Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследовательские приемы памяти






1. Кривая запоминания 10 слов

2. Метод пиктограмм

 

Мышление – это процесс опосредствованного и обобщенного отображения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных взаимосвязях и отношениях.

Мышление человека неразрывно связано с речью, которая является орудием формирования и способом существования мысли. Значение мышления в жизни человека состоит в том, что оно дает возможность научно познавать мир, прогнозировать развитие событий, практически овладевать закономерностями действительности, ставить их на службу своим потребностям и интересам.

Мышление – процесс отражения в сознании человека бытия в его естественных связях и отношениях между объектами и явлениями. Мышление тесно связано с чувственным познанием, которое есть главным информатором об окружающем мире. Ощущение, восприятие, мышление – это слагаемые единого акта – познания. Мышление человека направленно на познание закономерностей объективного мира, имеет общественную природу. Общественно-историческая обусловленность мышления обнаруживается в том, что в каждом акте познания действительности человек опирается на опыт, накопленный предшествующими поколениями, оперирует теми средствами познания, которые были созданы ими.

Итак, хотя мышление каждого человека развивается и формируется в процессе его собственной активной познавательной деятельности, его содержание и характер всегда обусловлены общим уровнем познания, которого достигло общество на определенном этапе своего развития. Это дает основания рассматривать мышление как продукт общественно-исторического развития.

История развития учения о мышлении отображает взгляды мыслителей, ученых на понимание сущности психического, в частности мышления. Одним из первых ученых, которые начали всесторонне анализировать мышление, был Аристотель. Он обосновал и вывел законы последовательного, доказательного мышления. Мышление в понимании этого ученого рассматривается как проявление деятельности “умной души”.

Французские материалисты считали, что основой познания мира есть ощущение, которое “мыслить” – это значит “чувствовать”, так как ум, якобы, представляет собой “осложнение ощущения”. Представители рационализма рассматривали мышление как автономную ассоциацию представлений, как чистый рациональный акт, свободный от непосредственного ощущения.

Разнообразные идеалистические школы в философии и психологи развивают идеи так называемой парапсихологии (психотроники) – гипотезы и представление, которые относятся к психическим явлениям, объяснение которых не имеет конкретного научного обоснования (телепатия, ясновидение и др.). В минувшем столетии властвовала так называемая ассоциативная психология, соответственно которой процесс мышления состоит в создании связей – ассоциаций. В понимании сущности умственных процессов лежит - истинное, научное, материалистическое, данная формулировка была дана И.М. Сеченовым в выданной им книге “Рефлексы головного мозга”(1842): “Мысль – это очерченный во времени рефлекс”.

Первоначальной инстанцией есть подкорковая область, в которой возникают сигналы с помощью безусловных агентов внешнего и внутреннего мира.

Вторая инстанция – кора больших полушарий головного мозга (без лобных долей и отделов, которые воспринимают словесный раздражитель). На уровне этой инстанции любой раздражитель с помощью условного рефлекса может подключаться к той или иной безусловной реакции. Данная инстанция есть носительницей непосредственных ощущений, восприятий, представлений. Это первая сигнальная система.

Третья инстанция работает по принципу отражения от конкретных качеств воспринимаемых объектов и обобщает сигналы, которые поступили из первой и второй инстанции. Эта инстанция названа И.П.Павловым второй сигнальной системой. На этом уровне воспринимаются словесные раздражители, происходит замена непосредственных сигналов действительности речью. Согласно характеристике И.П. Павлова вторая сигнальная система есть результатом деятельности лобных долей и 3-х анализаторов: речедвигательного, речеслухового и речезрительного. Вторая сигнальная система регулирует функцию первой сигнальной системы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал