Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Успешные ЛИДЕРЫ И РУКОВОДИТЕЛИ-НЕУДАЧНИКИ
Прежде всего психологов интересовал вопрос, кто именно становится лидером, руководителем группы. Пер- воначально исследования проводились путем выявления лидеров в дискуссионных группах. Таковыми станови- лись социабельные, доминантные, экстравертированные, амбициозные, ответственные, заслуживающие доверия, самодостаточные, эмоционально стабильные, коопера- тивные и тактичные (Sfogdill, 1974). В терминах совре- менной пятифакторной модели личности FFM (см. гла- ву 9), люди, становящиеся лидерами групп, характери- зуются высокими показателями по факторам экстравер-
профессиональная КОМПЕТЕНТНОСТЬ...
сии, доброжелательности, добросовестности и эмоцио- нальной стабильности {Hogan et al., 1994). Личностные переменные, как показывают многие авторы, оказыва- ются более надежными предикторами эффективного руководства, чем, например, показатели когнитивных способностей, установок или демографические харак- теристики (Кеппу & Zaccaro, 1983).
Разумеется, можно выделить некоторые личностные качества, отличающие наиболее эффективных руководи- телей. Проведенное в двух больших американских компа- ниях (Sears и AT& T) обследование (на основе использова- ния FFM) руководителей показало, что наиболее быстро продвигались лидеры с высокими показателями артику- лированности и активности (фактор I), упорно работаю- щие и ответственные (фактор III), независимые и самодо- статочные (фактор IV). Личностными чертами, позволяю- щими сделать прогноз о продвижении вверх по служебной лестнице, оказались ориентация на успех и готовность принимать решения (I фактор), внутренние нормативы (III фактор), устойчивость к стрессу и толерантность к нео- пределенности (IV фактор), широта интересов (V фактор) (Bentz, 1990; Howard & Bray, 1990).
He менее интересны данные о неуспешных руководи- телях, демонстрирующих низкую эффективность работа- ющих под их началом команд. Личность неуспешных лиде- ров также имеет отличительные признаки, среди которых выделяются высокомерие, мстительность, несамостоятель- ность, неумение держать дистанцию и стремление досаж- дать (Lombardo et al., 1988). Команды, которыми руководят лидеры, обладающие этими нежелательными чертами, хуже справляются с заданиями, чем группы, возглавляемые лидерами с иными личностными свойствами. Вполне воз- можно, что подчиненные всегда осознают " теневые сто- роны" личности руководителя, которые, кстати говоря, с трудом поддаются выявлению у потенциальных руководи- телей, проявляясь только в реальной ситуации взаимодей- ствия (Harris & Hogan, 1992).
человек В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ
20.4. стратегии жизненного успеха и
|