Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возможности использования
В некотором смысле навыки консультирования являются лишь продолжением повседневных, эффективных коммуникативных навыков. Однако между обычными разговорами и консультированием есть значимые различия. Возможно, основу самого значимого различия составляет тот факт, что в ситуации консультирования один человек является консультантом, а другой – клиентом. Терапевтические отношения редко бывают равноправными. В ситуации консультирования практически всегда ожидается, что один человек будет говорить о своих проблемах, а другой будет его терпеливо слушать. В рамках обычного разговора существует большая свобода для взаимодействий между двумя сторонами. Кроме того, в обычной беседе более сильно проявляется тенденция к обмену опытом, взаимному предоставлению советов и рекомендаций. В консультировании же, как это было видно, акцент обычно делается на оказании поддержки клиентам в принятии ими собственных решений, основанных на том, как они сами оценивают суть имеющейся «проблемы». Тем не менее консультирование можно использовать в самых различных ситуациях. Далее мы приводим несколько примеров, иллюстрирующих различные условия, в которых можно было бы использовать консультирование. Общим во всех этих ситуациях является то, что человек, который занимается консультированием, начинает с выслушивания другого. Эффективный консультант не пытается сразу же давать советы и рекомендации, но позволяет другому человеку проговорить вслух все аспекты ситуации, вызывающей у него затруднения. После такой вербализации начинает прорисовываться более ясная картина, отражающая суть проблемы или проблем. Затем наступает следующая стадия, в ходе которой и консультант, и клиент занимаются совместной разработкой стратегий, позволяющих облегчить или разрешить вызывающую затруднения ситуацию. Чуть позже, в этой же главе, мы детально рассмотрим все стадии процесса консультирования более подробно. Стоит отметить, что на этом этапе наиболее яркой характеристикой терапевтических отношений является способность консультанта слушать и не стремиться сразу же оценивать или давать советы. Зачастую процесс обучения консультированию – это также процесс потери приобретенных навыков. Многие из нас уже в самом начале жизни были запрограммированы на высказывание своего мнения в отношении людей или на внесение позитивных предложений: что можно было бы сделать в той или иной конкретной ситуации. Если вы работаете в области менеджмента или занимаетесь бизнесом, то вы, возможно, привыкли думать именно таким образом. Если вы заняты в сфере профессионального или последипломного образования, то ваши способности к критике могут иметь свойство, заставляющее вас искать всюду ошибки и указывать на них другим. Консультирование, однако же, вызывает блокирование некоторых из этих «нормальных» реакций, отдавая предпочтение более принимающей и дающей роли. Смысл всего вышесказанного заключается в том, что тренер, занимающийся развитием навыков консультирования у других людей, должен отнестись к моделированию этой роли во время проведения мастер-классов и курсов тренингов по развитию навыков консультирования, быть может, даже с большим вниманием, нежели на других учебных занятиях. Тренеру следует демонстрировать те качества, которые должны быть у практикующего консультанта. Этот личностный аспект консультирования – еще одна особенность, выделяющая его на фоне других занятий, таких как бизнес, обучение и менеджмент. Прежде чем приступать к рассмотрению отдельных стадий процесса консультирования и навыков, используемых в ходе консультирования, важно разобраться с тем, какими личными качествами должен обладать человек для того, чтобы быть эффективным консультантом.
|