![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система саморегуляции
Существуют разные взгляды на структуру личности. Психологические компоненты: познавательные, эмоционально-волевые, направленность. Биологическое и социальное находятся в единстве. Человек - часть природы, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело сугубо человеческих особенностей. Активность личности и ее источники. Активность живых существ – внутренняя побудительная сила, направленная на удовлетворение потребностей организма. Активность личности человека отличающаяся от активности животных. У животных это проявление инстинктивных биологических потребностей, а у человека это толчок его сознания и целенаправленное стремление. Источником активности личности есть его органические и духовные потребности – в пище, одежде, знаниях, работе. Потребность – это требование, которое проявляет зависимость человека от определенных условий, необходимых для жизни и деятельности. Потребности всегда отображают стойкие жизненно важные зависимости организма от среды. Виды потребностей: · физиологические потребности — голод, жажда, сексуальность и т. п. в той мере, в какой они обладают гомеостатической и организмической природой; · потребности в безопасности — безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности; · потребности в социальных связях — потребности в любви, нежности, социальной присоединенности, идентификации; · потребности самоуважения — потребности в признании, одобрении; · потребности самоактуализации — реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении. Мотив – это реальное побуждение, которое в зависимости от определенных жизненных обстоятельств побуждает человека к действию. Мотивами человеческой активности являются интересы. Виды мотивов: 1) по характеру: познавательные - это мотивы которые непосредственные связанные с целью, процессом и содержанием учения, со стремлением человека получали новые знания, социальные - связаны с определенными взаимоотношениями между людьми в процессе учения утилитарные - направлены на достижение человеком собственной пользы с помощью учения 2) по содержательным характеристикам: по степени действенности (действенные, недейственные), по особенностям образования (внутренне являющиеся результатом является результатом работы самого человека, внешние - формируются под влиянием окружающих), по месту в иерархической системе (доминирующие, второстепенные), по степени осознанности (четко осознанные, слабо осознанные, неосознанные); 3) по динамическим характеристикам: по силе (слабые, сильные), по продолжительности (устойчивые, не устойчивые) по эмоциональным особенностями (мотивы вызвавших положительные эмоции, которые вызвали негативные эмоции, нейтральные). Интерес - это стойкое, выборочное, эмоционально окрашенное стремление личности к жизненно важным объектам. Потребность выражает необходимость, а интерес всегда связан с личной заинтересованностью объектом, стремлением овладеть им. Жестким регулятором поведения есть убеждение. Убеждение – это система мотивов личности, которая побуждает ее действовать соответственно своим взглядам и принципам. Убеждения становятся мощной силой при условии, что действия, которые предопределяются этими убеждениями, становятся обычными, К.Д. Ушинский хорошую привычку называл моральным капиталом, вложенным человеком в свою нервную систему. Важным осознаваемым мотивом есть идеал. Идеал – это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни на протяжении определенного времени. Он и определяет программу ее будущего самосовершенствования. Направленность – это система доминирующих целей и мотивов деятельности личности, которые определяют ее самоценность и общественную значимость. Важную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание. Самосознание – это осознание человеком себя самого в своем отношении к внешнему миру и другим людей. С эмоциональной сферой самосознания связанны такие его проявления, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоуничижение, чувство собственного достоинства, спесивость. С волевой стороной психической деятельности человека, связанны такие проявления как сдержанность, самоконтроль, самодисциплина.
|