![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характерные особенности конфуцианского культа. Культ предков. Учение о сяо. Культ семьи и клана.
решающее влияние на весь характер китайской общественной структуры и на формирование социальных отношений в стране оказал культ предков. его считают основным видом религии в Китае и отличительной особенностью китайской цивилизации. Всем покойным регулярно приносились жертвы. Центральную роль в обряде жертвоприношения должен был играть сам покойный, точнее, замещавший его мальчик, обычно старший внук. В традиционном культе предков Конфуций и его последователи увидели одну из главных возможностей практического осуществления того социального порядка и социального идеала, которые составляли основную часть их учения. для того, чтобы законы культа предков стали универсальными было разработано учение о сяо сыновней почтительности. быть почтительным к родителям было поднято конфуцианцами до необычайного уровня и затмило собой все прочие отношения в обществе. для человека нет ничего важнее сяо. До смерти родителей жизнь человека целиком находилась в их распоряжении. Оно абсолютно точно отражает подлинный социальный смысл учения Конфуция о сяо: чем больше и глубже дух покорности и почтительности, послушания и безволия в семье, тем более покладистыми и послушными будут подданные государя. Поэтому не удивительно, что учение о сяо стало одной из основ государственной политики в Китае. универсальность принципа сяо и его обязательность для всех, начиная с императора и кончая последним бедняком, придают ему религиозные черты. культ предков и культ сяо создали в Китае подлинный культ семьи, равного которому не было нигде. конфуцианцы рассматривали патриархальную семью как микрокосм порядка в государстве и обществе. большая семья и влиятельный клан были идеалом для китайцев. культ семьи сыграл существенную роль в ослаблении других чувств обычного китайца – гражданских, социальных, и даже национальных. согласно конфуцианскому учению, человек является прежде всего семьянином, т.е. членом определенной семьи и клана, и лишь в качестве такового он выступает и как гражданин, и как китаец. все судебные дела сравнительно небольшого значения передоверялись суду родственников. Клан мог заставить своего члена отдать чужую вещь или уплатить ее стоимость В результате выработанных конфуцианством традиций культа предков, сяо, семьи и клана положение женщины в семье и обществе стало приниженным. Различие между положением младшего и старшего в итоге привели к формированию в Китае подлинного культа стариков. Этот культ, тесно связанный с культом предков и производный от него, не имеет себе равных в истории других цивилизованных народов.(обычай: признать кого-либо старше своих лет значило сделать ему очень приятный комплимент.) Клановые традиции, солидарность и взаимопомощь явились логическим следствием абсолютизации культа предков. Этот культ и все связанные с ним нормы, институты и традиции со временем оттеснили на задний план все прочие древние верования, культы и традиции и превратились в основу основ китайского общества.
|