Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система логики Ньяи и ее учение о познании. Учение Вайшешики о категориях. Логика вайшешики и ее атомистические представления






НЬЯЯ (правило, рассуждения, логика). Исходя из освобождения (мокша) как из конечной цели человеческой жизни, ньяя подчеркивает важность умозрения для познания реальности. Но условия и методы истинного познания могут быть определены только с помощью логики и ее законов. Ньяя признает чеыре самостоятельных источника познания: 1. восприятие (пратьякша); 2. вывод (анумана); 3. сравнение (упамана); и 4. доказательство (шабда). Восприятие связано с органами чувств и может быть внешним (зрение, слух) или внутренним (ум-манас). Вывод (заключение) предполагает сознательное выделение признака данного объекта и содержит три термина (меньший, больший и средний, который их соединяет). Сравнение основано на связи между вещью и ее названием. Доказательство, или свидетельство, относится к познанию невоспринимаемых объектов, исходящему от авторитетных лиц. Познание, основанное на этих источниках, является достоверным. Наряду с ним существует недостоверное познание, опирающееся на память, сомнение, ошибку и гипотетический аргумент.

Согласно ньяе, мир создается из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и эфира-акаши. Мудрость и всеблагость Брахмана помогают человеку, обладающему свободой воли и, следовательно, возможностью выбора между добром и злом, через познание самого себя и мира достичь освобождения.

ВАЙШЕШИКА (различие, особенность). Согласно вайшешике, существуют семь видов реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительные – субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая), и одна отрицательная – небытие (абхава). Субстанция представляет собой субстрат качества и действий, но отлична от них. Она выступает в девяти формах, пять из которых (земля, вода, огонь, воздух и эфир-акаша) являются физическими элементами, воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша, которая при этом является и субстанцией звука), едины, вечны и всепроникающи, - это пространство, время, душа как субстрат сознания и ум (манас), предназначенный для восприятия индивидуальной души и трактуемый как внутреннее чувство.

Выдающейся частью учения вайшешики является атомистическая теория, объясняющая ту часть Вселенной, которая состоит из физических элементов и подвержена возникновению и разрушению. Все составные физические объекты состоят из четырех видов атомов, соединяющихся в двойки, тройки и иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворенные и вечные элементы, указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, но движущей силой является Брахман, действующий в соответствии с законом кармы.

22. Учение о познании в Мимансе. Доктрина атмана в системе Миманса и ее учениео Божественном Абсолюте.

МИМАНСА («размышление»). Миманса делится на два направления: пурва-миманса, которое более тесно связано с ритуалом, и более позднее уттара-миманса, которое ставило перед собой задачу исследования познания. Основы пурва-мимансы были сформулированы Джаймини в «Миманса-сутре» (или «Джаймини-сутре»),

Теория познания мимансы, ставившая своей целью обоснование авторитета Вед, исходила из достоверности познания в условиях, признаваемых нормальными (неповрежденность органов чувств и наличие объектов). В этих условиях акт восприятия естествен и знание соединяется с верой, а при наличии каких-либо сомнений нет веры и, соответственно, нет знания. Как и большинство других древнеиндийских философских систем, миманса различает два вида познаниянепосредственное и опосредствованное. В непосредственном познании выделяются две стадии: неопределенное знание – о том, что объект есть, и определенное познание, относящее объект к определенному классу. Объекты, воспринимаемые таким образом, не иллюзорны, реальны и обладают различными признаками, позволяющими восприятию сначала заключить о том, что объект есть, а затем и истолковать его. Однако миманса признает и другие источники познания помимо восприятия: логический вывод (анумана), сходство-сравнение (упамана), свидетельство, или авторитет (шабда), постулирование (артхапатти), невосприятие (анупалабдхи – апелляция к отсутствию объекта).

Метафизика мимансы строится на признании реальности материального мира и других объектов (души, боги и т.д.), о которых человек узнает на основании восприятия или иных источников познания. Мир создается из атомов в соответствии с моральным законом кармы, который управляет миром. Для своей организации в мире, атомы не нуждаются в признании божественного Абсолюта как их причины: если для ранней мимансы было характерно упоминание Абсолюта, то ее более поздние представители настаивали на отсутствии доказательства бытия Абсолюта (несмотря на безоговорочное следование Ведам и признание существования духовного и материального начал во Вселенной).

 

Итак, наиболее важные философские идеи, содержащиеся в упанишадах, следующие:

 

- божественной первопричиной мира и бытия, источником всего сущего и его скрытой сущностью является Брахман – Высшая, Конечная Реальность, Абсолют;

- Брахман вечен и существует вне формы и качеств (ниргуна);

- Материальная вселенная есть иллюзия (майя);

- Трансцедентный Брахман и имманентный атман – бессмертная, истинная сущность человека, идентичны и едины; Брахман есть Атман;

- Существует фундаментальное единство и идентичность всего сущего – и одушевленной, и неодушевленной материи;

- Индивидуальная душа (джива) проходит через цикл рождений (сансара), при этом каждое последующее рождение и существование определяется действиями (карма) в предыдущей жизни;

Душа способна достичь освобождения (мокша) через знание (джняна). (С точки зрения джняна-марги, ведийская религия есть незнание и мрак, зыбкий плот, на котором невозможно пересечь океан существования).

23. Учение Шанкары о познании. Критерий истины. Атман и Брахман в системе Шанкары

В 9 веке Шанкара, признанный величайшим индуистским философом и почитаемый его последователями в качестве инкарнации Шивы, реорганизовал 10 разрозненных шиваитских аскетических орденов в Дашанамисампрадаю, Работы Шанкары представляют собой вершину средневековой индуистской мысли.

Шанкара провел разграничение между Брахманом «высшим», непроявленным (ниргуна) и «низшим», проявленным (сагуна) и идентифицировал последнего с личным Богом (Ишвара) – творцом, хранителем и спасителем

Высшая цель, по Шанкаре, состоит в достижении единства атмана с Брахманом, в переходе от их иллюзорного сепаратизма к абсорбции атмана в Высшую Реальность, и тогда колесо сансары останавливается. Но для этого, по его мнению, недостаточно добрых и праведных дел, добросовестной бескорыстной работы и достойного образа жизни, т.е. соблюдения дхармы (путь карма-йога), так же, как недостаточно для освобождения и лишь преданной любви к Богу (путь бхакти-йога). Для этого необходимо обрести высшее мистическое знание (пара-видья) – именно от него зависит дальнейшая судьба индивида.

Существует только высший Бог – Брахман. Он есть Конечная Реальность, извлекающая из себя сначала личного Бога (Ишвара), а затем индивидуальные души, населяющие людей и других живых существ, и различные формы феноменального мира. Он все это, включая личного Бога, в своей сущности нереально – это всего лишь игра и развлечение (лила) Брахмана.

Познать Брахмана и свое единство с ним (джняна-йога) – вот единственный и надежный путь к спасению. Безличного Брахмана Шанкары нельзя любить, потому что любовь предполагает дуализм, - наличие того, кто любит, и того, кого любят. Путь знания (джняна-марга) ведет к преодолению авидьи и освобождению уже в этой жизни (дживанмукти): пребывая в собственном теле и продолжая жить в мире, человек становится свободным и от тела, и от мира.

Умер Шанкара в гималайской деревне кедарнатх в возрасте 32 лет. Традиция утверждает, что на смертном ложе он покаялся в трех грехах: в том, что поклонялся изображениям Того, кто не имеет формы, в том, что описывал Того, кто превосходит все качества (ниргуна), и в том.что способствовал строительству новых храмов, отрицая тем самым вездесущность Бога.

Аскетов Дашанами называют саньяси. Они разделяют философское учение Шанкары и поклоняются Шиве Махайоге – царю и покровителю йогов и аскетов.

Десять орденов, входящих в Дашанами, называются Гири, Пури, Бхарати, вана, Аранья, Парвата, Сагара, Тиртха, Ашрама и Сарасвати. Три последних открыты лишь для брахманов, остальные – для мужчин, принадлежащих к индуистским кастам, хотя сам Шанкара был убежден, что только брахман может быть истинным саньяси.

24. Доктрина иллюзорности мира: майя и авидья у Шанкары.

Сущность философииШанкары очень коротко сводится к тому, что реально существует только высший Бог – Брахман. Он есть Конечная Реальность, извлекающая из себя сначала личного Бога (Ишвара), а затем индивидуальные души, населяющие людей и других живых существ, и различные формы феноменального мира. Он все это, включая личного Бога, в своей сущности нереально – это всего лишь игра и развлечение (лила) Брахмана.

Шанкара учит, что все явления и вещи (одушевленные и неодушевленные) есть иллюзия (майя), вызванная незнанием (авидья) и «ограниченными» условиями» ума – пространством, временем, причинно-следственными связями и постоянными изменениями. Майя окутывает Высший Дух и скрывает его подобно тому, как «поднимающийся от костра дым на время скрывает пламя». По этим причинам люди видят множественность вещей и происходящие с ними изменения. До тех пор, пока вертится колесо жизней и смертей (сансара), феноменальный мир кажется людям реальным, точно так же, как кажется реальным сон и происходящие в нем события до тех пор, пока наше сознание находится в состоянии сна со сновидениями.

Высшая цель, по Шанкаре, состоит в достижении единства атмана с Брахманом, в переходе от их иллюзорного сепаратизма к абсорбции атмана в Высшую Реальность, и тогда колесо сансары останавливается. Но для этого, по его мнению, недостаточно добрых и праведных дел, добросовестной бескорыстной работы и достойного образа жизни, т.е. соблюдения дхармы (путь карма-йога), так же, как недостаточно для освобождения и лишь преданной любви к Богу (путь бхакти-йога). Для этого необходимо обрести высшее мистическое знание (пара-видья) – именно от него зависит дальнейшая судьба индивида. Познать Брахмана и свое единство с ним (джняна-йога) – вот единственный и надежный путь к спасению. Путь знания (джняна-марга) ведет к преодолению авидьи и освобождению уже в этой жизни (дживанмукти): пребывая в собственном теле и продолжая жить в мире, человек становится свободным и от тела, и от мира.

 

25. Особенности вишишта-адвайтыРамануджи. Дуализм Мадхвы.

Вишишта-адвайта Рамануджи–одно из трёх направлений вендаты, относительно решения вопроса об отношении Брахмана и Атмана. Вишита-адвайтаРамуджи (ограниченный монизм – признает тождество «Я» и Брахмана, но при их общем тождестве существует множественность реальных душ, наделенных сознанием, и материи, не имеющей сознания; мир создан Брахманом и столь же реален, как и он, т.е. отрицается майя - иллюзорность феноменального мира).Основные идеи вишишта-адвайты изложены Рамануджей в таких сочинениях, как «Веда-артха-самграха» («Краткое изложение смысла вед»); «Шри-бхашья» («Священный комментарий»); «Ведантадипа» («Светильник веданты»); «Ведан-тасара» («Суть веданты»); «Гита-бхашья» («Комментарий к Гите») и «Шаранагатигадья («Об обретении убежища»). Традиция толкования Священных писаний индуизма с теистических позиций развивается в творчестве Рамануджи.

Из трёх главных положений адвайты: Брахман истинен, мир ложен, джива и Брахман – одно и то же, Рамануджа согласен только с первым, при этом Брахман Рамануджи – не безличное и недифференцированное мировое сознание, а саморазличенный, сочетающий в себе личностные и безличные характеристики абсолют.

Вишишта – адвайта дословно переводится как учение о тождестве в различиях. Это учение есть учение о единстве с атрибутами. Брахман Рамануджи есть высшая реальность, наделённая такими качествами, как всемогущество и всеведение, любовь и сострадание. Брахман Рамануджи не лишённый атрибутов абсолют (ниргуна), а обладающий такими свойствами как разум, могущество и милосердие. Рамануджа считает, что чистого недифференцированного сознания не существует, личность всегда является как я, а не как чистое познание. Я – есть сущность познания, и познание – свойство я.

Методом спасения для Рамануджи является путь любви, бхакти, в сочетании с выполнением религиозно – окрашенного долга.

Дуализм Мадхвы. двайта-веданта Мадхвы – третье направлений вендаты., придерживавшаяся дуалистической концепции (Душа и мир подчинены Брахману, зависят от него и основаны на нем, но, тем не менее, они не могут быть сведены к божественному Брахману (т.е. рассматриваться как его эманация) или объясняться как иллюзия, майя. Двайта-веданта настаивает на существовании пяти основных различий: 1. Брахмана и индивидуальной души; 2. Брахмана и материи; 3. души и материи; 4. одной души и другой; 5. разных частей материи).

Литература смрити: эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата», пураны, шастры и сутры.

Смрити – унифицированная литература для низших каст содержащая нормы и предписания индуизма. В категорию смрити входят санскритские эпосы Махабхарата и Рамаяна, пураны (предания), а также нормативные тексты дхарма-шастры и сутры. Эта литература не так священна, как ведийская. Ее авторство принадлежит людям, и она изначально была открыта для всех, независимо от касты и пола. Тем не менее, практическое значение литературы смрити для индуистской идеологии ничуть не меньше, а даже больше, чем шрути.

Великие индийские эпосы Махабхарата и Рамаяна, обозначаемые термином итихаса-пурана («древняя история»), часто называют «пятой ведой», поскольку они в полном смысле составляют «сердце индуизма »: шрути и смрити – два глаза дхармы, а пурана – ее сердце. В эпосе и пуранах также излагаются нормы и предписания брахманизма, но здесь они уже воплощаются в образы конкретных героев, выступающих в роли носителей определенных форм поведения и ставших либо примерами для подражания, либо объектами для осуждения. «Махабхарата» и «Рамаяна», которые по праву считаются сокровищами мирового культурного наследия.

МАХАБХАРАТА («Великое сказание о потомках Бхараты») является самым длинным из всех известных мировых эпосов. Она состоит из 100 тысяч двустиший (шлок). Текст разбит на 19 различных по размеру книг (парвана) – от 28 тыс. строк до всего лишь 240 строк каждая. Последняя книга – Харивамша (родословная Хари), посвящена жизнеописанию Кришны. Две книги имеют философское содержание – это 6-я, Бхагавадгита (часть Бхишмапарвы) и 12-я – Шантипарва.

Традиция приписывает авторство Махабхараты легендарному поэту-риши Вьясе, который якобы сначала продиктовал ее богу Ганеше, а затем своим ученикам.

Основной сюжет и центральный эпизод, вокруг которых разворачиваются события Махабхараты, - это гражданская война за царство между родственными семьями двоюродных братьев Пандавов и Кауравов, потомков Бхараты (легендарного основателя царской Лунной династии, праправнука бога луны Сомы-Чандры), и великая битва на поле Курукшетра (около современного Дели).

Сама история занимает только около четверти объема Махабхараты. Две трети посвящены теогонии, космологии, государственному управлению, искусству войны, этике, философским интерлюдиям и тысячи сказок, мифов и легенд, которые рассказываются действующими лицами то просто ради развлечения, то с целью иллюстрации своих идей. Это подлинная энциклопедия индийской жизни, поэтому недаром говорится, что «все, что здесь написано, можно найти где-нибудь еще, но того, чего нет здесь, нет больше нигде».

РАМАЯНА («Сказание о Раме») описывает события, которые происходят раньше тех, что описаны в Махабхарате, хотя сам эпос составлен позже. Он значительно меньше по объему и состоит из 24 тыс. двустиший, разбитых на 7 книг (канда). Авторство Рамаяны на санскрите приписывается мифическому поэту древности, святому Вальмики. Легенда утверждает, что в первой половине жизни он был разбойником, но потом обратился к вере. Свое имя он получил от муравейника (вальмика), который образовался над ним за то долгое время, что он пребывал в медитации.

Помимо санскритской версии (поэмы Вальмики), Рамаяна дошла до нас в еще нескольких вариантах, самым популярным из которых является Рамачаритаманаса Тулсидаса (1543-1623) на хинди (санскритскую версию читают только интеллектуалы и спациалисты). Кроме того, есть поэмы Камбаны (9-12 вв.) на тамили и Буддхараджи на тегулу. Все они значительно отличаются друг от друга, примерно треть материала каждой из версий отсутствует в других.

Рамаяна стала любимой поэмой индийцев. Ее стихи они знают с детства и пересказывают наизусть.

По мнению некоторых специалистов, события, описываемые в Рамаяне, отражают борьбу ариев за юг Индии.

Частью священной литературы смрити, следующей сразу за эпосами как по времени создания, так и по важности, являются пураны («древние»), которые содержат описания богов и легендарных событий древности. Собирателем пуран считается святой Вьяса – легендарный автор Махабхараты.

Пураны максимально легки для понимания и, в отличие от других священных текстов, излагают и доводят до массового сознания высшие истины, метафизические доктрины и нравственные ценности посредством захватывающих мифов и сказаний, историй и сказок. При этом в каждом пураническом мифе заключен глубокий философский смысл.

Как утверждается в самих пуранах, их чтение и слушание дарует религиозные заслуги, освобождает от грехов и способствует спасению.

Помимо эпосов и пуран, важное место в литературе смрити занимают нормативные тексты дхарма-шастры («своды законов») и сутры («нити»). В них сформулированы все аспекты, нормы и детали нравственного закона дхармы: дхарма почитания богов, дхарма мужей, дхарма жен, дхарма аскетов, дхарма куртизанок, дхармы каст, дхарма мира и войны, дхарма принятия пищи и воды, дхарма омовения и занятия сексом – иными словами, всего того, как надо правильно жить и правильно умирать.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал