Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РАСХОДЫ 2 страница
в) баланс и собственный капитал; г) документация и инвентаризация; д) счета и двойная запись. 33. Каким способом метода бухгалтерского учета следует воспользоваться, в первую очередь, при определении возможных потерь от чрезвычайных событий: а) документация; б) балансовое обобщение; в) оценка; г) инвентаризация?
34. Исчисление затрат, связанных с отдельными хозяйственными процессами, обеспечива- а) калькулирование; б) система счетов и двойная запись; в) документация; г) оценка. РАЗДЕЛ 4. БАЛАНСОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ
Цель: рассмотрение сущности и признаков «балансового обобщения» как способа метода бухгалтерского учета, а также содержания бухгалтерского баланса как отчета о финансовом состоянии предприятия; изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций; знакомство с составом и содержанием отчетности хозяйствующих субъектов.
Структура раздела 4.1. Балансовый метод обобщения информации. 4.2. Определение и виды бухгалтерских балансов. 4.3. Форма и структура бухгалтерского баланса. 4.4. Сущность бухгалтерского баланса. 4.5. Изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций. 4.6. Экономическое чтение бухгалтерского баланса. 4.7. Отчетность, ее виды и содержание финансовой отчетности. Упражнения, контрольные вопросы и тесты.
Изучив этот раздел, Вы сможете: - назвать основные характеристики способа метода «балансовое обобщение»; прокомментировать порядок составления сальдового и оборотного балансов по их видам; усвоить структуру, содержание бухгалтерского баланса и научиться его составлять; - анализировать экономическую сущность хозяйственных операций и их влияние на баланс; давать экономическую интерпретацию информации баланса как отчета о финансовом состоянии предприятия; - назвать виды и состав отчетности предприятия.
4.1. Балансовый метод обобщения информации
Балансовое обобщение и отчетность - это способы обобщенного, полного представления информации об объектах бухгалтерского учета. Балансовый метод позволяет уравновесить элементы любого явления или процесса. Этот метод применяется в планировании, учете, анализе на уровне предприятия, региона, государства. Баланс (франц. balance, букв. - весы), равновесие, уравновешенность. Балансы бывают материальные и стоимостные. Материальные балансы составляются для характеристики производства и потребления конкретных видов продукции, например, сахара, угля в натуральном выражении. Стоимостные балансы осуществляют увязку производства и распределения, денежных средств и обязательств и других показателей в стоимостной (денежной) форме. На уровне предприятий, отраслей, регионов и государства составляют балансы: - денежных доходов и расходов населения; - межотраслевой; - основных фондов; - платежный; - расчетный; - трудовых ресурсов; - бухгалтерский и др. Для балансового обобщения характерны: - двойственный характер отражения данных, т.е. объекты, описываемые балансом, выражаются в двух аспектах (например, имущество - источники; доходы - расходы и т.д.); - уравновешенность показателей - основной принцип балансирования. Две совокупности показателей должны быть равны. В одних балансах это равенство вытекает из характера отражаемых явлений, как, например, в межотраслевом балансе, отражающем передачу продукции одних отраслей другим: сумма передач = сумме потребления. В других балансах равенство двух совокупностей показателей достигается вводом специальных балансирующих показателей (см. таблицу 4.1). В таблице 4.1 показано, что источники поступления угля больше, чем имеющиеся потребности в нем на 200 т (2500 т -- 2300 т). Чтобы уравновесить потребности угля с источниками необходимо ввести балансирующий показатель «Избыток» 200 т и записать в разделе «Потребности». Синтетический (обобщенный) характер информации в балансе достигается путем обобщения и объединения разных показателей и объектов в едином денежном измерителе, обеспечивающим их сопоставляемость.
4.2. Определение и виды бухгалтерских балансов
Приведем два определения бухгалтерского баланса. 1. Бухгалтерский баланс - это способ отражения 2. Бухгалтерский баланс - это отчет о финансовом Оба определения верны и дополняют друг друга. Первое определение указывает на способ метода бухгалтерского учета и содержание баланса, второе - характеризует баланс как форму финансовой отчетности предприятия. Балансовое обобщение как способ метода бухгалтерского учета применяется на заключительном этапе обработки информации при составлении месячных, квартальных и годовых балансов. В бухгалтерском балансе обобщение и представление информации основано на принципе двойственности, который предусматривает двойственную группировку информации о средствах предприятия: с одной стороны - об имуществе по составу и размещению, а с другой - об источниках образования этого имущества и их целевому назначению. В бухгалтерском балансе информация об объектах, которые изучались нами в теме 3, сгруппирована в две совокупности показателей: активы (А) и обязательства (О) плюс собственный капитал (СК) (А=0+СК). Равенство этих двух совокупностей достигается с помощью балансирующих показателей, которыми являются уставный капитал, убыток или прибыль. Обобщенный характер информации получается благодаря соблюдению принципа единого денежного измерителя. Применение балансирующего показателя показано в таблице 4.2 при составлении вступительного баланса.
Вступительный баланс составляется на вновь создаваемом предприятии на основе инвентаря (описи) всех активов, требований и обязательств. Данные таблицы 4.2 показывают, что общая величина активов предприятия составляет 240 ООО грн. (90 ООО + 60 ООО + 40 ООО + 20 000 + 30 000), а заемных средств -105 000 грн. (70 000 + 25 000 + 10 000). Таким образом, уравненности показателей баланса нет, поскольку активы не равны источникам их приобретения. (А 240 000 Ф О 105 000). Как известно, начать новое дело можно при наличии капитала собственного или заемного. Следовательно, собственный капитал, вложенный во вновь созданное предприятие, составляет 125 000 грн. (240 000---- 105 000) Эту сумму необходимо записать в уставной капитал вновь созданного предприятия. Уставный капитал является в данном случае балансирующим показателем, позволяющим получить равенство актива и обязательств плюс собственный капитал, вступительного баланса (таблица 4.3). Во вступительном балансе балансирующим показателем не может быть прибыль (убыток), поскольку предприятие еще не осуществляло хозяйственную деятельность. Методика составления и содержание показателей заключительно баланса отличаются от вступительного баланса следующими моментами: - в заключительном (годовом) балансе информация об активах, обязательствах и капитале предварительно накапливается на счетах бухгалтерского учета; - балансирующим показателем в заключительном балансе является нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
Среди множества составляемых на практике бухгалтерских Виды балансов балансов выделим основные, классифицировав их по пяти признакам (таблица 4.4). Рассмотрим особенности составления отдельных видов балансов. Порядок составления вступительного баланса можно представить на схеме (рисунок 4.1).
Иниентяпизамия i Инвентарный список Рисунок 4.1 - Порядок составления вступительного баланса
Текущие балансы (промежуточные и годовой) иначе называют сальдовыми, так как для их составления используется информация остатков (сальдо) по счетам бухгалтерского учета на последний день квартала (квартальный баланс) и на 31 декабря отчетного периода (годовой баланс) (рисунок 4.2).
Сальдо (остатки) счетов активов: необоротных оборотных расходов дебиторов денежных средств и прочих активов
тов Сальдо (остатки)счетов пассивов: - собственного капитала - обеспечений - обязательств - доходов - финансовых результа-
Актив 11ассив
Баланс
Рисунок 4.2 - Порядок составления сальдового баланса
В процессе деятельности предприятия возможно преобразование его организационно-правовой формы, смена формы собственности, реорганизация или прекращение деятельности (ликвидация). Смена формы собственности и реорганизация действующего предприятия приводит к появлению самостоятельных субъектов хозяйствования с правами юридического лица. Наделение предприятия правом юридического лица предполагает: - открытие текущего счета: - ведение в полном объеме текущего бухгалтерского учета; - составление и представление бухгалтерской отчетности. Основные положения, касающиеся прекращения деятельности субъектов хозяйствования, в принципе, одинаковы для любой организационно!! формы. Прекращение деятельности предприятия производится путем его реорганизации (слияния, раздела, выделения, присоединения, преобразования) или ликвидации. Реорганизация это такое прекращение деятельности юридическою лица, когда имущество, право требования и долги его передаются другому предприятию, которое продолжает выполнять функции и задачи юридического лица, прекратившею свое существование, и является его правопреемником. При этом обязательным является составление передаточного или разделительного баланса. Для составления разделительного баланса назначается специальная ликвидационная комиссия. Ранее действующее предприятие ликвидируется, и создаются два - три предприятия, вновь начинающих свою деятельность. До составления разделительного баланса проводится подготовительная работа - проверяется реальность баланса и достоверность информации. Особое внимание уделяется материал!. ным и нематериальным активам, дебиторской задолженности. Все активы и обязательства под-вергаются инвентаризации. Необходимо различать реорганизацию «слияние», реорганизацию «разделение» и реорганизацию «выделение». т прекращает деятельность прекращает деятельность Рисунок 4.3 - Порядок составления разделительного баланса при реорганизации «слияние»
При реорганизации «слияние» происходит присоединение одного предприятия к другому, к последнему переходят все имущественные права и обязательства присоединившегося предприятия (рисунок 4.3). В случае реорганизации «разделения», к новым, возникшим в результате этого разделения предприятиям, переходят по разделительному акту (балансу), в соответствующих частях, имущественные права и обязательства реорганизованного предприятия (рисунок 4.4). Реорганизация «выделение», предусматривает передачу не только активов, но и обяза-гельств и собственного капитала от реорганизуемого предприятия к предприятию, которое создайся в процессе реорганизации. Выделяется новый субъект предпринимательской деятельности без ликвидации реорганизованного предприятия. При этом, по разделительному балансу вновь выделенному предприятию передается пропорциональная часть не только активов, но и обязательств и собственного капитала. При преобразовании одного предприятия в другое, к только что возникшему предприятию переходят все имущественные права и обязательства прежнего предприятия. Ликвидация предприятия производится назначенной им ликвидационной комиссией. В случае банкротства и прекращении деятельности по решению суда или арбитражного суда -ликвидационной комиссией, назначенной ЭТИМИ органами. Ликвидационная комиссия выполняет следующие основные процедуры: - публикует в печати сообщение о ликвидации предприятия; извещает кредиторов; - оценивает имущество и проводит расчеты с кредиторами; - составляет ликвидационный баланс.
Баланс действующего предприятия Акт ИВ 1ассив Разделительный Пяняне
Рисунок 4.4 - Порядок составления разделительного баланса при реорганизации «разделение»
Ликвидационный баланс является обязательным элементом ликвидационной процедуры, и он должен быть достоверным. Порядок составления баланса при ликвидации предприятия показан на рисунке 4.5. При этом обязательно проводится анализ финансового положения предприятия. Прежд всего проверяется суммарная кредиторская задолженность. Дело о банкротстве возбуждаете! арбитражным судом, если бесспорные требования кредитора(ов) к должнику совокупно соста ляют не менее трехсот минимальных размеров заработной платы, которые не были удовлетв репы должником в течение трех месяцев после установленного для их погашения срока. Индивидуальный баланс - бухгалтерский баланс одного отдельного хозяйствуюше субъекта. Сводный баланс составляют объединения предприятий по всем предприятиям, входящим в их состав, например, министерства, центральные органы исполнительной власти и др. Консолидированный баланс составляет материнское (холдинговое) предприятие, осуществляющее контроль над дочерними предприятиями. Полный баланс составляется всеми субъектами хозяйствования по форме и содержанию, определенными П(С)БУ 2 «Баланс». Сокращенный по показателям баланс составляют СМП и представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, форма которого является приложением к П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства». Самостоятельный баланс - это баланс юридических лиц. Отдельный баланс составляют структурные подразделения юридических лиц (филиалы, подразделения), которые не имеют самостоятельного баланса и др. Отдельный баланс не попадает под действие п.2. Порядка № 419. Оборотный баланс - это рабочий документ бухгалтера, с помощью которого предваряется составление вступительного, текущих и ликвидационного балансов. По построению он отличается от сальдового баланса (таблица 4.5).
Анализ финансового положения i ~ Определение ликвидационной массы по рыночным ценам т ~ Реализация имущества (активов) и погашает долги перед третьими лицами I Ликвидационный баланс
Рисунок 4.5 - Порядок составления ликвидационного баланса С помощью оборотного баланса можно проследить изменение имущества и источников его образования за отчетный период, а также проверить показатели баланса и показатели в счетах бухгалтерского учета. Он является внутренним балансовым отчетом. 4.3. Форма и структура бухгалтерскою баланса
Развитие бухгалтерского учета во времени привело к баланса баланса, то есть его формы. В настоящее время получили распространение две формы баланса: - горизонтальная, пли форма счета; - вертикальная, или форма отчета. МСБУ допускают, что предприятие может самостоятельно избирать форму баланса, если иное не предусмотрено национальным законодательством. Гели валюта баланса соответствует чистым активам, то форма представления баланса вер шкальная, если валюта баланса - суммарные активы, баланс имеет горизонтальную форму. Сокращенный вид вертикальной и горизонтальной форм баланса, используемых в зарубежных странах, приведены в таблице 4.6. В Украине в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете установлена горизонтальная форма баланса (таблица 4.7). Как правило, на западе не существует жестко регламентированных форм баланса или другой отчетности, определяется лишь общая форма и порядок расположения статей. Систематизированное представление данных баланса обеспечивается его структурой. Структура (от лат. structura строение, расположение, порядок), совокупность устойчивых связей, обеспечивающих сохранение основных свойств при различных изменениях. На структурном уровне баланс - ЭТО форма представления информационного образа предприятия с точки зрения его финансового положения. МСБУ не задают строго вида форме баланса, но выдвигают вполне определенные требования к его структуре. Согласно МСБУ I представление информации в балансе допускается по одному из двух вариантов: 1. Деление активов и обязательств на нетекущие и текущие. 2. Представление активов и обязательств в порядке их ликвидности. Если предприятие принимает первый подход, то необходимо определять назначение активов и сроки погашения обязательств, увязывая их с операционным циклом. Баланс Украины представляет собой двухстороннюю таблицу горизонтальной формы, левая сторона называется актив, правая - пассив. Структура баланса выражается формулой:
Активы = Обязательства + Собственный капитал (А =0 + СК)
В активе содержится информация о составе и размещении средств, а в пассиве об источни ках образовании и их целевом назначении. В активе и пассиве баланса приводятся статьи (эле менты), которые объединены в разделы: в активе - три раздела, в пассиве - пять (таблица 4.8). Статья баланса - это основной неделимый показатель баланса. Следует различать статьи, активные, пассивные и регулирующие. Активные статьи содержат информацию об имуще стве, долговых правах и расходах на капитальное строительство, производство продукции, также расходах будущих периодов. Пассивные статьи содержат информацию об обязате.тьст вах перед собственниками, кредиторами и по займам, а также доходах будущих периодов. И формация регулирующих статей используется для увеличения (уменьшения) величины пок
Структурированное представление информации в балансе должно обеспечить принцип последовательности и сопоставимость данных по предприятию за ряд лет и с аналогичными показателями других предприятий. Национальными стандартами отдельно взятой страны определяются требования к порядку группировки активов, обязательств и собственного капитала в балансе. Сравним порядок структурированного представления элементов в балансах США и Украины. Американские стандарты Украинские стандарты
активы должны располагаться в порядке убывания их ликвидности (возможности обращения в наличные деньги) обязательства должны располагаться по степени убывания срочности платежей собственный капитал отражается в порядке его постоянства, т.е. первым показываются его составляющие, в наименьшей мере подверженные изменениям активы располагаются в порядке нарастания ликвидности обязательства располагаются по степени нарастания срочности платежей собственный капитал отражается в порядке его постоянства, т.е. первым показываются его составляющие, в наименьшей мере подверженные изменениям
Таким образом, очевидно, что в Украине, по сравнению с США, принято обратное расположение активов и обязательств в балансе. Структура баланса должна отвечать специфике конкретного хозяйствующего субъекта и устанавливаться в соответствии с принципом полного раскрытия информации. Следует отметить, что несмотря на различия в балансах предприятий и организаций, обусловленные отраслевыми особенностями их деятельности (торговля, сельское хозяйство, промышленность), структурно балансы мало отличаются. В тоже время балансы бюджетных учреждений и коммерческих банков по структуре имеют существенные отличия (приложение Ж). В учреждениях финансовой сферы (банки) не используется деление активов на необоротные и оборотные, поскольку основные виды банковских активов, состоящие из долговых обязательств и портфелей займов, являются по своей природе достаточно ликвидными. Перечень статей актива характеризует деятельность банка, связанную " доходными операциями: кредитование клиентов на фондовом и валютном рынках; доверительными операциями клиентов; консультационными и другими услугами. Характерным является наличие регулирующих статей, как-то: резервы под обесценивание казначейских ценных бумаг; под кредиты и финансовый лизинг; под возможные затраты и дебиторскую задолженность и др. В составе обязательств находят отражения возникающие задолженности банка перед другими банками, в том числе, перед НБУ, клиентами и международными финансовыми организациями. Собственный капитал банка и предприятий по структуре, в принципе не отличается. Однако, для укрепления финансового состояния и надежности банков, НБУ устанавливает нормативы капитала, с учетом рисков банковской деятельности, качества активов и уровня созданных резервов. Особенностью является также и то, что в банках баланс составляется ежедневно. С внедрением электронной почты появилась возможность получать ежедневный баланс банковской системы Украины в целом.
В бюджетных учреждениях ф. № I «Баланс» состоит из трех разделов в активе и пассиве (приложение Ж).
В отличие от предприятий и банков, в балансах бюджетных учреждений выделены в самостоятельные разделы доходы и расходы. Это связано с тем, что бюджетные учреждения являются субъектами государственной или коммунальной формы собственности, которые функционируют за счет государственного или местных бюджетов. Государство через территориальные органы Государственного казначейства осуществляет жесткий контроль доходов и расходов бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения финансируются за счет общего и специального фондов, поэтому структуру доходов и расходов представляют соответствующие статьи баланса: доходы (расходы) общего фонда и специального фонда; доходы (расходы) по специальным средствам и др. Кроме баланса, бюджетные учреждения составляют справки о движении ассигнований общего и специального фондов.
4.4. Сущность бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс на современном этапе развития теории и практики бухгалтерского учета рассматривается с двух точек зрения: баланс - один из центральных отчетов о финансовом положении; батане - это способ обобщения и соизмерения информации об объектах бухгалтерского учета в денежной оценке на определенную дату. Способ «балансовое обобщение» рассматривался подразделе 4.1. Форма, структура, а также общие требования к раскрытию статей баланса как отчета о финансовом состоянии предприятия, изложены в П(С)БУ 2 «Баланс», однако его сущность не раскрывается.
Изучение сущности баланса начнем с толкования терминов «актив» и «пассив».
В таблице 4.8 представлены определения бухгалтерских терминов «актив» и «пассив», и ложенные в работах современных отечественных и зарубежных экономистов. Очевидно, что настоящее время нет однозначного толкования этих терминов.
состав и размещение средств, сгруппированных в качественно однородные группы; - реальные хозяйственные средства, которыми пользуется и распоряжается предприятие; - конкретная форма существования продуктивных сил определенной хозяйственной системы; - потенциальные доходы, возможные вследствие использования приобретенных или контролируемых ценностей; - ресурсы предприятия как совокупность его имущества и долговых прав. В этих же работах «пассив» баланса трактуется как: собственные и заемные средства для деятельности, которые выражают производственные отношения; - источники формирования хозяйственных средств (собственные и заемные); - источники образования и целевое назначение средств предприятия; - обязательства, предполагающие потенциальное уменьшение доходов; - ресурсы, сфуппироваиные по назначению: собственный капитал и долговые обязательства.
Следует отметить, что, раскрывая термины «актив» и «пассив», авторы не ограничиваются одной ключевой характеристикой, но используют и другие, что является необходимым для углубленною раскрытия терминов. Выделяют три основных подхода: экономический, юридический и бухгалтерский. Так, Сопко В.В.. кроме определений, приведенных в таблице 4.8, характеризует актив и пассив, исходя из юридического понимания. Активы - это сумма средств по функциональному признаку, какими предприятие пользуется, распоряжается и владеет, а также является собственником в той части, которая соответствует сумме его собственных взносов, вложенных в деятельность и показанных в пассиве. Пассив баланса в юридическом понимании характеризует производственно-правовые отношения и отношения собственности, которые возникли между предприятием и другими субъектами хозяйствования (рисунок 4.6).
|