Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая сущность, классификация и задачи управления активами предприятия






Активы – ресурсы, контролируемые компанией, возникшие в результате прошлых событий, от которых компания ожидает экономических выгод в будущем.

По форме функционирования выделяют:

1)Материальные

2)Нематериальные

3)Финансовые

Материальные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, имеющие материальную и вещественную форму. К ним относятся:

-основные средства

-незавершенное строительство

-производственные запасы сырья и полуфабрикатов

-запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов

-объем незавершенного производства

-запасы готовой продукции

-прочие виды материальных ценностей.

Нематериальные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, не имеющие материальной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельность и генерирующие прибыль. К ним относятся права пользования на отдельные природные ресурсы, ноу-хау, торговый знак, программное обеспечение, гудвин.

Финансовые характеризуют имущественные ценности предприятия в форме наличных денежных средств, денежных и финансовых инструментов, принадлежащих предприятию.

К ним относятся денежные средства в нац. и иностранной валютах, дебиторская задолженность, эквивалент денежных средств.

По характеру участия активов в хоз. обороте выделяют 2 вида:

-оборотные

-внеоборотные

Внеоборотные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе отдельных циклов хоз. Деятельности и переносящих на готовую продукцию свою ценность частями.

Оборотные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую деятельность предприятия и полностью потребляемых в течение одного операционного цикла.

Управление активами предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с их формированием, эффективным использованием в операционной деятельности предприятия и организации их оборота.


38. Состав оборотных активов предприятия и особенности финансового управления ими

Операционный цикл – период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов.

Предметом управления оборотными активами является управление отдельными стадиями операционного цикла.

Операционный цикл делится на след.стадии:

1)денежные средства используются для покупки материальных ресурсов

2)материальные ресурсы в результате производственной деятельности прекращаются в запасы готовой продукции

3)готовая продукция до момента ее оплаты покупателями превращается в дебиторскую задолженность.

4)в результате инкассирования дебиторская задолженность превращается в денежные средства.

Все стадии операционного цикла можно объединить в 2 группы:

1.Производственный цикл предприятия

2.Финансовый цикл предприятия.

Первый характеризует период полного оборота материальных элементов, оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса. Начиная с момента поступления сырья на предприятие и заканчивая моментом отгрузки готовой продукции покупателями.

Продолжительность произодственного цикла складывается:

ППЦ=ПОзп+ПОнп+ПОгп

ПО-период оборота

Зп-завершенное производство

Нп-незавершенное произвддство

Гп-готовая продукция

Финансовый цикл предприятия представляет собой период времени между началом оплаты поставщиками, полученных от них сырья и материалов, и началом поступления денежных средств от покупателя.

ПФЦ=ППЦ+Под-ПОк

Под-средний период оборота дебиторской задолженности

Главная задача управления оборотными активами состоит в формировании необходимого объема оптимизации состава и обеспечения эффективного использования оборотных активов предприятия.


39. Управление запасами, текущей дебиторской задолженностью и денежными активами

Величина активов в форме запасов во многом зависит от объемов операционной деятельности предприятия. Управление запасами сложно потому, что неверные решения об их размере немедленно приводят к потерям в объемах производства или излишним расходам по хранению. Модель управления запасами основывается на определении такой величины запасов, которая, с одной стороны, минимизирует общие затраты по их поддержанию, а с другой — достаточна для успешной работы предприятия.

Формулируя политику управления запасами, нужно определить, сколько и когда следует заказывать. При определении оптимального размера заказа нужно соблюдать равновесие между расходами на тот или иной заказ и расходами на хранение средних запасов. Совокупные затраты, связанные с закупкой и хранением запасов, подразделяются на две группы.

Первая группа — затраты по размещению заказов. В эту группу включаются затраты по размещению заказов, по транспортировке и обработке грузов. Сумма затрат по размещению заказа определяется как произведение средней стоимости размещения одного заказа и количества партий в год. При увеличении размера заказа сумма затрат по размещению заказа минимизируется.

Вторая группа — затраты по хранению запасов. Эти затраты, как правило, прямо пропорциональны среднему размеру запасов, и их величина зависит от частоты пополнения запасов.

Оптимальный размер заказа должен быть таким, чтобы суммарные годовые расходы на размещение заказов и на содержание запасов были наименьшими при данном объеме продаж.

Оптимальная величина заказа рассчитывается по формуле:

где EOQ — экономичный размер заказа;

C0 — величина расходов на один заказ;

Ct — годовые затраты на содержание запасов;

D — годовой объем производственного потребления, ед.;

U — расходы по хранению единицы продукции.

В практике финансового менеджмента широко используется ABC-метод управления товарно-материальными запасами, в соответствии с которым управлению дорогими элементами товарно-материальных запасов уделяется больше внимания, чем дешевым.

· В категорию А входят дорогостоящие запасы с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком. В связи с высокой стоимостью необходимо нормирование оборотных средств, авансируемых в эти запасы.

· В категорию В включаются запасы, имеющие меньшую значимость и требующие менее тщательного контроля своего уровня.

· В категорию С включаются остальные запасы с низкой стоимостью, требующие ежеквартального или ежегодного контроля путем инвентаризации. При разработке данной классификации запасов необходимо учитывать не только стоимость товаров, но и такие факторы, как значимость для непрерывности производственного процесса, уникальность, опасность быстрого устаревания и др.

Дебиторская задолженность — это сумма требований, предъявляемых предприятием к своим дебиторам на определенную дату. Возникновение дебиторской задолженности в системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

Основными задачами управления дебиторской задолженностью являются:

· ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

· выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

· ускорение востребования долга и др.

В системе управления финансами предлагаются следующие мероприятия по управлению дебиторской задолженностью:

· исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

· периодический пересмотр предельной суммы кредита;

· использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами и т.п.

Политика управления денежными средствами — это часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающаяся в оптимизации размера их остатка с целью обеспечения постоянной платежеспособности и эффективного использования в процессе хранения.

Модель оптимизации среднего остатка денежных активов предприятия основана на достижении компромисса между издержками упущенной выгоды от поддержания значительного остатка средств на счете и издержками масштабов производства, связанными с небольшим остатком (или отсутствием) денежной наличности и необходимостью реализовывать ценные бумаги.

Модель Баумоля является классическим средством определения оптимального остатка денежных средств с точки зрения данных видов издержек. Она применима на предприятиях со стабильным денежным оборотом, хранящих излишки денежных средств в форме краткосрочных финансовых вложений и допускающих снижение активов в денежной форме до нуля.

Алгоритм расчета оптимального размера среднего остатка денежных активов предприятия (ДАОПТ) имеет следующий вид:

,

где ДО — прогнозируемый объем денежного оборота в периоде;

Р0 — расходы по конвертации денежных средств в ценные бумаги;

Пд — приемлемый и возможный для предприятия процентный доход по краткосрочным финансовым вложениям.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал