Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слушание






Навык слушания – самый важный навык в консультировании. Это процесс «слышания» другого человека. Сюда относится восприятие не только произносимых им слов, но, в равной степени, и множества других аспектов общения. Все существующее разнообразие способов, посредством которых один человек пытается общаться с другим человеком, является лишним свидетельством необходимости развивать способность уделять своему собеседнику самое пристальное внимание, как нами уже это ранее подчеркивалось.

Здесь можно выделить три аспекта слушания. Лингвистические аспекты речи относятся непосредственно к словам, употребляемым клиентом, к выбираемым им словосочетаниям и метафорам, которые он использует для того, чтобы сообщить о возникающих у него чувствах. Обычно бывает полезно уделять внимание подобным метафорам, поскольку при помощи метафорического языка зачастую можно сообщить больше информации, нежели посредством конвенционального использования языка (Сох, 1990). Паралингвистические аспекты – это все те аспекты речи, которые не имеют непосредственного отношения к самим словам. Это темп речи, высота и громкость голоса, особенности произношения. Паралингвистические аспекты могут дать нам лишь информацию относительно того, что, возможно, чувствует другой человек. Важно, чтобы мы вместе с клиентом проверяли, насколько эта информация соответствует его реальным ощущениям.

К невербальным аспектам общения относится «язык тела» – это внешние проявления, достигаемые посредством использования тела. То есть выражение лица, жесты, положение тела и его движения, расстояние, на котором сидит клиент по отношению к консультанту, прикосновения к консультанту – все это дает дополнительную информацию о внутреннем состоянии клиента, стоящую за используемыми им словами; информацию, которая может быть «услышана» внимательным консультантом.

Но я хочу еще раз напомнить вам о том, что правильность любых предположений, делаемых нами в отношении того, о чем «говорит» язык тела, необходимо проверять вместе с клиентом. Существует искушение просто поверить в то, что язык тела может быть " прочитан", как если бы мы все его использовали одним и тем же образом. Но, как следует подумав над этим вопросом, можно легко прийти к выводу, что язык тела во многом определяется целым рядом факторов: например, контекстом, в котором разворачиваются события, характером существующих взаимоотношений с другим человеком, личностными особенностями и предпочтениями человека, «использующего» язык тела, и т. д.

Следующие два примера позволят вам лучше это понять. В первом примере консультант делает допущение и предлагает клиенту собственную интерпретацию.

– По тому, как вы скрестили руки и как нахмурились, я вижу, что им чувствуете себя не очень комфортно, обсуждая свою домашнюю ситуацию.

Во втором примере консультант просто предлагает клиенту свои наблюдения в качестве обратной связи и дает возможность ему самому прояснить ситуацию.

Я вижу, что вы скрестили руки и нахмурились. Что вы сейчас чувствуете?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал