средств в ценные бумаги; Пд — приемлемый и возможный для предприятия процентный доход по краткосрочным финансовым вложениям.
|