Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чередующиеся гласные






Корень гар------------ гор-

Правописная справка: В корне гар гор- под ударением пишется а, без ударения о (загар – загореть).

Исключения. Специальные и областные слова: выгарки (остатки от сгорания, перетопки), изгарь (что-нибудь перегоревшее), пригарь (привкус гари).

Упражнение 6. Образуйте невозвратные и возвратные приста­вочные глаголы от корня гор-.

Корень зар– зор-

Правописная справка: В корне зар -, зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – а (зарево – зорька, зарница).

Исключение: зоревать

Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Горит восток з...рею новой (П.). 2. На минуту оз...ренный молнией, перед нами – ствол березы (М. Г.). 3. А потом ее будто что оз...рило (Т.). 4. Лица оз...ряются пламенем костра.

Корень кас---------- кос(н)-

Правописная справка: В корне кас, -кос(н)- пишется о, если после гласного следует согласный н, в остальных случаях пишется а (касаться – косну­ться).

Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Проведите к...сательную линию к окружности. 2. Имел он счастливый талант без принужденья в раз­говоре к...снуться до всего слегка (П.). 3. В своей жизни ему пришлось соприкасаться с различными людьми. 4. Прикосновение к оголенной электропровод­ке опасно для жизни. 5. Ветви ивы наклонялись над рекой и почти к...сались воды.

Корень клан---------- клон-

Правописная справка: В корне клан клон- под ударением пишется та гласная, ко­торая слышится; без ударения – о (кланяться – поклон, наклониться).

Упражнение 9. Образуйте невозвратные и возвратные глаголы с различными приставками от глагола клонить, а также отглаголь­ные существительные с суффиксом -ени(е).

Корень лаг---------- лож-

Правописная справка: В корне лаг- (перед г) пишется а (дальше следует суффикс а), корне лож- (перед ж) пишется о: предлагать – предложить.

Исключение (в безударном положении): полог.

Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Изл…жение было написано хорошо. 2. Надо изл...гать свои мысли кратко и ясно. 3. Имя прил...гательное обозначает признак предмета. 4. Я не рас­пол..гаю свободным временем. 5. От перемены мест сл…гаемых сумма не меняется. 6. Предпол…жения не оправдались. 7. На ученика возл...жили обязанности старосты кружка. 8. Пол...гаю, что он прав. 9. На юного музыканта возл...гали большие надежды. 10. Прил…жение – это особый вид определения.

Корень мак---------- мок -

Правописная справка: Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать сухарик в чай); корень мок- пишется в глаго­лах со значением «пропускать жидкость» (обувь промокает). Прави­ло распространяется и на производные слова.

Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы

1 Мы вым...кли под дождем. 2. Резиновые сапоги не пром...кают 3. В тетрадь вложен лист пром…ка­тельной бумаги. 4. Обм...кните перо в чернила. 5. Вы­м…кшую рожь пересеяли. 6. Для компресса нельзя пользоваться пром...кающей бумагой. 7 Нужно предупредить вым...кание озими в низинах.

Корень плав----------- плов-

Правописная справка: В корне плав- пишется а под ударением и без ударения; плов-, плыв- пишется в словах пловец, пловчиха, плывуны.

Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1 Попл...вок неподвижно лежал на поверхности воды. 2. Ледокол окружали пл...вучие льды. 3. Хороших результатов в соревновании добились молодые пл...вцы. 4. По реке идет спл...вной лес. 5. Жук-пл...вунец живет в водоемах. 6. Судно выдержало испытание на пл…вучесть.

Корень равн---------- ровн-

Правописная справка: Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одина­ковый» (уравнение), корень ровн- пишется в словах со значением) «ровный, прямой, гладкий» (уровень, но: равнина).

Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1 Всадник пор...внялся с повозкой. 2. Ср...внение было не в мою пользу. 3. Мы с товарищем р...весники. 4. Раздалась команда: «Р...внение направо! 5. Ребята зар...вняли участок и подр...вняли клумбу посередине школьного двора. 6. За этой возвышенностью начина­лась обширная р...внина. 7 Существуют неср…внимые математические величины. 8. Кривые строчки надо было выр...внять.

Корень раст---------- рос-

Правописная справка: В корне рост рос- пишется а перед следующим ст (также перед щ), в остальных случаях – о (растение – наращение, вырос­ший).

Исключения: отрасль, росток, ростовщик. Ростов, Ростислав.

Упражнение 14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Р...стет и крепнет движение за мир. 2. В палисаднике р...сли цветы. 3. Некоторые морские водор...сли употребляются в пищу. 4. Нужно было определить прир...щение скорости. 5. Р…стовщический капитал душил мелких производителей. 6. Это был человек зре­лого возр...ста. 7. Необходимо беречь молодую пор...сль. 8. Организован ряд отр...слевых научных институтов. 9. Шум потока возр…стал по мере приближения к нему.

