![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды общения.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. 1. По содержанию оно может быть: - Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) - Когнитивное (обмен знаниями) - Эмоциональное (обмен психическими или физиологичными состояниями) - Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) - Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
2. По целям общение разделяется на: - Биологическое (необходимо для поддержания, сохранения и развития организма) - Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развитие межличностных отношений, личностного роста индивида) 3. По средствам общение может быть: - Непосредственное (реализуемое с помощью естественных органов живого организма - руки, туловища, голосовых связок и др.) - Опосредованное (связано с использованием специальных средств и орудий) - Прямое (допущение личностных контактов и непосредственное восприятие друг друга общающихся людей в самом акте общения) - Косвенное (осуществляется благодаря посреднику, которыми могут выступать другие люди).
Общение, как взаимодействие допускает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместимую деятельность, сотрудничество. Чтобы общение, как взаимодействие проходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: 1. Установление контакта (знакомство). Допускает понимание другого человека, презентация себя другому человеку. 2. Ориентировка в ситуации общения, осмысления происходящего, выдерживание паузы. 3. Обсуждение интересующей проблемы. 4. Решение проблемы. 5. Завершение контакта (выход из него). Речь - это конкретное применение языка для выражения мыслей, чувств и настроений. Речь является явлением психическим. Она всегда индивидуальна и субъективна, ведь выявляет отношение индивида к объективной реальности. В общении человек использует незначительную часть языкового богатства (10-20 тыс. слов). Речь каждого человека отличается произношением, структурой предложений, выразительностью и другими характеристиками. Физиологической основой речи является деятельность второй сигнальной системы, раздражителем которой являются не предметы и их свойства, а слова. Функции речи: сигнификативная (обозначение), игнификативная (обобщение), коммуникативная (обмен информацией). Свойства речи: содержательность (характеризуется объемом высказанных мнений, обеспечивается подготовленностью говорящего); осознанность (обусловлена объемом знаний слушателей, обеспечивается корректным отбором материала, доступного слушателям); выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией и акцентом); действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, с учетом индивидуальных особенностей слушателей). Виды речевой деятельности различаются по разным признакам: по направленности, структуре, функциям, анатомо-физиологическим механизмам. Речь: 1. Внутренняя 2. Внешняя: ü устная (диалогическая, монологическая), ü письменная, ü аффективная. Вопросы для самостоятельной работы студентов: 1. Личность, ее психологическая структура. 2. Современные психологические теории личности. 3. Биологическое и социальное в личности. Соотношение понятий " человек", " индивид", " личность" и " индивидуальность". 4. Активность личности и ее источники. 5. Направленность личности, характеристика ее компонентов. 6. Потребности, виды потребностей. Мотивы виды мотивов. 7. Сознание и " Я" - образ человека. Самооценка. Уровень притязаний личности. 8. Основные факторы и условия формирования личности. Формирование личности врача. 9. Деятельность, ее структура и виды. 10. Знания, умения, навыки, привычки. 11. Профессиональная деятельность врача: психологическая характеристика. 12. Общение, его функции и виды. Значение общения в профессиональной деятельности врача. 13. Средства общения. Речь. Функции и виды речевой деятельности. 14. Механизмы межличностного восприятия.
|