Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие прокурорского надзора.Стр 1 из 31Следующая ⇒
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР Преподаватель Усачев Александр Александрович ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА. ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. Понятие прокурорского надзора. Procure (лат) – в переводе заботиться, забочусь, предотвращаю, обеспечиваю. Им определяется основное предназначение Прокуратуры. В Европе она появилась в 14 веке во Франции. В Российской империи - в 1722 году. Имела надзорные полномочия. Цель создания прокуратуры на тот момент – борьба с коррупцией. В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ Прокуратура представляет собой единую федеральную центральную систему. Конституционные положение раскрываются в ФЗ «О Прокуратуре РФ» от 1995 года. В этом законе законодатель дает понятие Прокураты РФ и в качестве основного её целевого предназначения указывает осуществление от имени РФ надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Надзор – основное направление, сложившиеся исторически, однако существуют иные не менее важные полномочия. Общий надзор – соблюдение Конституции РФ и исполнением законов. Основные признаки прокурорского надзора: 1. Это вид государственной деятельности, который можно отнести к числу важнейших; 2. Надзор осуществляется органами прокуратуры, которая входит в Единую федеральную централизованную систему органов; 3. Основное его содержание составит надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов; 4. Компетенция прокуратуры распространяется на всю территорию РФ; 5. Объектом надзора являются организации, ФИВ. Законодательные и исполнительные власти субъектов федерации и МСУ, а также органы контроля и их должностных лиц, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Не являются объектами надзора Президент РФ, Правительство РФ, судебные органы, органы федеральной законодательной власти, граждане. 6. Предметом надзора являются действия и бездействия должностных лиц и издаваемые соответствующими органами и их должностных лиц правовые акты; 7. Целью надзора является обеспечение верховенства закона. Единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охрана интересов общества и государства. Обеспечение верховенства закона означает: · Обеспечение иерархии НПА; · Исключение противоречивости законодательных актов; · Обеспечение принципа законности. Единство и укрепление законности предполагает следующее: 1. Одинаковое действие законов на всей территории РФ. При этом законы субъектов РФ должны вытекать из и соответствовать Конституции и законам РФ. 2. Соблюдение и исполнение закона всеми гражданами без исключения. 3. Характер требования о соблюдении и исполнении законов должен быть одинаков ля всех независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, должностного положения и т.д. 4. Это предполагает подготовку и применение совершенных законов, устранение правового нигилизма, обеспечение правопослушания. Общая задача прокурорского надзора: 1. Выявление нарушений закона; 2. Реагирование на нарушение закона путем устранения этих нарушений и восстановление нарушенных прав и законных интересов; 3. Выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. В законе «О Прокуратуре РФ» в зависимости от предмета надзора, средств прокурорского реагирования выделяются пять отраслей надзора: 1. Надзор за исполнением законов (общий надзор); 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие; 4. Надзор за исполнением законов судебными приставами (в законе «О Прокуратуре» не урегулирован); 5. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера; а также администрациями мест содержаний задержанных и заключенных под стражу. Надзор является одной из наиболее важных функций органов Прокуратуры (или направлений деятельности). Помимо него, существует также следующие функции: · Уголовное преследование; · Участие в рассмотрение дел судами; · Правотворческая деятельность; · Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; · Осуществление международного сотрудничества и правовой помощи. Возникает вопрос о месте органов Прокуратуры в системе органов власти. Она не относится ни к одной из трех ветвей власти. Но, по сути, является важным элементом в механизме сдержек и противовесов. Она и не должна относиться ни к одной из ветвей власти для того, чтобы её действия были объективными и беспристрастными. Она должна быть независима от какого-либо влияния государственных органов и должностных лиц, как на уровне РФ, так и на уровне субъектов РФ и на местном уровне. Найти в интернете письмо Ленина от 1922 года «О законности и двойном подчинении». Особенность деятельности Прокуратуры как государственного надзорного института влечет достаточно строгую законодательную регламентацию данной деятельности.
|