Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 2. Действия, мешающие процессу слушания






Время выполнения: от 45 минут до 1 часа.
Цель: исследование того, какие действия являются неэффективными в процессе слушания.
Число участников: от 5 до 25 человек.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти памятки будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы.

Предоставьте слово каждому участнику, и перед тем как переходить к следующему упражнениу, подождите, пока не будут проговорены все возникшие в группе мысли и чувства.

Методика: все участники разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Один из членов пары назначается «слушателем», а другой – «рассказчиком». Всем «слушателям» выдаются инструкции с описанием действий, которые являются неэффективными в процессе слушания, и в течение нескольких последующих минут их просят вести себя в соответствии с тем, как ведут себя «неэффективные слушатели».

Далее «рассказчик» начинает разговаривать со своим партнером на одну или несколько из следующих тем:
• обстоятельства, являющиеся для меня источниками стресса;
• самое счастливое время в моей жизни;
• мои интересы и хобби.

В то время как задача «рассказчика» заключается в том, чтобы рассказывать, задача «слушателя» состоит в том, чтобы, выполняя все описанные в инструкции действия, в то же самое время слушать другого человека. Участники выполняют задание в течение 10 минут, после чего меняются ролями и работают еще в течение 10 минут. На этот раз «слушатель» рассказывает, а «рассказчик» слушает, действуя так, как действует «неэффективный слушатель».

По прошествии вторых 10 минут все участники садятся в общий круг, и тренер инициирует обсуждение, посвященное эмоциональным переживаниям членов группы, бывших в роли «рассказчиков». Тренер также может участвовать в выполнении данного упражнения, когда это возможно.

Оценивание: все участники по очереди говорят о том, чему они научились, выполняя данное упражнение, и что они заберут с собой в «реальную жизнь», не связанную с жизнью группы.

Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.

ДЕЙСТВИЯ, МЕШАЮЩИЕ (НЕ СПОСОБСТВУЮЩИЕ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ) ПРОЦЕССУ СЛУШАНИЯ

В ходе данного упражнения вам потребуется выполнять действия, многие из которых противоположны описанным Иганом действиям, ассоциируемым с эффективным слушанием (см. упражнение 1). То есть, выполняя это упражнение:
• не садитесь лицом к человеку, которого вы слушаете;
• не сохраняйте открытую позу;
• не наклоняйтесь немного вперед к своему собеседнику;
• не поддерживайте зрительный контакт.
Источник: Egan, G. (1990) The Skilled Helper (4th edn), Brooks/Cole, Pacific Grove, CA.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал