![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Для студентов 1 курса I международного факультета
специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология» по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики» 1.Тема: Психодиагностика и усовершенствование эмоционально-волевых качеств личности. Психодиагностика индивидуально-типологических особенностей личности. (1 час 20 минут). 2.Место: учебный кабинет. 3.Цель: а) восстановить и закрепить в памяти студентов знание основных теоретических положений об эмоциях, волевом акте; б) научить студентов определить и дифференцировать основные виды и свойства эмоций; в) привить студентам навыки распознавания особенностей познавательной деятельности в ходе беседы с человеком и наблюдение за его поведением (третий уровень усвоения знаний); г) научить студентов определять и дифференцировать основные типы темпераментов.
4. Базовый уровень знаний и умений:
План проведения практического занятия
6.Перечень теоретических вопросов: 1. Общая характеристика эмоционально-волевой сферы. Понятие об эмоциях и чувстве. 2. Выражение эмоций и чувств. Формы переживания эмоций и чувств. 3. Стресс. Стресс физиологический и психологический. 4. Виды эмоций. Виды чувств. Высшие чувства. 5. Основные параметры эмоционального процесса. 6. Эмоции здоровья человека. Роль эмоциональных состояний в регуляции поведения и деятельности человека. 7. Понятие о воле. Психологические теории воли. 8. Простая и сложная волевая. Структура и механизмы сложного волевого действия. 9. Понятие о волевом усилии и силе воли. Безволье и его причины. 10. Основные волевые качества личности, их формирование. Волевые качества врача и их значение в профессиональной деятельности. 11. Понятие о темпераменте, его роли в психическом развитии человека и в деятельности врача. 12. Основные свойства темперамента. Физиологические основы темперамента. 13. Теории темперамента. 14. Типы темпераментов, их психологическая характеристика и диагностика. 15. Понятие о характере, его связи с темпераментом. Физиологические основы характера. 16. Структура характера. Классификация черт характера. 17. Типичное и индивидуальное в характере. Акцентуации характера. 18. Формирование характера. Характер и индивидуальность человека. Характер и профессиональная деятельность врача. 19. Понятие о способностях. Способности в профессиональной деятельности врача. 20. Задатки как естественные предпосылки развития способностей. 21. Виды способностей, их характеристика. 22. Уровни развития способностей.
Эмоции – это отражение в сознании какой-либо актуальной потребности и возможности её удовлетворения, определяемой на основе генетического индивидуального опыта. Все содержания эмоциональной сферы человека, какими бы разными они не были, неотделимы от личности. Они, прежде всего, связаны с потребностями, мотивами и отражают состояние, процесс и результат их удовлетворения. По отношению к личности все эмоциональные проявления возникают в трёх их основных видах: А) как острые эмоциональные реакции на внезапные обстоятельства – гнев, радость, тоска, страх и т.д. Б) как эмоциональные состояния с изменениями нервно - психического тонуса – состояния эйфории, депрессии, страха, тревоги, гнева, тоски и др. В) как выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных или отрицательных к тому или иному объекту – чувства любви, привязанности, вражды, ненависти, неприязни. Эмоции субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними – это спросить у человека, что он переживает. Однако существуют и внешние выражения эмоций в виде: мимики, пантомимики, вокальной мимики (изменение тона голоса), вегетативных реакций, а также биохимических сдвигов в организме. Основные свойства эмоций: 1. Субъективный характер эмоций. Выражается тем, что одно и то же событие может вызвать у разных людей самые различные, а порой и противоположные эмоции. С другой стороны, даже сходные переживания у разных людей всегда чем- то различаются. 2. Полярность эмоций. Все эмоции обладают положительным и отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть и т. д. 3. Фазность эмоций. Колебания интенсивности по типу напряжения-разрядки, возбуждения – успокоения. Функции эмоций: 1. Регуляция гомеостаза и вегетативных функций. Филогенетически наиболее древней является гомеостатическая функция эмоций, которая связана с необходимостью поддержания постоянства внутренней среды организма. 2. Эмоциональная регуляция поведения. Совершается как через эмоциональное отражение и оценку текущих событий, так и через актуализацию прошлого индивидуального опыта. Эмоции позволяют определить полезность или вредность воздействующих факторов прежде, чем будет определено само вредное воздействие.
|