Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умственные процессы






Умственная деятельность состоит из таких умственных процессов:

- анализ,

- синтез,

- сравнение,

- обобщение,

- абстракция,

- конкретизация.

Анализ – процесс расчленения воспринимаемого, то есть уже осмысленного, предмета или явления на составные части. Различают абстрагированный и конкретный анализ.

Синтез – возникновение единого целого из отдельных частей, то есть умственные операции протекают в виде сравнений, обобщений, абстракций.

Анализ и синтез – это противоположные и одновременно неразрывно связанные между собой процессы.

Синтез и анализ сначала возникают в практической деятельности, а потом становятся мыслительным действием. Синтезировать можно элементы, мысли, образы, представление. Анализ и синтез – это главные мыслительные операции, которые в единстве обеспечивают полное и глубокое познание действительности.

Абстрагированный анализ – это мысленное разъединение познаваемого объекта или явления на отдельные части. Этот умственный акт всегда осуществляется с участием речи (внутренней или внешней). Абстрагированный анализ имеет направленность на познание сущности предмета или явления.

Конкретный анализ – это стремления в процессе познания предмета, явления, практически разделить их на части. Например, врач, который изучает данные лабораторного исследования (крови, мочи и др.) осуществляет, прежде всего, конкретный анализ.

Сравнение – установление сходства и (или) разницы в исследуемых предметах, объектах, явлениях, которые помогает установить те или другие важные их свойства.

Обобщение – возникает в результате процесса сравнение, если из числа разрозненных частей, деталей выделяется главное, общее, что может быть более характерной чертой познаваемого предмета, явления, объекта, ситуации и др. С развитием ребенка это свойство мышления получает содержательный характер, так как со временем начинает опираться на анализ и синтез.

Абстракция – это отвлечения от отдельных конкретно-чувственно-образных свойств объекта. Она возможна лишь тогда, когда найдено и исключено все случайное, частное, и несущественное в данном предмете.

Умственный анализ переходит из абстрагирования, то есть мысленное обособление одних признаков и свойств предметов, от других их черт, и от самих предметов которым они присущи. Выделение в процессе абстрагирования признаков предмета и рассмотрение их независимо от других его признаков, становятся самостоятельными операциями мышления. Так, наблюдая перемещения в пространстве разных по характеру объектов – машины, человека, птицы, туч, небесных тел, мы выделяем движение как общее для них свойство и осмысливаем его как самостоятельную категорию.

Абстрагирование готовит почву для глубокого обобщения. Операция обобщения обнаруживается в мысленном объединении предметов, явлений у группы за важными признаками, обособленными в процессе абстрагирования.

Конкретизация – помогает связать теорию и практику, глубже раскрыть какое-то положение на примере действительно существующего в объективном мире предмета, явления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал