Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История молодого человека в романах Стендаля.






«Красное и черное»(1830). Заглавие: красное/черное

1. Революционная реакция

2. Красное- мундир французских войск, черное – сутана священника

3. Цвета рулетки.

Эпиграф: «Правда, суровая правда» - из речей Донтона – одного из вождей якобинской диктатуры. Это доказ-во реалистического метода. Строго следуя эпиграфу, Стендаль положил в основу историю реального человека – Антуана Берто – семинарист, который покушался на жизнь своей госпажи, расплата за это – мертельная казнь. Сюжет: движение героя по соц. Лестнице. Сорель не делает ни малейшей попытки спастись, хотя

способы были.Он добровольно идет на смерть (отрубили голову), т.к. не мог реализовать себя как личность.(максималист, ему нужно либо все, либо ничего). Функциональная нагрузка женских образов. Они соответствуют двум сторонам героя: 1. Стратег с одной стороны(мат. Де ла Моль), 2. Чист, простодушен с другой(мадам де Реналь). Матильду привлекает в Сорелк его возможность стать во главе революции, если бы та произошла. С философской точки зрения, Матильде мешает в собственной реализации 20 в. то, что она женщина – ищет себе мужчину, кот. Сумеет себя реализовать, а она ем поможет и как следствие реализуется тоже. Сорель не может себя реализовать т.к.он родом из низов 3-го сословия.

«Парижская обитель»(1839) Продолжает историю Ж. Сореля(тема молодого человека). Магистральная тема всего твор-ва Стендаля – история молодого человека(основная тема всей литературы 19в. и русской и зарубежной). Это втрой обличительный роман о Реставрации.

«Красное и белое» Стендаля (сер.30-х гг. 19 в.). Остается незаконченным. Продолжая тему истории молодого человека. Отец главного героя – банкир, господин Левен. В его лице Стендаль увековечил ту новую силу, кот.восторжествовала во Франции после июльской революции. Принцип своего века отец сформулировал в беседе со своим сыном - Люсьеном ле Веном. Люсьен. Одна задача – сделать карьеру, хочет стать богатым, руководить. Создавая этого героя, Стендаль отходит от ранее созданной типологии героев(ранее главные герои – активисты, борцы с высокими идеалами). Левен – пассивен, склонен к компрамиссу, не борец. Стендаль вступил в литературу в период борьбы реакции с эпигонами классицизма(это было и в его твор-ве). Уделял большое внимание проблеме стиля. Восстает против напыщенности, риторичности и искусственности стиля классицистов. В своих требованиях к стилю стремился к точности, ясности, простоте. «Я знаю только одно правило: быть точным и ясным. Если я не ясен, весь мир не существует»(Стендаль). Стендаль не терпел пространных описаний(его стиль отличается от глубоко описательного стиля Бальзака).

21.Роман Ф.Стендаля «Красное и черное». Его тематика и идейная направленность.

Ставит вопрос «Что дал существующий строй?». Традиции просветительского романа 18в. Герои неотделимы от своего времени.Одновременно и личность и обобщенный характер эпохи.

“ Красное и чёрное” - социально -политический роман, в котором явственно проступают черты романа-воспитания: в первой его части перед нами не знающий жизни юноша, который удивляется всему увиденному и постепенно начинает его оценивать, во второй части – уже человек с некоторым жизненным опытом, решающийся действовать самостоятельно, но в финале приходящий ко тому, что ему, “ возмутившемуся плебею”, к тому же ещё умному, деятельному, честному в основе своей – нет места в этом мире.автор «Красного и Черного» строит сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовного становления героя, представленного в сложном и драматическом воздействии с соц. Средой. Сюжетом движет не интрига, а действие, перенесённое в дущу и разум Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней, прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда и огромная значимость внутренних монологов, включающих читателя в образ мысли и чувства героя. «Точное и проникновенное изображение человеческого сердца» и определяет поэтику «Красного и черного» как ярчайшего образца социально-психологического романа в 19в.

Вопросы политики органически входят в роман, соединяясь с резкой критикой религии и клерикалов В чём смысл деятельности духовного лица, думает Жюльен – семинарист: “ Продавать верующим места в раю”. “ Омерзительным” называет С. Существование в семинарии, где воспитывают будущих священников, наставников народа: там господствует “ лицемерие”, “ мысль там считается преступлением”, “ здравое рассуждение оскорбительно”. Аббат Пирар называет духовенство “ лакеями, необходимыми для спасения души”. В психологическом романе С. Духовенство, как и аристократия и буржуазия, принимают черты гротеска.Автор не ставил себе целью создать сатирический роман, но общество, где господствует “гнёт морального удушья” и “ малейшая живая мысль кажется грубостью”, само по себе является гротесковым.

 

22. Система образов в романе Стендаля «Красное и черное» герои романа живут в конкретной полит.обстановке, которая влияет на развитие их характеров. Каждый из них и конкретная личность. И обобщенный характер, типичный для своего времени. Практически у каждого героя есть реальные прототипы: у Жюльена Сореля – семинарист Антуан Берте и рабочий-краснодеревщик Лаффарг. При этом в них присутствуют конкретные индивид. И соц.-характерные черты. Провинциальный дворянин де Реналь, парижский аристократ де ля Моль, Фуке – все они люди из разных соц. пластов, но при этом они все французы и дети эпохи Реставрации. Изображение социально-характерных черт при сохранении индивид.облика – отличительная черта принципа конкретности и реалистической типизации Стендаля. В интеллектуальном образе Жюльена Сореля, постоянно рефлексирующем юноше окончательно утверждается новый метод изображения людей. Жюльен проницательно видит мир, в котором живет, исследует его и себя, видит прошлое, осмысливает наст., пытается спрогнозировать буд. Жюльен – талантливый плебей, в котором клокочет энергия, ясный ум, неистовая чувствительность и созревает честолюбие В силу своего происхождения он стоит внизу соц. лестницы, но чувствует свою способность подняться по ней. Однако жизненные обстоятельства против него. Жюльен живет, ощущая себя окруженным врагами, отсюда его озлобленность, скрытность, настороженность. Никто не знает мечтаний юноши, которым он предается, перечитывая Руссо.. Его жизнь- это история его безуспешных попыток приспособиться к обществ. Условиям, в которых торжествуют низменные интересы. Жульен не делает не малейшей попытки спастись потому, что он не может реализоваться как личность. Сетендаль создал образы чистых, сильных духом женщин, поражающих глубиной переживаний и тонкостью ума. Среди жен. Образов отдельное место занимает г-жа де Рене. Читатель знакомится с Луизой в тот момент, когда Жюльен в качестве гувернера оказывается на пороге дома де Реналей. С этой минуты начинается процесс кристаллизации любви чистой, не знающей жизни женщины к Жюльену. Луиза впервые полюбила по-настоящему. В глазах общ-ва ее любовь незаконна, но общ-во и его ценности фальшивы, и г-жа де Реналь не стыдится своей страсти – она впервые счастлива. Основной чертой Луизы является способность быть преданной любимому чел. Мадам Берне, Матильда де ля Моль не соответствуют двум сторонам характера героя: опытный стратег(Матильда) и простодушность, наивность(Мадам Берне). Матильду привлекает Жюльен тем, что он может стать во главе революции, гос-ва, в отличие от современных молодых людей. Главный минус Матильды – она женщина, а женщине в эту эпоху пути для реализации закрыты.

Осн. филосов. положение (невозможность личности себя реализовать) показано на основе образа Жюльена и Матильды.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал