Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упражнение 44. Прояснение проблем
Время выполнения: от 45 минут до 1 часа. Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости разбиться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо приготовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бумаги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и использовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на стене до завершения работы мастер-класса. Эти «памятки» будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в обучении. Вы можете написать основные теоретические моменты на специальной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раздать в конце упражнения, по объему они не должны превышать одной страницы. Не следует торопить членов группы, лучше постарайтесь сделать так, чтобы обстановка в группе оставалась активной и доброжелательной. Возможно, некоторым участникам тренинга нужна поддержка, для того чтобы они поделились своими мыслями и чувствами, относящиеся к данному упражнению. Методика: в ходе выполнения предыдущего упражнения мы выяснили, что I этапом работы с проблемой является ее прояснение. В консультировании нередко возникает ситуация неэффективного поиска решения проблемы в связи с недостаточно четким ее определением и формулированием. Все участники разбиваются на пары. Задача одного из них заключается в том, чтобы провести обсуждение какой-либо проблемы партнера, которая была бы связана с его профессиональной деятельностью или семейными отношениями. В ходе такого обсуждения могут быть задействованы следующие стратегии. Пройдя через все вышеописанные этапы работы, работающие в парах участники могут прояснить конкретную проблему и упростить ее до вполне решаемого вопроса. Конечно, эта техника подходит не для всех возникающих в жизни ситуаций, но многие личностные и эмоциональные проблемы могут быть решены подобным образом. По прошествии 10 минут происходит обмен ролями в парах, «слушатели» становятся «исследователями» и занимаются прорабатыванием вышеописанных этапов. Спустя 10 минут все участники вновь образуют общий круг, и тренер, выступая в качестве фасилитатора, проводит обсуждение, касающееся темы прояснения проблем, уделяя при этом особое внимание следующим моментам: Оценивание: все участники разбиваются на пары и на протяжении 5 минут обсуждают, что в данном упражнении понравилось, а что нет. По прошествии 5 минут все участники вновь образуют общий круг, и затем проводится обсуждение данного упражнения. Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.
|