Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культур С. Иошимури






Таблица 2.1 - Особенности организационных культур по национальному признаку

  «Культурные переменные» Американский тип организационной культуры Японский тип организационной культуры Американская модификация японского типа организационной культуры (тип «Z»)
1. Найм Краткосрочный найм Пожизненный найм Долговременная занятость
2. Принятие решений Индивидуальное принятие решений Групповое и согласованные Согласованные решения
3. Ответственность Индивидуальная Коллективная Индивидуальная
4. Карьера Узкоспециализированная; ориентация на быстрое продвижение Широкоспециализированная; медленное развитие и продвижение Умеренноспециализированная; медленное развитие и продвижение
5. Механизм контроля Явный и формальный контроль Неявный и неформальный контроль Неявный, неформальный контроль с явной формальной оценкой
6. Оценка и продвижение Количественная и быстрая Качественная и медленная Качественная и медленная
7. Интерес к человеку Узкий Широкий Широкий

 

С. Иошимури провел сравнительный анализ японского и западноевропейскогоменталитетов, который, по сути дела представ­ляет собой попытку социологического описания буддийского и христианского менталитетов.

Данная типология не основана на эмпирических исследованиях и научном анализе организационной культуры предприятий, a представляет собой умозрительную идеологическую конструкцию, призванную доказать преимущество буддийской культуры по сравнению с западноевропейской (табл. 2.2).

Особенности национального менталитета и идеологии также послужили основой для типологии В. Гаськова.

В качестве наиболее распространенных автор рассмотрел оргкультуры американского, арабского и японского типов.

Таблица 2.2 – Сравнительные характеристики японской и западноевропейской

культур С. Иошимури

  Факторы анализа Критерии сравнения Японцы Западноевропейцы
1. Универсум (мир) и его восприятие Понимание универсума. Средства восприятия и мыслительных операций Монизм. Интуитивные чувства Дуализм. Смысловой аналогизм
2. Природа и судьба Установки по отноше- нию к природе. Установки по отношению к судьбе Идентификация. Покорность судьбе, согласие, стойкость Доминирование. Вызов, ориентация на прогресс, преодоление
3. Поведение Источники норм. Детерминанты поведения. Критерии оценки Группа. Окружающая ситуация. Установки личности Индивид. Принци­пы учений. Интеллек­туальные или функциональные способности
4. Социальные отношения Межличностные отношения. Отношения «организация - инди-вид». Характеристика организаций Компромисс, гармония, идентифи- кация. Симбиоз, идентификация. Закрытость, стабильность Конфронтация, конкуренция, кри­тика. Противостоя­ние сосуществова­ния. Открытость, нестабильность

 

1) Американский тип. Личность влияет на свое будущее. Поощрение свободы самовыражения и индивидуализма. Конкуренция - главный экономический механизм. Всем должны быть обеспечены равные условия. Поддерживают любые инновации, которые повышают эффективность деятельности. Специализация в работе оценивается как положительный фактор. Оценивается не личность, а количество выполненной работы. Управленческие решения основаны на анализе. Карьера - результат упорной работы и инициативы, а не личных связей. Поощряется делегирование полномочий. Осуждается демонстрация власти. Персонал ориентирован на будущее.

2) Арабский тип. Управленческие решения принимаются по воле Аллаха. Оценивается не работа, а личность. Доверие и уважение руководителя - основа карьеры. Главная функция подчиненных - служить руководителю. Приветствуется демонстрация власти. Лояльность лично к руководителю, но не к организации. У каждого лидера должны быть собственные цели, идеи. Сверхцентрализация власти, полномочия не делегируются. Все оценки дают прошлому, настоящее не оценивают, а будущее в руках Аллаха.

3) Японский тип. Гражданские ценности это главное, успех компании - самое важное. Предпочтительно групповое принятие управленческих решений. Особое внимание уделяется личности и установлению доверия. Поощряется любая инициатива подчиненных. Отказ от жестких форм контроля. Нечеткое описание рабочих функций. Высокая мотивация к труду, ответственность за результаты труда групповая; преданность группе, организации; выполнение взаимных неформальных обязательств.

Разработанная Г. Лэйном и Дж. Дистефано модель позволяет определить влияние национальных особенностей на организационные культуры. Авторы выявили шесть проблем, с которыми каждое общество сталкивается на протяжении своего развития, но решает их по-своему. Данные проблемы названы переменными, лежащие в основе типологии. К ним относятся: - отношение человека к природе; - ориентация во времени; - представление о природе человека; - ориентация на деятельность; - отношения между людьми; - ориентация в пространстве. Каждая из переменных имеет свои «национальные» вариации.

Например, представления о природе человека в одних культурах включают в себя веру в то, что изменить сущность человека возможно, а в других – нет. Одни народы придерживаются точки зрения, что люди изначально хорошие, другие считают природу человека греховной, а в третьих культурах сочетаются черты крайних точек зрения. Сообразно этим представлениям в организациях различных стран применяются своеобразные системы контроля, стимулирования, стили управления и взаимодействия (табл. 2.3).

 

Таблица 2.3 – Характеристики переменной «представление о природе человека» и их вариации в разных организационных культурах

  Характеристики Вариации характеристик
1. Система контроля Жесткая, основанная на подозрительности Умеренная, основанная на опыте Гибкая, основанная на информации
2. Стиль управления Автократический, прямое руководство Умеренный, консультативное руководство Демократический, участие в управлении
3. Социально-психоло гический климат Противостояние, заключение контракта / согласия Компромисс, уступки Сотрудничество, неформальные связи

 

Иван Шабашов и Николай Атанасов Масштабное изучение различных типов деловых культур было проведено Ричардом Д. Льюисом. Представителей нескольких сотен национальных и региональных культур мира, по мнению автора, возможно разделить на три группы:

1) моноактивные или ориентированные на задачу и четко планирующие свою деятельность. В один момент времени такие народы выполняют только одно дело, сосредотачиваясь на нем и действуя по заранее составленному графику. Для них важна пунктуальность и опоздание считается серьезным нарушением. К таким народам относятся шведы, швейцарцы, датчане, немцы, американцы;

2) полиактивные, экстравертированые или ориентированные на людей. Латиноамериканцы, арабы, африканцы и южные европейцы словоохотливы и общительны. В один момент времени они могут выполнять несколько дел. Их не заботит расписание и пунктуальность. Они считают реальность и взаимоотношения между людьми важнее планов, графиков и распорядка;

3) реактивные, интровертированые или ориентированные на сохранение уважения. Представители таких культур больше слушают, нежели говорят. Сначала они выслушивают позицию партнера, а затем формулируют свою. Более того, если они и приступают к ответу, то не всегда выскажут определенное мнение. Большое значение придают невербальной коммуникации. Таковы японцы, финны, китайцы.

 

2.1.2 Классификации, основанные на различных признаках.

 

Различия между организационными культурами ведущих европейских государств заинтересовали ученых Университета Экс-Прованса (Франция). В основу их типологии положены особенности технологического процесса и соотношение между структурными подразделениями и должностями на промышленных предприятиях Франции, Германии и Великобритании.

- Культура французских предприятий. Удельный вес административного аппарата меньше, чем в Германии. Наиболее многочисленным является низовое звено управления. Основные функции мастера - наведение порядка и контроль. Мастер берет на себя меньше ответственности за повышение квалификационного развития персонала по сравнению с немецкими коллегами. Характерна высокая степень бюрократизма и авторитаризма. Формальные отношения намного сильнее неформальных. Неформальные отношения не приветствуются. Развиты ритуалы. Присутствует страх разгневать руководство. Высок уровень конформизма.

- Культура немецких предприятий. Преобладает высший и средний уровень менеджмента. К функциям мастера относится мотивация подчиненных, помощь в решении технических и технологических задач и развитие персонала. Большое внимание уделяется неформальным отношениям. Присутствует страх не понравиться руководству.

- Культура предприятий Великобритании. Организация первична, а личность - вторична. Удельный вес среднего и высшего уровня менеджмента аналогичен немецкому. Основные функции менеджера - мотивировать и развивать персонал. Большое значение предается соревновательности.

Фонс Тромпенаарс предлагает анализировать организационную культуру, полагаясь на национальные культурные предпочтения руководителей и работников, а также технологии и рынки. Особенности взаимоотношений между работниками и организацией, иерархия или равенство во власти и представления каждого сотрудника о судьбе организации, её предназначении и целях, а также своем месте в ней являются важнейшими, по мнению автора, аспектами жизнедеятельности организации и соответственно критериями типологии (табл. 2.4).

- Организационная культура типа «Инкубатор» распространены в Силиконовой Долине (США), Великобритании и ряде англоговорящих стран, в которых национальной ценностью является индивидуализм.

В основе подобных организаций лежит идея о вторичности организации по отношению к личности, поэтому её цель – создание условий для самосовершенствования и самовыражения человека.

Работник должен быть избавлен от рутины, ему создают условия для творчества.

 

Таблица 2.4 – Критерии для сравнения и типы организационных культур


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал