Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая часть. Практическое занятие 1






Практическое занятие 1

Тема: Правописание гласных

Теоретическая часть.

Правописная справка: Ведущим принципом русского правописания является морфологический принцип.

Сущность морфологического принципа русского правописания заключается в том, что общие для родствен­ных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении раз­личаются в зависимости от фонетических условий, в ко­торых оказываются звуки, входящие в состав значи­мых частей слова.

Вне зависимости от произношения морфологический принцип правописания применяется при написании кор­ней (ср.: ход, ходок, ходовой– (хот], [хад]ок, [хъд]о- вой, суффиксов (ср.: дубовый, липовый – дуб[ов]ый, лип[ъв]вый), приставок (ср.: подписать, подпись – [път] писать, [пот]пись) и окончаний (ср.: на реке, на речке – на рек[ё], на речк[ь]).

Помимо морфологического принципа, который яв­ляется основным в русской орфографии, применяются также фонетические написания, т. е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким при­мером таких написаний является написание приставок, оканчивающихся на з: без-, воз-, из-, низ-, раз-, чрез-) через-. Конечный звук з в этих приставках перед глухи* ми согласными корня оглушается, что и находит отра­жение на письме; ср.: бездушный – бестолковый, воз­главить – воскликнуть, издать – истолковать, низвер­гать – ниспослать, разбить – расформировать, чрез­мерный – чересседельник.

исторические, написания, являющиеся пережитком прошлого. Примером здесь может служить написание буквы и после твердых шипящих ж, ш и после ц: в древнерусском языке звуки [ж], [ш] и [ц] были мягкими и написание после них буквы и было законо­мерным, так как соответствовало произношению.

Правописание гласных в корне

Проверяемые безударные гласные

В неударяемых слогах корня пишутся те же гласные, которые произносятся в этой части слова под ударением: знамена развева­ются (веять) – события развиваются (развитие)

Примечание Гласные о – а в неударяемых корнях глаголов нельзя проверять формой несовершенного вида на -ывать (ивать). Например: кормить – кормит (хотя выкармливать)

Практическая часть

Упражнение 1. Проверьте неударяемые гласные в корнях выде­ленных слов. Сопоставьте эти слова попарно

1. Первые свои стихи поэт посвятил детям. – Маль­чик посветил нам в темном коридоре. 2. Белье необхо­димо полоскать несколько раз. – Детям хотелось по­ласкать пушистую собачонку. 3. Не давайте козлам залезать в огород. – Убежавший волк пытался зали­зать рану. 4. Следует разредить частые всходы. – Пришлось разрядить ружье. 5. Ласточка свила гнездо под крышей дома.– Мать свела ребенка по лестнице за руку. 6. Не следует умалять значение этого факта.– Раненый продолжал умолять о помощи. 7 Легкий ветерок обвевал лицо.– Плющ обвивал ствол дерева. 8. Сестра примеряла новое платье. – Учительница примиряла поссорившихся школьников.

Упражнение 2. Объясните написание выделенных гласных.

Возрождение, долина, залепить, наслаждаться, обнажать, обновленный, ознаменовать, обстоятельство, определение, остановиться, поглощать, пренебрежительный, преподаватель, распространять, растолковать, растрепать, сокращение, увлечение.

Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные гласные.

1. Наступление разв...валось по всему фронту.– Волосы разв...вались на ветру 2. Раск...ли железо, прежде чем его ковать.– Раск...ли полено и подбрось его в огонь. 3. Скр...пите разрозненные листы.– Не скр...пите перьями. 4. Осл…пительный свет молнии озарил небо. – Глаза сл...пались от усталости. 5. Ре­бята зап...вали в...селые песни. – Лекарство зап...вают водой. 6. Лесоруб закл...нил топор.– Зря не кл...ните судьбу. 7. Нельзя об...жать слабых. – Попробуйте об...жать эту территорию. 8. Не так легко ст...чать сапо­ги.– Нужно было ст...чить зазубрину на ноже.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал