Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Описание методики.
Результаты, полученные с помощью методики цветовых метафор, позволяют осуществлять эффективное психологическое консультирование, получать качественные групповые данные для психологического исследования, но не могут лежать в основе индивидуальной экспертизы. Надежность выявления мотивов и отношений с помощью цветовых метафор не столь высока, чтобы принимать ответственные решения, от которых может зависеть судьба клиента. Отдельные ошибки клиента при обозначении цветом того или иного понятия могут привести к существенному изменению интерпретации полученных результатов. Поэтому обсуждение с клиентом результатов в процессе консультирования является дополнительной их проверкой. Ответственность за точность выявления мотивов в ходе консультирования при использовании цветовых метафор распределяется между клиентом и консультантом, который лишь помогает клиенту. Для получения данных о содержании и структуре человеческой мотивации, достаточно надежных и защищенных от случайных или намеренных искажений со стороны испытуемого, требуется использовать не экспресс-метод цветовых метафор, а глубинную психосемантическую диагностику мотивации, основанную на методике семантического дифференциала.
Для диагностики мотивов и отношений необходимо определенным образом подобрать понятия, которые затем будут предъявляться испытуемому. В списке должны быть понятия, характеризующие разные виды деятельности, разные потребности и жизненные ценности, разные эмоциональные переживания, разных людей, включая и самого клиента, а также различные периоды времени и события. Все понятия, которые используются в методике цветовых метафор, можно условно сгруппировать по нескольким категориям (Таблица 11).
Таблица 11. Категории и примеры понятий методики цветовых метафор
Конкретный состав списка понятий определяется содержанием решаемой задачи, запросами клиента, интересами и привычками специалиста. