![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перечень теоретических вопросовСтр 1 из 20Следующая ⇒
Методическая разработка Семинарского занятия Для студентов 1 курса I международного факультета специальностей «Лечебное дело» и «Стоматология» по дисциплине «Основы психологии. Основы педагогики» 1. Тема: Предмет психологической науки. Характеристика методов психологических исследований (1 час 20 минут). 2. Место: учебный кабинет. 3. Базовый уровень знаний и умений:
План проведения практического занятия Перечень теоретических вопросов 1. Предмет, задачи и основные этапы развития психологии. Основные тенденции развития современной психологии. 2. Понятие о психике, ее функции и основные формы проявления. 3. Возникновение и развитие психики. Рефлекторная природа психики. 4. Психика и сознание. Историческое развитие человеческого сознания. 5. Структура сознания. Понятие о бессознательном. 6. Характеристика основных отраслей психологических знаний. Медицинская психология. 7. Связь психологии с другими науками. Психология и педагогика. Психология и медицинские дисциплины. 8. Значение психологических знаний в практической деятельности врача. 9. Методы психологических исследований, их классификация. Главные требования к методам психологии. 10. Наблюдение и особенности его применения врачом. 11. Эксперимент и его возможности при изучении психических особенностей больного. 12. Использование в медицинской практике психокоррекционных и психотерапевтических методов.
Основной задачей психологии как науки, является изучение объективных закономерностей психических явлений, психических процессов, психологических качеств личности и психологических особенностей деятельности человека. Психология – наука и система знаний про закономерности, механизмы, психические факты и явления в жизни человека. Предмет психологии – закономерности развития и проявления психических явлений и их механизмы. Этапы развития психологии:
I этап – психология как наука о душе. ІІ этап – психология как наука о сознании. Возникла в 18 веке в связи с развитием наук. Главным методом изучения было наблюдение человека. ІІІ этап – психология как наука о поведении. Возникает в 20 веке. Задача - ставить эксперименты и наблюдать. IV этап – психология как наука, которая изучает объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Психология – одна из наук о человеке. Предметом ее изучения является - психика, которая есть высшим продуктом биологического и общественного развития живых существ. Основные направления современной психологии: · Персоналистические направления · Психика и высшая нервная деятельность · Бихевиорзим · Гештальт-психология · Структурная психология · Психоанализ · Психология установки
Психика (по-гречески “душа”) – это качество живой высокоорганизованной материи, которое заключается в возможности отображать объективный мир в его связях и отношениях. Психические свойства являются результатом нейрофизиологического действия головного мозга, но включают в себя характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, с помощью которых психическое и возникает.
Психика – это системное качество мозга, реализующееся через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни. Стадии развития психики: А) стадия элементарной сенсорной психики (отображение отдельных свойств предмета). Б) стадия перцептивной психики (отображение предмета как целого) В) стадия интеллекта Основные этапы психического отображения: Элементарная чувствительность – предметное восприятие – отображение межпредметных связей.
Функции психики: Отображение окружающего мира, регуляция поведения и деятельности живого существа с целью обеспечения его выживания. Структура психики: 1) Психические процессы – динамическое отображение действительности в разных формах психических явлений. Познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание. Эмоционально-волевые: воля, эмоции. 2) Психические состояния – относительно стойкий уровень психической деятельности, которая проявляется в высокой или сниженной активности (интерес, расположение духа). 3) Психические качества – качества личности (направленность, темперамент, характер, возможности). Сознание является одним из самых сложных и загадочных проявлений мозга. На протяжении двадцатого века возникли разные определения сознания. А.В. Петровский (1995) отделяет общественный характер сознания так: это высшая интегрирующая психики, результат общественно-исторических условий, формирование человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. С этой точки зрения сознание есть “общественный продукт”, осознанное бытие. С.Ю. Головин (1997) определяет сознание как высший уровень психического отображения и само - регуляции, присущий только человеку, как общественно-историческому существу.
Сознание характеризуется: 1) активностью, 2) направленностью на предмет, 3) способностью к самонаблюдению, 4) мотивационным характером, 5) разной степенью (уровнями ясности). Структура сознания (А. В. Петровский, 1996): 1. Совокупность знаний об окружающем мире (сознание). 2. Закрепление в сознании различия субъекта (“Я”) и объекта (не “Я”). 3. Обеспечение целенаправленной деятельности человека. 4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.
Известно, что при ясном сознании человек не всегда все сознает, так как существует мир несознательного. А. В. Петровский пишет: низший уровень психики образовывает бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных действиями, влияния которых человек не сознает. В область несознательного входят сновидения, неосознаваемые движения, бесцельные побуждения к деятельности. З. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удалось реализовать, поскольку они противоречили социальным нормам, что приводило к их вытеснению в сферу несознательного. Эти влечения проявляются в ошибках в слове, предрассудках, сновидениях. Самосознание человека — осознание с помощью языка себя самого, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Развитие самосознания человека проявляется в: 1) самонаблюдении, 2) критическом отношении к самому себе, 3) оценке своих положительных и негативных качеств, 4) самообладании, 5) ответственности за свои поступки.
С развитием психологии как науки, с использованием психологических знаний в самых различных сферах человеческой деятельности постепенно выделились и приобрели самостоятельность отдельные отрасли психологических знаний. Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусства, патопсихологию. В связи с космическими полетами возникла космическая психология. Каждая с этих отраслей психологических знаний имеет свой предмет и методы изучения своеобразия психической деятельности в зависимости от условий работы в той или иной сфере человеческой жизни и деятельности и их требований к морально -психологическим качествам личности. Но все отрасли психологических званий нуждаются в знаниях общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психологических явлений, закономерности развития и хода познавательных психологических процессов, индивидуальные особенности человека, его чувства и волю, темперамент, характер и способности. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и психологию соматически больного, принципы медицинской деонтологии, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования.
Требования к методам исследования: • психические явления необходимо изучать в их развитии, взаимосвязи и взаимозависимости; • метод психологического исследования должен быть адекватным предмету исследования, раскрывать существенные, а не случайные, не второстепенные особенности исследуемого психологического процесса, состояния или свойства. Главным принципом психологического исследования является его объективность.
|