Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Навыки, позволяющие «разговорить» собеседника






Одни из самых полезных вмешательств в консультировании – те, которые позволяют помочь клиенту вербализовать свои мысли или чувства. Если консультирование - это форма «лечения разговором», то предоставление клиенту возможности говорить – один из его самых важных аспектов. Различные упражнения, приведенные во второй Части этой книги, имеют прямое отношение к данному аспекту консультирования. Далее мы приводим примеры вмешательств, помогающих «разговорить» клиента.

• Открытые вопросы. Это вопросы, на которые не существует единственно верного ответа или на которые обычно невозможно дать односложный ответ. Пример открытого вопроса: «Что вы почувствовали, когда это произошло?»

• Закрытые вопросы. Это вопросы, на которые обычно отвечают «да» или «нет». Если говорить о необходимости «разговорить» клиента, то в данном случае закрытые вопросы не столь полезны, как открытые, но они могут помочь в прояснении некоторых вполне конкретных моментов. Вот пример такого вопроса: «Обсуждали ли вы эту тему со своей женой?»

• Рефлексия - это процесс повторения нескольких последних слов, произнесенных клиентом. Этот вид интервенций широко используется в рамках «роджерианского» консультирования (Rogers, 1952, 1967). Далее мы приводим пример использования такой интервенции:

– Мы переехали в Лондон в конце семидесятых, но никто из нас там по-настоящему так и не обустроился. Моей жене никогда не нравилось жить в городе. Я понял, что устроиться на работу очень трудно...

– Вы поняли, что устроиться на работу очень трудно...

– Ну, в любом случае, сложно было с чего-то начинать. По правде говоря, я думаю, что на самом деле мне не очень хотелось устраиваться на работу...

– Вам не очень хотелось устраиваться на работу... Рефлексия при умелом использовании может оказаться важным подспорьем в процессе оказания помощи другому человеку, особенно в прояснении его мыслей и чувств. Но используемая грубо и невпопад, рефлексия может сделать разговор подобием пародии на процесс консультирования. Всем участникам тренингов по развитию навыков консультирования мы рекомендуем получить достаточное количество практики в использовании этой интервенции, так, чтобы она стала для них «второй натурой». Рефлексию очень легко заметить, если ее использует человек, чувствующий себя при этом несколько неловко. В конечном счете, вам необходимо достичь такой степени мастерства в использовании данного вмешательства, чтобы вы сами не замечали, когда вы ее используете. Провоцирование

Иногда оказывается полезным поставить под сомнения слова клиента. Хотя провоцирование и конфронтация не всегда ассоциируются с консультированием, существуют ситуации, в которых их использование вполне уместно. Например, в случае если:

• клиент делает заведомо ложное утверждение (например: «В этой Организации нет ни одного человека, с которым можно было бы поговорить»);

• клиент начинает клеветать на себя (например, «Мне никогда ничего не удавалось. Я всегда был неудачником, начиная с раннего детства»);

• клиент, по-видимому, избегает определенных вопросов (например, «У меня все хорошо... совсем хорошо... На самом деле, мне Интересно, и чего же я это здесь сижу и разговариваю с вами»).

Провоцирование в консультировании также должно быть поддерживающим. Никогда не следует сообщать клиенту о том, что вы его намеренно провоцировали. Цель, с которой используется провоцирование, состоит в том, чтобы помочь клиенту немного продвинуться вперед, дать ему возможность взглянуть на собственную проблему с другой стороны. Как и в случае с советами, это вмешательство также следует применять очень осторожно и тактично. Его нельзя использовать в форме дисциплинарного воздействия, кроме того, консультанту не надо объяснять клиенту, что это был «разговор в открытую». Провоцирование – это всегда преднамеренное действие, и использовать его необходимо весьма осторожно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал