Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учение Шанкары о познании. Критерий истины. Атман и Брахман в системе Шанкары
В 9 веке Шанкара (величайший средневековый философ, признанный реинкарнацией Шивы), реорганизовал 10 разрозненных шиваитских аскетических орденов в Дашанамисампрадаю. Работы Шанкары представляют собой вершину средневековой индуистской мысли. Шанкара провел разграничение между Брахманом «высшим», непроявленным (ниргуна) и «низшим», проявленным (сагуна) и идентифицировал последнего с личным Богом (Ишвара) – творцом, хранителем и спасителем. Высшая цель – в достижении единства атмана с Брахманом, в переходе к абсорбции атмана в Высшую Реальность, и тогда колесо сансары останавливается. Но для этого недостаточно праведных дел, т.е. соблюдения дхармы (путь карма-йога), так же, как недостаточно для освобождения и лишь преданной любви к Богу (путь бхакти-йога). Для этого необходимо обрести высшее мистическое знание (пара-видья). Существует только высший Бог – Брахман. Он есть Конечная Реальность, извлекающая из себя сначала личного Бога (Ишвара), а затем индивидуальные души, населяющие людей и других живых существ, и различные формы феноменального мира. Все это, в своей сущности нереально – это всего лишь игра и развлечение (лила) Брахмана. Познать Брахмана и свое единство с ним (джняна-йога) – единственный путь к спасению. Безличного Брахмана Шанкары нельзя любить, потому что любовь предполагает дуализм, - наличие того, кто любит, и того, кого любят. Путь знания (джняна-марга) ведет к преодолению авидьи и освобождению уже в этой жизни (дживанмукти): пребывая в собственном теле и продолжая жить в мире, человек становится свободным и от тела, и от мира. Умер Шанкара в гималайской деревне в возрасте 32 лет. Традиция утверждает, что на смертном ложе он покаялся в трех грехах: 1) в том, что поклонялся изображениям Того, кто не имеет формы, 2) в том, что описывал Того, кто превосходит все качества (ниргуна), и 3) в том, что способствовал строительству новых храмов, отрицая тем самым вездесущность Бога. Аскетов Дашанами называют саньяси. Они разделяют философское учение Шанкары и поклоняются Шиве Махайоге – царю и покровителю йогов и аскетов.
23. Доктрина иллюзорности мира: майя и авидья у Шанкары.
Сущность философии Шанкары - реально существует только высший Бог – Брахман. Он есть Конечная Реальность, извлекающая из себя сначала личного Бога (Ишвара), а затем индивидуальные души, населяющие людей и других живых существ, и различные формы феноменального мира. Все это в своей сущности нереально – это всего лишь игра и развлечение (лила) Брахмана. Шанкара учит, что все явления и вещи (одушевленные и неодушевленные) есть иллюзия (майя), вызванная незнанием (авидья) и «ограниченными условиями» ума – пространством, временем, причинно-следственными связями и постоянными изменениями. Майя окутывает Высший Дух и скрывает его подобно тому, как «поднимающийся от костра дым на время скрывает пламя». По этим причинам люди видят множественность вещей и происходящие с ними изменения. До тех пор, пока вертится колесо сансары, феноменальный мир кажется людям реальным, точно так же, как кажется реальным сон и происходящие в нем события до тех пор, пока наше сознание находится в состоянии сна со сновидениями. Высшая цель - в достижении единства атмана с Брахманом, в переходе от их иллюзорного сепаратизма к абсорбции атмана в Высшую Реальность, и тогда колесо сансары останавливается. Но для этого, по его мнению, недостаточно добрых и праведных дел, добросовестной бескорыстной работы и достойного образа жизни, т.е. соблюдения дхармы (путь карма-йога), так же, как недостаточно для освобождения и лишь преданной любви к Богу (путь бхакти-йога). Для этого необходимо обрести высшее мистическое знание (пара-видья) – именно от него зависит дальнейшая судьба индивида. Познать Брахмана и свое единство с ним (джняна-йога) – вот единственный и надежный путь к спасению. Путь знания (джняна-марга) ведет к преодолению авидьи и освобождению уже в этой жизни (дживанмукти): пребывая в собственном теле и продолжая жить в мире, человек становится свободным и от тела, и от мира.
|