Корень скак---------- скоч-

Правописная справка: В корне скак- (перед к) пишется а, в корне скок- (перед ч) пишется о; скакать – вскочить.

Исключения (в неударяемом положении): скачок, скачу.

Упражнение 15. Образуйте приставочные глаголы от корня скак- скоч-.

Корень твар--------- твор-

Правописная справка: В корне твар твор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о (тварь – творчество, творить).

Исключение: утварь.

Упражнение 16. Образуйте приставочные глаголы от глагола творить.

Корни бер----- бир-, дер- дир-, мер- мир-, пер пир-, тер тир-

Правописная справка: В указанных корнях пишется и, если дальше следует суффикс а (убирать, задирать, замирать, запирать, стирать); в остальных случаях пишется е (беру, деру, умереть, запереть, стереть).

Упражнение 17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Путешественники с трудом проб...рались в густых зар...слях. 2. Старик шел, оп...раясь на палку. 3. Все зам...рли от неожиданности. 4. Комната никогда не зап...ралась на замок. 5. Участники концерта соберут­ся к восьми часам вечера. 6. Яркие впечатления не ст…раются в памяти. 7. Я чувствовал легкое зам...рание сердца. 8. Пастух опасался, что волк зад...рет овец. 9. Я переб...рал старинные рукописи.

Корни блест-- блист-, жег жиг-, чет чит-, стел - стил-

Правописная справка: Чередование гласных е – и в указанных корнях подчиняется тому же правилу, что и в корнях бер бир-, дер дир- и др.

Исключения: сочетать, сочетание.

Упражнение 18. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Бл...стит на солнце паутина. 2. Заж...гаются звезды на небе. 3. Следует поч...тать старших. 4. Кругом расст...лается бесконечная р...внина. 5. Ослепительно бл...снула молния. 6. Оратор не бл...стал красноречием. 7. Пост...ли скатерть на стол. 8. Сж...гание мусора про­изводится в обычных печах.

Корни с чередованием а(я) – им, а(я) – ин

Правописная справка: В указанных корнях им и ин пишутся, если дальше следует суффикс -а- (сжать – сжимать, снять – снимать, начать – начи­нать, примять– приминать).

Упражнение 19. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В музее все напом...нает о прошлом. 2. Путники прокл...нали трудности дороги. 3. Прин...майтесь скорее за работу. 4. Аудитория вн…мательно слушала лекто­ра. 5. Заря еще не зан…малась. 6. Сестра закл...нала меня быть осторожным. 7. Уроки нач…нались в девять часов утра.

Упражнение 20 (повторительное). Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с чередующимися гласными.

1. Заг...релые тела пл...вцов напом.., нали о юге. 2. Небо по временам оз...рялось з...рницами. 3. Мы прекл...няемся перед героизмом советских воинов. 4. Он притв...рился, что не слышит меня. 5. Больно было прик.., саться к ушибленному месту. 6. Теорети­ческие положения должны подтверждаться практикой. 7. Оборудован пл...вучий дом отдыха. 8. Утки прятались в зар...слях тростника. 9. Упавший бегун быстро вск...чил на ноги. 10. Яловые сапоги не пром...кают 11. Отстающий ученик выр...внялся в учебе. 12. Школь­ные товарищи часто собирались вместе. 13. Мальчик пот...рал руки от холода, так как пот...рял перчатки. 14. Глаза заст...лались слезами. 15. Лектор к...снулся ряда вопросов. 16. Игр...ки прил...гали все усилия, чтобы отыграться. 17. Всадники поск...кали дальше. 18. По­ступили в продажу выр...щенные в теплице огурцы. 19. Бойцы вспом...нали м...нувшие дни.

Гласные после шипящих и Ц

о – е после шипящих

Правописная справка: После шипящих под ударением в корне пишется е (ё) (хотя про­износится о), если в родственных словах пишется е (желтый – желтеть); в остальных случаях пишется о (шов, обжора).

Упражнение 21. Перепишите, группируя имеющиеся однокоренные слова; значение незнакомых слов выясните в толковом словаре.

Шов, шоры, крыжовник, чокаться, шок, шорник, мажорный, обжора, чопорность, бесшовный, шомпол, чоканье, прожорливый, шорный, чопорный, шоковый, мажор, шорничать, чокнуться, шомпольный, крыжовенный.

Упражнение 22. Составьте предложения с иноязычными словами, в которых после шипящих в неударяемом слоге пишется о.

