Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы профессионального самоопределения.






 

Развитие человека как субъекта профессиональной жизни можно рассматривать как сложный процесс, в котором сочетаются онтогенез и жизненный путь человека. Изучать процесс профессионального развития человека – значит изучать развивающегося человека в условиях сложной изменяющейся среды, в том числе профессиональной. Процесс профессионального развития характеризуется стадиальностью, неравномерностью, гетерохронностью, наличием критических и сенситивных периодов, т.е. для него характерны те же закономерности, что и для онтогенетического развития.

 

Рассматривая развитие человека как субъекта деятельности, Б.Г. Ананьев подчеркивает его стадиальный характер и указывает, что оно включает 4 этапа: а) подготовительный этап, б) старт – начальный момент или включение в определенную деятельность, в) кульминацию – момент наивысшей продуктивности и эффективности деятельности, г) финиш – завершение всего цикла деятельности или выключение из сферы общественной жизни. Е.А. Климов (2007), рассматривая процесс профессионального развития, распространяет его на все онтогенетические стадии человека. Он включает в него

 

5 последовательных стадий:

 

· Стадия предыгры – до 3 лет – происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой развития и приобщения к труду.

 

· Стадия игры – до 6-8 лет – происходит овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (ролевые игры в продавца, врача, шофера и т.п.).

 

· Стадия оптации – 11-12 – 14-18 лет – подготовка к жизни, к труду, сознательное и ответственное планирование, выбор профессионального пути; в этой ситуации может оказаться не только подросток, но и взрослый, который еще не выбрал профессию или вынужден делать повторные выборы (например, безработный).

 

· Стадия профессиональной подготовки – 15-16 – 18-23 года – осваиваются основные ценности и операциональные характеристики выбранной профессии.

 

Стадия развития профессионала – до пенсии – дальнейшее вхождение в систему межличностных отношений данной профессиональной общности и дальнейшее развитие всех элементов структуры субъекта деятельности. Эта стадия самая продолжительная и включает в себя 5 фаз: фазу адаптации (вхождение в профессию и привыкание к ней); фазу интернала (приобретение профессионального опыта); фазу мастерства (квалифицированное выполнение трудовой деятельности); фазу авторитета (достижение высокой квалификации); фазу наставничества (передача своего профессионального опыта).

 

Таким образом, профессиональное развитие личности - процесс последовательного перехода с одной стадии развития на другую, при котором происходят изменения психических функций и свойств человека при взаимодействии с профессий, в процессе профессионального обучения и профессиональной деятельности. Правильнее было бы сказать, что профессиональное развитие – это процесс развития человека как субъекта деятельности. Профессиональное развитие личности представляет собой сложный процесс, опосредованный индивидуально-личностными особенностями и внешней социальной ситуацией развития. Для понимания профессионального развития человека необходимо изучить изменения субъекта профессионального развития, его меняющихся ценностей, взглядов, планов, личностных характеристик и изменяющуюся профессиональную среду.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал