Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прокуратура в системе органов государственной власти
Данный вопрос с научной точки зрения достаточно дискуссионный. Место отечественной прокуратуры в системе государственной власти не определено. Существует 3 основные причины этого: 1) Исторические роль прокуратуры существенно менялась Изначально она была органом надзора (Петр I); затем Александр II преобразовал ее в институт судебной власти; в советское время вернулась к надзору 2) Действующее законодательство однозначное не относит прокуратуры ни к одной из традиционных ветвей власти. Поэтому есть несколько подходов. 1) Прокуратура принадлежит к традиционной ветви власти или образует самостоятельную ветвь власти Так как прокуратура в основном занимается осуществлением надзора за исполнением закона, то эта функция должна осуществляться органами исполнительной власти, т.е. прокуратура – исполнительный орган. Аналогично и с законодательной властью, только слово другое подставить. Есть точка зрения, что современная деятельность не укладывается в систему властей (3 ветвей власти). Как Президента никуда не отнести из 3 ветвей, как ЦИК не отнести, так и Прокуратуру нельзя отнести к ним – это отдельная ветвь власти. В этой связи в 1994 году была разработана концепция развития прокуратуры на переходный период. Разработчики данной концепции предложили идею: прокуратура не должна принадлежать ни к какой ветви власти, она должна занимать особое положение, которое позволяло бы ей контролировать любую из ветвей. При этом она должна осуществлять различные полномочия в отношении каждой из этих ветвей. Эта концепция легла в основу действующего закона «о прокуратуре» 2) Прокуратура занимает особое положение в сложившейся системе органов государственной власти Во всем мире есть такая же проблема отнесения прокуратуры к какой-либо определенной ветви власти. Можно все страны поделить на 4 группы: 1) Сильный прокурор Как правило, в этих странах прокуратура формально находится в составе Министерства Юстиции, но при этом она обладает полной административной автономией (сотрудники прокуратуры не подчинены Министру Юстиции). Франция, США 2) Группа Прокуратура входит в состав судебной системы; т.е. прокурор – это судебный служащий. Испания, Италия 3) Группа Прокуратура формально и фактически занимает особое место в системе органов государственной власти, не принадлежит ни к одной ветви и подчиняется либо главе государства либо высшему органу государственной власти. Оставшиеся социалистические страны – 5 (КНР, КНДР, Куба, Лаос, Вьетнам); президентские и суперпрезидентские страны – страны Латинской Америки (Венесуэла, Колумбия) 4) Группа Великобритания Формально в этой стране прокуратуры вообще нет, есть Служба королевских обвинителей. Типы прокурорской деятельности: 1) Англо-саксонский тип устройства прокуратуры (Великобритания, США) 2) Континентальная тип устройства прокуратуры (Франция, Германия) 3) Советский тип устройства прокуратуры (Россия)
|