![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дополнительные методы
· интроспекция · метод тестов · метод беседы · метод анкетирования · метод анализа продуктов деятельности · метод обобщения независимых характеристик · метод самооценки · метод социометрии
Виды наблюдения: срез (краткосрочное), лонгитудинальное (продолжительное, иногда годами), выборочное, сплошное и особое. Самонаблюдение: непосредственное или отсроченное (дневники, мемуары, воспоминания). Чтобы наблюдение приобрело научный характер, нужно, чтобы оно: 1) было целенаправленным, а не случайным; 2) осуществлялось планомерно и систематически; 3) было обеспечено достаточно широкой информацией о наблюдаемом явлении (как можно большим количеством фактов); 4) чтобы результаты наблюдения точно фиксировались. Научное наблюдение выдвигает непреложные требования и к личным качествам исследователя. Он должен: а) быть объективным при фиксации психических явлений, при словесном описании и классификации наблюдений; б) владеть собой, чтобы его настроение и личные характерологические качества не влияли и не сказывались на наблюдении и его выводах; в) не быть тенденциозным, предубежденным при организации наблюдения и ожидании его последствий, чтобы не сделать беспочвенных выводов; г) не поддаваться первым впечатлением о наблюдаемом человеке; д) не быть снисходительным к наблюдаемому; е) не приписывать наблюдаемому собственных качеств и не объяснять его поведение из собственной позиции. Беседа – получение от обследуемого сведений о его деятельности. Эксперимент - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых обнаруживается психологический факт.
Метод тестов – метод испытаний, установление определенных психических качеств человека: тест способностей, тест интеллекта, теста успешности. Социометрия – для выяснения взаимоотношений в коллективе. Психологическая экспертиза. Вопросы для самостоятельной работы студентов: 1. Предмет, задача и основные этапы развития психологии. Основные тенденции развития современной психологии. 2. Понятие о психике, ее функции и основные формы проявления. 3. Возникновение и развитие психики. Рефлекторная природа психики. 4. Психика и сознание. Историческое развитие человеческого сознания. 5. Структура сознания. Понятие о бессознательном. 6. Характеристика основных областей психологических знаний. Медицинская психология. 7. Связь психологии с другими науками. Психология и педагогика. Психология и медицинские дисциплины. 8. Значение психологических знаний в практической деятельности врача. 9. Методы психологических исследований, их классификация. Главные требования к методам психологии. 10. Наблюдение и особенности его применения врачом. 11. Эксперимент и его возможности при изучении психических особенностей больного. 12. Использование в медицинской практике психокоррекционных и психотерапевтических методов.
|