Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностические методы и способы проведения профориентиционного консультирования.






 

В современной практике профориентационного консультирования традиционно выделяются такие основные направления как: информационное, психодиагностическое, консультационное, активизирующее.

 

Информационное направление.

Информация составляет одну из важнейших основ осознанного выбора профессии. Существует даже представление о том, что хорошо информированный человек не нуждается в консультации. Однако, это не совсем так.

Профессиональное информирование – это организация информационного пространства, позволяющая получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе, информацию о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки с учетом реального трудоустройства. В результате реализации информационного направления создаются предпосылки для осознанного выбора сферы деятельности, профессии и образа жизни. Информация должна учитывать возрастные, социальные, культуральные особенности.

 

Психодиагностическое направление.

Это направление основано на использовании специальных психодиагностических методов для оценки качеств личности, характера профессиональной направленности, интересов человека, мотивов выбора профессии, особенностей интеллектуального развития и других характеристик человека. Целью использования психодиагностических методов является получение знаний об индивидуально-психологических особенностях и психическом состоянии человека. Результаты психодиагностического обследования могут составить основу для построения беседы, обсуждения с клиентом его индивидуальных особенностей, сильных и слабых сторон, тех областей профессиональной деятельности, которые с наибольшей долей вероятности могут вызвать интерес и в которых клиент может с наибольшим успехом реализовать свои потенциалы. Они могут выступить в качестве основы для обсуждения этапов построения профессиональной карьеры и путей получения образования. При правильном использовании психологическое тестирование помогает установить и поддержать контакт, дает возможность заинтересовать клиента и оптимизировать контакт с ним. В профконсультировании в качестве диагностических используют стандартизованные и проективные тесты, наблюдение, анкетирование, беседу. Подбор методов диагностики должен быть подчинен задачам консультирования и помощи клиенту. При этом необходимо учитывать возраст клиента, уровень образования, культуральные особенности, психическое состояние, характер проблемы, которую необходимо решить в процессе консультирования.

 

Консультационное направление.

Профориентационная консультация – это метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также в преодолении трудностей профессиональной жизни. Профессиональная консультация проводится с учетом индивидуальных психологических особенностей клиента, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общего и специального образования и подготовки. При проведении консультации учитываются потребности рынка труда, возможности трудоустройства, профессионального роста, условия труда и т.п. Психологический смысл консультации заключается в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы (Технология и методы профессиональной ориентации населения, 2001).

Эти программы предполагают два уровня консультирования: первичная профконсультация и углубленная. Первичная профконсультация – это форма групповой работы (численность группы 8-10 человек), в процессе которой происходит обучение оптанта1 правилам выбора профессии, дается информация о мире профессий, интересах и склонностях оптанта. Результатом первичной профконсультации является формирование профессионального плана, повышение осознанности и ответственности выбора. На основании результатов первичной профконсультации выявляются оптанты, нуждающиеся в углубленной индивидуальной профконсультации. Программа первичной профконсультации строится таким образом, чтобы выявить основные мотивы выбора профессии, степень сформированности профплана, определить профессиональную направленность, познавательные интересы личности, коммуникативные и организаторские качества. Оценка способностей на этапе первичной профконсультации проводится на основании анализа данных об особенностях успешности учебной и внеучебной деятельности, оценок школьных учителей и всего комплекса показателей, полученных в результате беседы и наблюдения.

 

Программа углубленной индивидуальной профконсультации опирается на более глубокую диагностику способностей и потенциальных возможностей человека. Она включает методы, направленные на диагностику основных уровней психологической структуры человека: особенностей психомоторного развития, нейродинамики, внимания и памяти, интеллекта, характерологических особенностей, профессионального типа личности, ее направленности, познавательных интересов. В основу ее построения положен принцип целостного изучения человека, разработанный Б.Г. Ананьевым (1968), а также приоритет общих способностей, от которых зависит успешность любой деятельности, независимо от ее конкретного содержания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал