Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор конструкции и расчет обмоток
Конструкция (тип) обмотки определяется рядом параметров: током, напряжением, сечением витка, числом витков и т. п. Для заданного ряда мощностей и напряжений ориентировочно тип обмотки можно выбрать по данным табл. П8 и П10. Обмотки одно- или двухслойные и винтовые используются только на стороне НН, многослойные из круглого провода, как правило, – на стороне ВН, катушечные из прямоугольного провода могут быть использованы на любой стороне трансформатора. Многослойная обмотка из круглого провода наиболее проста в изготовлении, однако имеет наихудшие условия охлаждения. Обмотка из прямоугольного провода имеет более лучшие условия охлаждения, проста в изготовлении и в связи с этим широко используется в практике трансформаторостроения. Катушечная обмотка является наиболее универсальной, достаточно простой и хорошо охлаждаемой. Поэтому для дальнейшего рассмотрения выбираем обмотку непрерывную катушечную из прямоугольного провода (принять для всех вариантов). Катушкой называется группа последовательно соединенных витков обмотки, конструктивно объединенная и отделенная от других таких же групп или от других обмоток трансформатора. Следовательно, каждая обмотка может состоять из одной, двух, нескольких или многих катушек. Во всех типах обмоток принято различать осевое и радиальное направления. Осевым считается направление, параллельное оси стержня трансформатора, на который насаживается данная обмотка. Радиальным считается направление любого радиуса окружности обмотки. В этом смысле принято говорить также об осевых и о радиальных каналах (рис. П5). Расчет обмоток проводим в следующей последовательности. 1. Расчет обмотки НН. Число витков на одну фазу обмотки НН определяется по формуле , где UфНН - фазное напряжение НН; uв - ЭДС одного витка. Тогда число витков на одну фазу обмотки НН составит = 10500 / 29, 16 = 360 витков (округляем до целого числа). Уточняем ЭДС одного витка: = 10 500 / 360 = 29, 17 В. Действительная индукция в стержне уточняется по формуле = = 1, 65 Тл. Ориентировочное сечение витка НН определяется как = 200 / 1, 8 = 111 мм2, где J - средняя плотность тока в обмотках, равная 1, 8 А/мм2 (по табл. П9 для алюминиевого провода). К этому сечению витка по сортаменту обмоточного провода (табл. П11) подбираются число параллельных прямоугольных проводов, обычно равное 2 (не более 4–6), и подходящие сечения прямоугольного провода. По табл. П11 выбираем провод с номинальными размерами по стороне а и стороне b с изоляцией на две стороны 0, 5 мм (см. рис. П6). Подобранные размеры провода записываются следующим образом: Марка провода × Число параллельных проводов × АПБ ∙ nпр ∙ = 2 ∙ = 2 ∙ 56, 25 = 112, 5 мм2, где АПБ – марка алюминиевого (круглого и прямоугольного сечения) провода (медные провода имеют марку ПБ); nпр – число проводников в витке, которое подобрано из расчета, что их суммарное сечение должно быть близким к рассчитанному (111 мм2), т. е. по табл. П11 подбираем два провода в витке НН с сечением каждого провода 111 / 2 = 55, 5 мм2, ближайшее будет 56, 25 мм2. Следовательно, реальное сечение витка из двух параллельных проводов НН принимается равным = 2 ∙ 56, 5 = 112, 5 мм2. Уточняем плотность тока: = 200 / 112, 5 = 1, 777 А/мм2. Число катушек на одном стержне определяем по формуле , где hканНН – осевой размер (высота) канала (в трансформаторах мощностью от 160 до 6300 кВ∙ А и рабочим напряжением не более 35 кВ колеблется от 0, 4 до 0, 6). Принимаем hканНН = 0, 4 см, тогда . Принимаем nкатНН = 60, тогда число витков в катушках НН (округляем до целого числа) составит Определяем высоту обмотки НН: = где kу – коэффициент, учитывающий усадку изоляции после сушки и опрессовки обмотки, принимается равным 0, 94÷ 0, 96 (принимаем равным 0, 95). Определяем радиальный размер обмотки: = 0, 405 ∙ 2 ∙ 6 = 4, 86 см. Внутренний диаметр обмотки: см. Наружный диаметр обмотки: см. 2. Расчет обмотки ВН. Число витков при номинальном напряжении на одну фазу обмотки ВН: Обычно ступени регулирования напряжения делаются равными между собой. В этом случае число витков обмотки на одной ступени регулирования составит = 2, 5 ∙ 693 / 100 = 17, 325, где 2, 5 – процентная ступень регулирования. Принимаем wр = 17 витков. Обычно ответвления для регулирования напряжения выполняют от наружных витков обмотки ВН. Для трансформаторов типа ТМ обычно применяется регулирование напряжения без возбуждения (ПБВ). Число витков на ответвлениях на верхних ступенях: Число витков на номинальное напряжение wномВН = 693. Число витков на ответвлениях на нижних ступенях: ; . Ориентировочная плотность тока: = 2 ∙ 1, 8 ‒ 1, 777 = 1, 823 А/мм2. Ориентировочное сечение витка: = 104 / 1, 823 = 57, 04 мм2. По полученному сечению витка (см. табл. П11) подбираем число и реальное сечение провода ВН: где АПБ – марка провода; nпр – число проводников в витке ВН, по табл. П10 принимаем равным 1, т. е. один провод в витке ВН, так как самое близкое к расчетному значению 57, 04 мм2. Следовательно, реальное сечение витка ВН принимается равным = 56, 25 мм2. Уточняем плотность тока: = 104 / 56, 25 = 1, 849 А/мм2. Таким образом, получили унифицированный провод, т. е. один и тот же в обеих обмотках НН и ВН, поэтому и число катушек ВН в первом приближении примем равным числу катушек НН, т. е. nкатВН = 60. Если в дальнейшем при расчете высоты обмотки ВН H0ВН окажется, что этот размер сильно отличается от высоты обмотки НН H0НН, следует изменить число катушек ВН nкатВН, но в любом случае число должно быть четным, чтобы была возможность симметричного регулирования напряжения как в сторону повышения напряжения, так и в сторону его снижения. При незначительных расхождениях в высотах обмоток ВН и НН следует принять высоту обмоток, равной среднему из высот ВН и НН. Обычно в обмотке ВН выделяют регулировочную часть (иногда в виде отдельной обмотки) и разделяют на ряд ступеней с необходимым числом витков, концы которых выводят с помощью ответвлений (катушечные обмотки). Тогда из расчета, что число витков на одной ступени регулирования равно 17, предусматриваем на каждую ступень регулирования по две катушки с числом витков в каждой по 8, 5. Поэтому регулировочных катушек будет (2 кат. × 4 отв.) = 8 катушек. Следовательно, основных катушек будет 60 – 8 = 52 (рис. П7). Число витков в основных катушках ВН (округляем до целого): = 693 / 52 = 13. Определяем высоту обмотки ВН: = где hкан ВН - осевой размер (высота) канала (в трансформаторах мощностью от 160 до 6300 кВ∙ А и рабочим напряжением не более 35 кВ колеблется от 0, 4 до 0, 6), принимаем 0, 4 см; hкан р - высота канала в месте разрыва обмотки и размещения регулировочных витков, выбирается по изоляционным соображениям и рекомендуется принять равной 1, 5 см; kу – коэффициент, учитывающий усадку изоляции после сушки и опрессовки обмотки, принимается равным 0, 94÷ 0, 96 (принимаем равным 0, 94). Как видим, высота обмотки ВН совпадает с высотой обмотки НН: = = = 123 см. Следовательно, число катушек ВН не изменяем и принимаем равным nкатВН = 60. Определяем радиальный размер обмотки: = 4, 05 ∙ 1 ∙ 13 = 5, 27 см. Внутренний диаметр обмотки: см. Наружный диаметр обмотки: см.
|