Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Высшие органы государственной власти Коми АССР
Оценка Конституции Коми АССР 1978 года: 1. В Коми АССР даже не декларировался конституционный строй, минимальными признаками которого является разделение властей и существование независимого суда. 2. Хотя, статья 66 Конституции Коми АССР 1978г. определяла предметы ведения Коми АССР, но круг предметов ведения был очень ограничен, деятельность республиканских органов государственной власти зависела от союзного и российского законодательства. 3. Большая часть предприятий на территории Коми АССР, являлись союзного и российского подчинения, поэтому влияние на их деятельность со стороны республиканского законодательства было незначительно. Конституция Коми АССР, принятая в мае 1978 года, действовала до февраля 1994 года. За указанный период в Конституцию более двух десятков раз вносились различные изменения. В период с мая 1978 и до ноября 1989 года Конституция действовала практически в неизменном виде, т.к. в нее были внесены всего 2 поправки, касающиеся статьи 72, устанавливавшей административное деление республики. В частности, это было связано с образованием Сосногорского района, а также города Усинска. Наибольшее количество изменений было внесено уже в 1990-е годы. В «перестроечный» период появились основания для республик РСФСР упрочить и повысить свой государственно-правовой статус. Существенные изменения: - укрепилась позиция представительной власти; - совершенно новую редакцию приобрела глава 11 «Верховный Совет Коми АССР»: у Верховного Совета солидно расширен перечень полномочий; Президиум Верховного Совета в основном решал организационные вопросы (его роль изменилась с 18 июня 1991 года); повысилась роль постоянных комиссий; - появились: Комитет конституционного надзора Коми АССР; Комитет народного контроля Коми АССР; - совершенствовалась избирательная система (запрет совмещения депутатских мандатов с должностями исполнительной власти, расширился круг групп лиц, имеющих право выдвигать кандидатов в депутаты); - изменения в структуре и деятельности Советов народных депутатов. В 1990 году принятие ряда законов СССР, РСФСР позволили республике самостоятельно выразить государственную волю. И 29 августа 1990 года Верховный Совет Коми АССР принимает Декларацию о государственном суверенитете Коми Советской Социалистической Республики, в соответствии с которой республика была объявлена суверенным национальным государством, добровольно входящим в состав РСФСР и СССР «на основании заключенных договоров, гарантирующих юридическое и экономическое равноправие всех граждан независимо от национальности». Таким образом, автономия как способ взаимоотношений с РСФСР перерастает в суверенное государство, что находит свое отражение и в конституционном развитии. Законом от 23 ноября 1990 года Коми АССР получает статус Коми Советской Социалистической Республики. Декларация о государственном суверенитете Коми Советской Социалистической Республики имела важнейшее политическое и правовое значение: 1. началось создание конституционного строя в Коми ССР; 2. Коми ССР провозглашалась суверенным национальным государством; 3. гарантировалось юридическое и экономическое равноправие всех ее граждан, независимо от национальности; 4. Коми ССР самостоятельно: - формировала государственный бюджет; - осуществляла налоговую политику; - создавала таможенную службу; - финансово-кредитную систему и систему ценообразования; - проводила внешнеэкономическую деятельность; - имела право заключать договоры экономического и культурного сотрудничества с другими государствами; 5. Декларация явилась первоосновой построения государственности и законодательства на новых принципах; 6. на ее базе в последующем была разработана Конституция РК. Верховный Совет Коми ССР 27 ноября 1991 года принял Закон «Об утверждении Государственного флага». Флаг стал представлять «прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос синего, зеленого и белого цветов, шириной в одну треть ширины каждая». Претворяя в жизнь идеи Декларации о государственном суверенитете, представители Республики 31 марта 1992г. подписали Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Значение Федеративного договора: 1. оформлены отношения между двумя уровнями власти; 2. установлены полномочия каждого уровня власти; 3. признаны достоянием и закреплены в собственности народа, проживающего на территории республики, земля и ее недра, воды, растительный и животный мир; 4. Республика становится самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений; 5. Республика объявляется самостоятельным участником соглашений с другими субъектами РФ; 6. разработан механизм реализации вопросов, относящихся к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе РФ. Федеральные органы должны издавать Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая применение законов и иных нормативных правовых актов. 26 мая 1992 года был принят Закон Коми ССР «Об изменении наименования Коми ССР». Название «Коми ССР» изменено на «Республику Коми». В Конституцию Коми АССР 27 мая 1992 года были внесены значительные изменения: 1. изменено наименование суверенного государства; 2. Конституция дополнена двумя разделами: «Федеративный договор», «Декларация прав и свобод человека и гражданина»; 3. заложены предпосылки к подготовке проекта будущей новой Конституции Республики Коми.
|