Жокей, жолнер, жонглер, шовинизм, шокировать, шоколад, шоссе, шофер, Шотландия.

Правописная справка: После ц в корне пишется и (цирк, цикорий)

Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц (и про­изводные от них)

Упражнение 23 (повторительное) Перепишите, вставляя пропу­щенные буквы.

1. Мач...ха хорошо относилась к падчерице. 2. Про­езжал воинский эш...лон. 3. Он всем готов был говорить компл...менты. 4. Д...зертирам не давалось никакой пощады. 5. Ребенок заболел д...з...нтерией. 6. Комнату нужно было прод...з...нфицировать. 7. Брош...ра издана массовым тиражом. 8. Танцевали под аккомпанемент рояля. 9. Нужно р...вняться на передовых. 10. Предпол...галось организовать вечер самодеятельности. 11 Платье было сшито из ш...тландки. 12. На мельницу доставили новый ж...рнов. 13. Ож...г причинял сильную боль. 14. Не гладьте кошку против ш…рстки. 15. Вода стекала по ж…лобу. 16. Легкий ш…рох постепенно зам...рает. 17. От недостатка витаминов заболевают ц…нгой. 18. Шуба была сделана из ц...гейки. 19. Зна­чительная часть ц...ган перешла на оседлую жизнь.

 

 

12. Напишите под диктовку.

Июль

Самое заметное явление начала июля – цветение ли пы. Душистые запахи стоят и в аллеях, и в садах, и пс опушкам чернолесья. Фронт зацветания липы движется с юго-запада на северо-восток европейской части страны Почему из всех наших деревьев липа зацветает последней? Дерево это цветёт на приросте текущего года, а другие зелёные поселенцы распускают плодовые почки на прирос­те прошлых лет. Чтобы липе зацвести, ей необходимо от­растить новые ветки, дать им возможность заложить поч­ки и вызреть, и только потом она одевается в венчальный наряд.

Чем только сейчас не восхищает людей природа! Лёгки­ми рассветами и неспешно перегорающими закатами, яр­кими зарницами, теплынью и ласковой свежестью. И ещё эти удивительные дожди с громами, радугами и солнцем сквозь редеющие облака. Вечерами небосвод нет-нет да и просияет в отблесках далёких гроз.

Искони июль называют страдником, в эти дни вовсю развёрнуты покосы, сеноуборка, а потом и жатва хлебов. Колосья наклоняются к земле, зёрна стали крутые, пол­ные. С гречишных полей веет медовым запахом, пчёлы со­бирают в ульи добротный, щедрый взяток.

Грибов пока маловато, зато сколько ягод! Что касается лесной малины, то своим тонким ароматом она нередко превосходит садовых соперниц. Сизым дымком расстилает А.Стрижеву

И 11'|гиь люблю бывать в укромном лесном уголке, где. |р\ щ. исмли вдавился огромный ледниковый валун. На I'(широкой бугристой лысине, обрамлённой бакенбардами ■ | м юн и лишайников, спят ужи. А чуть ниже, у подно- ||.м холма, поблёскивает из зелёного венка маленький • 1> пмный родничок. Его знают и любят все здешние зве-.11 и птицы. К нему приходят на отдых лесники, грибни- |и и охотники из соседних деревень и сёл.

()днажды после сплошных затянувшихся ливней валун и 1| иниз и задавил струйку. Все решили, что источник умер. Весёлая семья трясогузок первой переселилась и дальнему ручью, заросли травой звериные тропы. Пус­тынно, скучно стало в лесу. Однако струйка вовсе не дума- ал умирать. Засыпанная землёй, придавленная каменной I иыбой, она продолжала жить и настойчиво искать выхо­ди, И в конце концов её неслыханное упорство, жажда < нота победили. Струйке удалось продолбить ход в сле­тавшейся породе. Она вырвалась из-под гранита и разли­лись небольшим бочажком по соседству с глыбой. Яркие [солнечные блики сразу ринулись россыпью в листву скло­нённых деревьев. Наступил большой праздник. Люди и лесные обитатели спешили сюда со всех сторон. Все ра­довались нежданной победе родника.

Со временем источник выдолбил в земле удобную глу­бокую чашу и с тех пор, как прежде, манит к себе прохо­жих, угощает их чистой прохладной водой. Нагнёшься над чашей, прикоснёшься к воде губами и увидишь, как колеб­лется на дне землистая кисея из тончайших спутанных корневищ, как бьёт из недр неиссякаемый фонтанчик. Жгучее солнце не раз пыталось иссушить непокорную струйку. Но родник умел постоять за себя. Только задро­жат, сломаются в воде острые лучи, и никогда не упадут на дно их властные серебряные метки. 253 слова (По В.Баженову)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал