Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Умственные процессы
Умственная деятельность состоит из таких умственных процессов: - анализ, - синтез, - сравнение, - обобщение, - абстракция, - конкретизация. Анализ – процесс расчленения воспринимаемого, то есть уже осмысленного, предмета или явления на составные части. Различают абстрагированный и конкретный анализ. Синтез – возникновение единого целого из отдельных частей, то есть умственные операции протекают в виде сравнений, обобщений, абстракций. Анализ и синтез – это противоположные и одновременно неразрывно связанные между собой процессы. Синтез и анализ сначала возникают в практической деятельности, а потом становятся мыслительным действием. Синтезировать можно элементы, мысли, образы, представление. Анализ и синтез – это главные мыслительные операции, которые в единстве обеспечивают полное и глубокое познание действительности. Абстрагированный анализ – это мысленное разъединение познаваемого объекта или явления на отдельные части. Этот умственный акт всегда осуществляется с участием речи (внутренней или внешней). Абстрагированный анализ имеет направленность на познание сущности предмета или явления. Конкретный анализ – это стремления в процессе познания предмета, явления, практически разделить их на части. Например, врач, который изучает данные лабораторного исследования (крови, мочи и др.) осуществляет, прежде всего, конкретный анализ. Сравнение – установление сходства и (или) разницы в исследуемых предметах, объектах, явлениях, которые помогает установить те или другие важные их свойства. Обобщение – возникает в результате процесса сравнение, если из числа разрозненных частей, деталей выделяется главное, общее, что может быть более характерной чертой познаваемого предмета, явления, объекта, ситуации и др. С развитием ребенка это свойство мышления получает содержательный характер, так как со временем начинает опираться на анализ и синтез. Абстракция – это отвлечения от отдельных конкретно-чувственно-образных свойств объекта. Она возможна лишь тогда, когда найдено и исключено все случайное, частное, и несущественное в данном предмете. Умственный анализ переходит из абстрагирования, то есть мысленное обособление одних признаков и свойств предметов, от других их черт, и от самих предметов которым они присущи. Выделение в процессе абстрагирования признаков предмета и рассмотрение их независимо от других его признаков, становятся самостоятельными операциями мышления. Так, наблюдая перемещения в пространстве разных по характеру объектов – машины, человека, птицы, туч, небесных тел, мы выделяем движение как общее для них свойство и осмысливаем его как самостоятельную категорию. Абстрагирование готовит почву для глубокого обобщения. Операция обобщения обнаруживается в мысленном объединении предметов, явлений у группы за важными признаками, обособленными в процессе абстрагирования. Конкретизация – помогает связать теорию и практику, глубже раскрыть какое-то положение на примере действительно существующего в объективном мире предмета, явления.
|