Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек в контексте ситуации. Лекса, разработанный на базе концепции Опросник изме- рения профессиональных предпочтений (holland, 1985) широко используется и служит для создания новых
лекса, разработанный на базе концепции Опросник изме- рения профессиональных предпочтений (Holland, 1985) широко используется и служит для создания новых моде- лей межличностного поведения.
20.2.2. субъективные установки, продуктивность труда и
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ
Работа — один из самых важных видов активности в человеческой жизни. Поиск подходящего рода занятий со- провождает нас с детства до глубокой старости. Наличие или отсутствие работы как профессионального вида дея- тельности сказывается на важнейших личностных прояв- лениях, таких как самооценка, психологическое и психи- ческое здоровье (Kuhnert & Palmer, 1991). Ключевые слова для дифференциально-психологического аспекта этой про- блемы — установка, рабочая мотивация, профессиональ- ный отбор, оптимальность работы (проявляющаяся как соотношение объективных показателей продуктивности и субъективной удовлетворенности).
Большое внимание в этой области уделяется исследо- ваниям межиндивидуальных различий по продуктивности и удовлетворенности работой. Созданная на основе боль- шого количества данных первоначальная каузальная схе- ма, рассматривающая удовлетворенность как причину, а продуктивность как следствие, была дополнена положе- нием о том, что с ростом продуктивности растет удовлет- воренность внешними сторонами работы — заработком, условиями и пр. (Siegal & Bowen, 1971). Однако безусловное преобладание позитивной связи между продуктивностью и удовлетворенностью в обоих случаях также не является единственной тенденцией. В.С.Магун, проанализировав данные собственного исследования, охватившего более четырех тысяч человек, а также данные других авторов, выявил наличие двух тенденций — позитивной и негатив- ной — в соотношении продуктивности (П) с удовлетво- ренностью (У). Направленность тенденций зависит от " энергетической цены деятельности", фиксирующей по- тери и вредные для субъекта последствия деятельности.
профессиональная КОМПЕТЕНТНОСТЬ...
Исследователь предположил, что устойчивые, но не боль- шие коэффициенты корреляции между П и У являются следствием разнонаправленных связей между этими пока- зателями и что эффективным средством расщепления " ви- димых" корреляций является факторный анализ. Перво- начально были получены два наиболее информативных фактора (Magun, 1993):
— фактор конгруэнтных соотношений, в котором по- казатели У прямо пропорциональны величине П; то есть, " чем лучше человек работает, тем в большей мере он удов- летворен различными аспектами своего труда";
— фактор дисгармоничных соотношений, в который показатели П и У вошли с противоположными знаками, то есть, " чем выше продуктивность работника, тем хуже удовлетворены его потребности".
Следующий этап разработанного автором метода рас- ширенных факторов (Магун, 1985) заключался в фор- мировании двух групп работников (в каждую вошло не менее 600 человек), имеющих полярные значения по одному и тому же фактору. Для этих групп вычислялись коэффициенты корреляции между У и П. Результаты факторного " расщепления" подтвердили первоначаль- ную гипотезу — в подгруппе с конгруэнтным соотноше- нием П и У позитивные корреляции между этими пока- зателями значимо превышали значения, полученные на всем массиве, а в подгруппе с дисгармоничным соотно- шением П и У все значения были ниже общесредних и большинство связей имело инвертированную, по срав- нению с первой подгруппой, направленность. Интерес- но, что результаты, полученные после обработки дан- ных, предоставленных американскими исследователями, подтвердили факт существования разнонаправленных связей между П и У, и, в то же время, для " американс- ких организаций превалирование отрицательных взаи- мосвязей между продуктивностью труда и удовлетворен- ностью работой встречалось в два раза реже, чем преоб- ладание положительных взаимосвязей" (Magun, 1993).
14*
|