Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские концепции Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Их вклад в дальнейшее развитие конфуцианского учения.






Роль Конфуция в развитии морально-этической и религиозной системы Китая. Основные этические категории учения Конфуция.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) родился и жил в период резкого обострения социально-политических конфликтов в Китае. Появление в такой обстановке его учения имело огромное историческое значение: с конфуцианством в стране зарождается новая сила, которая смогла вновь объединить страну.

учение Конфуция было направлено на осуждение пороков общества, но для этого оно должно было опираться на признанный авторитет. И Конфуций нашел такой авторитет в полулегендарных образцах глубокой древности.

Идеи, которые он предлагал современниками воспринимались как социальная утопия и анахронизм. Но они оказались наиболее удобными и приемлемыми для создания жизнеспособной социальной структуры через несколько веков после смерти философа.

Первостепенную роль в учении Конфуция играла социальная этика. Конфуций создал свой идеал совершенного человека, который помимо

· высокой морали, должен отличаться двумя главными достоинствами –

· гуманностью и (сдержанность, скромность, ум, доброту, беспристрастие, чувство справедливости)

· чувством долга, который противостоит низменной материальной выгоде и заключается в постоянном стремлении к самосовершенствованию

Помимо этого человек должен еще обладать и

· духовной культурой предков

· самостоятельностью мышления, через признания мнений других людей (единение через разномыслие)

· добродетелью постигаемой самоограничением

Идеальный человек (Цзюнь-цзы) всегда безмятежен и свободен; он безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Он целиком посвящает себя высоким идеям, служению людям и поискам истины.

Однако, с течением времени многое в этом идеале существенно изменилось: на первый план вышла не суть, а внешняя форма: в идеале стали видеть не столько выражение внутренней ценности человека, свободно избравшего свою судьбу, сколько внешнее оформление благопристойности в обществе. В последующем был оформлен общий свод всех правил внешней учтивости и церемоний. важно было не то, что ты думаешь и чувствуешь на самом деле, а то, что ты должен чувствовать и думать в данной ситуации.

Также необходимо отметить, что со времен Конфуция был установлен примат морали над религией. В центр конфуцианского учения поставлены разум и рациональное мышление человека.

Философские концепции Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Их вклад в дальнейшее развитие конфуцианского учения.

После смерти Конфуция его последователи образовали различные направления, которых к III в. до н.э. насчитывалось не менее восьми.

Две целостные и противоположные друг другу интерпретации учения Конфуция в IV-III вв. до н.э. предложили Мэн Кэ (Мэн-цзы, 389-305 гг. до н.э.) и Сюнь Куан (Сюнь-цзы, 313-238 гг. до н.э.).

В этот период конфуцианство уже начинает широко распространяться как среди правящих слоев китайского общества, так и среди простого народа, т.к. в своей основе оно базировалось на древних традициях и на привычных нормах этики и культа, которые были очень близки уму и сердцу китайцев.

Главное различие в доктринах этих философов заключалось в их взгляде

· на человеческую природу:

Мэн-цзы – «человеческая природа изначально добра»

Сюнь-цзы «человек изначально зол, жаден и эгоистичен», поэтому все благие качества, должны прививаться извне, путем постоянного обучения. Эти взгляды способствовали превращению конфуцианства в авторитарную систему.

· на общество:

Мэн-цзы сформулировал теорию «гуманного управления», основанную на приоритете народа, включая право подданных свергнуть порочного государя. (эти идеи были приняты много веков спустя, когда сформировался класс образованных «добродетельных» чиновников.

Сюнь-цзы считал задачей идеального государя «завоевание» своего народа (эта идея существенно сближала его с законниками-легистами). Провозглашал приоритет писанного закона над моральным, власти государя ничто не должно мешать.

 

Таким образом учение Мэн-цзы развивало конфуцианство на принципах демократии, а Сюнь-цзы – на принципах авторитаризма.

3. Характерные особенности конфуцианского культа. Культ предков. Учение о сяо. Культ семьи и клана.

решающее влияние на весь характер китайской общественной структуры и на формирование социальных отношений в стране оказал культ предков. его считают основным видом религии в Китае и отличительной особенностью китайской цивилизации.

Всем покойным регулярно приносились жертвы. Центральную роль в обряде жертвоприношения должен был играть сам покойный, точнее, замещавший его мальчик, обычно старший внук.

В традиционном культе предков Конфуций и его последователи увидели одну из главных возможностей практического осуществления того социального порядка и социального идеала, которые составляли основную часть их учения.

для того, чтобы законы культа предков стали универсальными было разработано учение о сяо сыновней почтительности.

быть почтительным к родителям было поднято конфуцианцами до необычайного уровня и затмило собой все прочие отношения в обществе.

для человека нет ничего важнее сяо.

До смерти родителей жизнь человека целиком находилась в их распоряжении.

Оно абсолютно точно отражает подлинный социальный смысл учения Конфуция о сяо: чем больше и глубже дух покорности и почтительности, послушания и безволия в семье, тем более покладистыми и послушными будут подданные государя. Поэтому не удивительно, что учение о сяо стало одной из основ государственной политики в Китае.

универсальность принципа сяо и его обязательность для всех, начиная с императора и кончая последним бедняком, придают ему религиозные черты.

культ предков и культ сяо создали в Китае подлинный культ семьи, равного которому не было нигде. конфуцианцы рассматривали патриархальную семью как микрокосм порядка в государстве и обществе. большая семья и влиятельный клан были идеалом для китайцев.

культ семьи сыграл существенную роль в ослаблении других чувств обычного китайца – гражданских, социальных, и даже национальных. согласно конфуцианскому учению, человек является прежде всего семьянином, т.е. членом определенной семьи и клана, и лишь в качестве такового он выступает и как гражданин, и как китаец.

Клановые традиции, солидарность и взаимопомощь явились логическим следствием абсолютизации культа предков. Этот культ и все связанные с ним нормы, институты и традиции со временем оттеснили на задний план все прочие древние верования, культы и традиции и превратились в основу основ китайского общества.

4. Небо и государь в учении Конфуция. Учение о «переменчивости Небесного мандата».

Конфуций усилил рационалистические черты культа Неба, превратив его в своеобразный символ верховного божественного порядка, в главный регулятор Вселенной, центром которой считался Китай.

Небо воспринималось лишь в качестве регулятора человеческих отношений на земле. Соответственно были выработаны и нормы взаимоотношения людей с Небом.

Верховный правитель Китая, «сын Неба» выступал в роли посредника между миром людей и миром богов и духов. С течением времени он превратился в единственного носителя божественной благодати, был единственным, кто имел право совершать главные обряды. Правление китайского императора ограничивалось конфуцианским учением каждый шаг и поступок императора были строжайшим образом регламентированы.

конфуцианство выработало свой знаменитый тезис о переменчивости божественного Небесного мандата.

бдительный надзор ревнителей старины осуществлялся посредством специальных наблюдений за “волей Неба”, проявлявшейся в небесных предзнаменованиях. Эти наблюдения были функцией придворных астрономов, политическая роль которых особенно возросла. Практически это нашло свое отражение в неотъемлемом праве, и даже обязанности чиновников сурово критиковать государя за малейшее отступление от принятых норм.

в случае, если увещевания не помогали, конфуцианцы считали себя вправе апеллировать к массам. Это привело к освящению права народа на революцию.

несмотря на все величие и почти обожествление государя в качестве «сына Неба», в условиях конфуцианского Китая был важен не столько он сам, как личность, сколько те порядки, которые он собой олицетворял. Поэтому в Китае государь и был символом государства.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал