Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетические взгляды






Если реализм Бальзака был вершиной реализма на западе, то эстетич. Положения Бальзака были высшим завоеванием западной эстетической мысли этого периода. Бальзак в своихэстетич. Положениях утверждает социальную природу искусства. Назначение искусства в служении человеку, но для этого нужно, чтобы в каждую эпоху искусство стояло на уровне достижений человеческой мысли. Бальзак считает, что искусство должно отразить все многообразие мира, должно стать энциклопедией жизни, а художник должен стать тем фокусом, в котором сосредоточено познание мира. Необходимым условием художественного познания произведения является его органичная связь с жизнью. Он говорит, что если художник оторвался от объективной действительности, то он объект для искусства. Эти высокие эстетич. Требования Бальзака легли в основу «Чел. комедии». Большая заслуга Бальзака заключается не в том, что он впервые попытался осмыслить явления общественной жизни не как разрозненные факты, а как факты, тесно между собой связанные, как сложный комплекс социального произведения.

24. Цикл «Чел. Комедия» Бальзака. Замысел Бальзака.

В 1834г. Бальзак приходит к мысли о том, чтобы все написанное им до сих пор объединить в одно большое произведение. Свой замысел он реализует на протяжении 30-40-х г., но название для своего произведения он нашел не сразу (в 1841г.). Давая своему произвед. такое название, Бальзак был обсалютно самостоятельным. В заглавии он подчеркивает ироничное отношение к буржуазному обществу. В 1841г. он уточняет и развивает план «Чел. Комедии» и пишет предисловие к ней. Замысел – он хотел нарисовать историю нравов современной ему Франции, причем, постоянно подчеркивал историческую значимость своего произведения. Он говорил: «Составляя опись порков и добродетелей, собирая главные проявления страстей, рисуя х-ры, выбирая главные общественные события, составляя типы путем соединения черт многих односторонних характеров, может быть смогу я написать историю, забытую столькими историками – историю нравов».

«Чел. Комедия должна дать всю соц. действит., не обойдя ни одного положения чел. Жизни, ни одного типа, ни одного мужского или жен. Характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной соц. группы, ни одной французской области, ни детства, ни старости, ни зрелого возраста, ни политики, ни права, ни военной жизни, основной истории чел. сердца – истории соц. отношений, не выдуманные факты, а то, что происходит везде». Это постулат художника-реалиста, масштабность своего замысла, представленной реалистичности – обобщенный тип действительности. Бальзак разделил «Чел. комедию» на 3 части: 1)этюды нравов, 2)филосовские этюды, 3)аналитические этюды. Первая часть делится на 6 разделов: 1)сцены частной жизни – «Гобсек», «Отец Горио», «Тридцатилетняя женщина», «Брачный контракт», «Полковник Шобер». 2)сцены провинциальной жизни – «Евгения Гранде», «Музей бедности», 1-я, 3-я часть р-на «Утраченные иллюзии». 3)сцены парижской жизни – «Цезарь Беродорф», «Торговый дом Мюсиинжен», «Блеск и нищета куртизанок». 4)сцены полит.жизни – «Темное дело». 5)сцены военной жизни – «Шуаны». 6)сцены деревенской жизни – «Крестьяне», «Деревенский врач», «Деревенский священник». Всего для первой части было задумано 111 произведений, но написано – 72. Вторая част подразделений не имеет. В ней задумал 27 р-ов и навел, но написал 22: «Шангриневая кожа», «В поисках обсалюта», «Неведомый шедевр», «Эликсир долголетия», «Гомбара». В третьей части было задумано 5 произведений, а написано 2: «Физиология брака», «Невзгоды супружеской жизни». Всего по плану Бальзака для «Чел. комедии было задумано 143 произведения, а написано 95. Исторические рамки созданные «Чел. комедией» 1829-1846г. – это конец эпохи реставрации, июльской монархии.

«Чел. комедия» является историей социальных характеров буржуазного общества.

25. Тематика «Чел. комедии»

«Чел. комедия» - история нравов во Франции второй четверти XIX столетия. Она представляет собой своеобразную социальную эпопею, в которой Бальзак описал жизнь общества: процесс становления и обогащения французской буржуа­зии, проникновение выскочек в аристократическую среду парижского высшего света, их путь наверх, быт, обычаи и философию людей, исповедующих веру только в одного бога -деньги. Он дал драматическую картину человеческих страстей, порожденных богатством и бедностью, жаждой власти и полным бесправием и уничижением.

Подчиненная единой " сверхзадаче" - всесторонне охватить жизнь общества того времени, дать почти энциклопедический перечень социальных типажей и характеров - " Человеческая комедия" имеет четко выражен­ную структуру и состоит из трех циклов, представляющих собой как бы три взаимосвязанных уровня социального и художественно-философского обобщения явлений.

Первый цикл и фундамент эпопеи - это " ЭТЮДЫ О НРАВАХ" -стратификация общества, данная через призму частной жизни современников. К ним относится основная часть написанных Бальзаком романов, причем он ввел для него шесть тематических разделов:

" Сцены частной жизни" (" Гобсек", " Полковник Шабер", " Отец Горио", " Брачный контракт", " Обедня безбожника" и др.);

" Сцены провинциальной жизни" (" Евгения Гранде", " Прославлен­ный Годиссар", " Старая дева" и др.);

'Сцены парижской жизни" (" Цезарь Беродорф», " Банкирский дом Нусинжена", " Блеск и нищета куртизанок".)

" Сцены политической жизни" (" Эпизод эпохи террора", " Темное дело" и пр.);

" Сцены военной жизни" (Шуаны");

" Сцены деревенской жизни" (" Сельский врач".Сельский священ­ник" и др.).

Второй цикл, в котором Бальзак хотел показать причины явлений, носит название " ФИЛОСОФСКИЕ ЭТЮДЫ" и включает: " Шагрене­вую кожу", " Элексир долголетия", " Неведомый шедевр", " Поиски абсолюта", " Драму на взморье", " Примиренного Мельмота" и др. произведения.

И наконец третий цикл - " АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ" (" Физиология брака", " Мелкие невзгоды супружеской жизни" и др.). В нем писатель пытается определить философские основы человеческого бытия, раскрыть законы жизни общества. Такова внешняя компози­ция эпопеи.

 

 

26. История молодого человека в «Чел. комедии»

«Чел. комедия» - тема предполагает раскрытие процесса формирования личности.

1)Бальзак показывает как из наивного юноши постепенно вырабатывается ловкий делец (Эжен Растиньяк, Шарль Гранде). Показывается, как этот молодой чел., пытаясь продвинуться в обществе, терпит поражение и погибает (Люсьен де Ребомпре). В образах Эжена Растиньяка и Шарля Гранде дается типичная биография молодого чел., который завоевывает личное благополучие. Путь этих людей – путь последователя, неуклонного восхождения. Период романтики, когда онм верят, что благополучие можно завоевать честным путем заканчивается. Утрата иллюзий заканчивается безболезненно. История Растиньяка прослеживаетс в следующих произведениях: «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Шангриневая кожа», «Торговый дом Мюсинжен» и повести «Депутат Атарси». Этому образу близок образ Шарля Гранде. У него период иллюзий длится недолго. Эти образы относятся к той категории молодых людей. Которых условно можно назвать «процветающими», но они по сути терпят поражения. Их процветание весьма условно. Их победа в мире дается им путем утраты лучших личных качеств.

2)Бальзак создал 2-х героев: Рафаэль де Валантен и Люсьен де Люмомпре. Он рисует тип тех молодых людей, которые в начале своего жизненного пути терпят поражение. Пагубное воздействие общества намолодого чел. в романе «Шангриневая кожа» представлено символично – в виде куска шангриневой кожи. История Люсьена создана чисто реалистическими красками. Он герой романа «Утраченные иллюзии» и «Блеск и нищета куртизанок». Показывая гибель Рафаэля, Бальзак прибегает к мистическому. Фантастическому образу шангриневой кожи.

Разница между Растиньяком и Люсьеном: Люсьен – натура слабая, он не может использовать людей в своих целях, а Растиньяк наоборот, но эти два героя обречены на неудачу.

27. Проблематика романов «Гобсек», «Евгения Гранде»

Повесть «Гобсек» (1830) и роман «Евгения Гранде» (1833) являются замечательными художественными документами, говорящими о критическом отношении Бальзака к современной буржуазно-капиталистической действительности.

В «Гобсеке» до предела сгущены типичные черты накопителя, хотя этот образ Бальзака еще не лишен своеобразного романтического демонизма. Главный герой повести миллионер-ростовщик – один из властителей новой Франции. Гобсек – новая разновидность златолюбца. В произведениях Бальзака он является одним из наиболее ярких и типических образов. В эпоху, когда деньги становятся главным двигателем общественной жизни, люди, подобные Гобсеку, владея ими в неограниченном количестве, держат в своих руках коммерсантов и дельцов, министров и аристократов, писателей и артистов. Гобсек наслаждается возможностью властвовать над людьми, привыкшими считать себя «солью земли»; распоряжаться их судьбами, диктовать им условия – все это доставляет Гобсеку удовольствие. Ростовщичество – сфера практической деятельности Гобсека. Отдавая деньги в долг под большие проценты, он фактически грабит своих «подопечных», пользуясь их нуждой и зависимостью от него. Гобсек открывает, что главным двигателем, определяющим общественную жизнь в этом мире, являются деньги, золото.

В «Евгении Гранде» основная проблема, как и у «Гобсека», заключена в губительной страсти к деньгам. Стрась к золоту подавляет и извращает в Феликсе Гранде естественные человеческие чувства. Весть о самоубийстве брата оставляет его равнодушным. К судьбе осиротевшего племянника он не испытывает сострадания. Быстро отправляя лишнего нахлебника в Индию. Жену и дочь скряга лишает самого необходимого, экономя даже на визитах к врачу. Единственное живое существо, к которому он по-своему привязан – дочь. Но и то потму, что видит в ней будущую хранительницу накопленных сокровищ. Чем больше богатеет Гранде, тем более возрастает уважение к этому скряге со стороны сомюрских буржуа. Страсть к накопительству не только дегуманизирует Феликса Гранде – она преступна по отношению к людям, зависящим от скупца В ней причины загубленной жизни Евгении, которой отец отказал в естественном праве любить и быть любимой. Вней скрыт и первый толчок к печальной эволюции Шарля Гранде, вступившего в дом дяди неиспорченным юношей, а вернувшегося из Индии черствым дельцом. Губительное начало, заключенное в накопительской страсти – главная причина критического и непримиримого отношения автора к герою-буржуа, утверждавшему с помощью золота свое господство в обществе.

28. Генрих Гейне «Герм.Зимняя сказка» Проблематика поэмы.

Наиболее яркое выражение политическая мысль Г. получ. в поэме. Проблемы прошлого, настоящего и буд. родины воплощены в свободной форме путевых картин. Объектами критики выступает феодально-раздробленная монарх-я Германия, прекраснодушный либерализм возлагающий надежды на справедл. Монархов. Сказочность, о которой говорит подзаголовок, проявляется в использовании в поэме фантастических образов, гротеска, снов, видений, фольклорных традиций. Но проблематика поэмы реальна и злободневна. Путешествие становится способом сатирического ободрения немецкого общества, разоблачения немецкого милитаризма и феодальной реакции. Слушая на границе песню нищей девочки-арфистки " То старая песнь отреченья была, Легенда о радостях неба, Которой баюкают глупый народ, Чтоб не просил он хлеба" - поэт стремится противопоставить этим устаревшим мрачным мотивам жизни в Германии обновленную песнь с надеждой социального переустройства: " Мы новую песнь, мы лучшую песнь. Теперь, друзья, начинаем: Мы в небо землю превратим, Земля нам будет раем". В поэме лирические мотивы сочетаются с остро-сатирическими и гротескными. С одной стороны - любовь к родине: И вот я увидел границу вдали, И сразу так сладко и больно, В груди защемило. И что таить, - Я прослезился невольно. С другой - неприятие царящих в ней порядков, и стремление обличить и разоблачить, высмеять и поиздеваться. Объекты сатирического изображения: чиновники, военные «Смертельно тупой, педантичный народ!». Еще насмехается над предметом гордости всех немцев - победой германцев под предводительством Арминия над римлянами в Тевтобургском лесу (в главе XI поэт размышляет, что было бы, если бы этой победы не было («Когда бы Герман не вырвал в бою, Победу своим блондинам, Немецкой свободе был бы капут, И стал бы Рим господином» и т.д.)В поэме реальные факты путешествия поэта на родину и встречи с матерью переплетаются со снами, видениями, фантастическими эпизодами. С одной стороны - обилие реалистических деталей: особое внимание к описаниям приемов пищи. Один из центральных мотивов поэмы - вопрос о роли и назначении истинного поэта в современной действительности. Среди особенностей поэмы можно назвать явную ориентацию на народную поэзию. Поэма написана в разговорных интонациях, в песенно-повествовательной форме народной баллады. Следуя традиции народного стихосложения. Гейне оставляет нерифмованными первую и третью строки каждой строфы, что придает непринужденность поэтическому изложению. Ну и прозаическая обиходная лексика используется во всю. И снижаются романтические образы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал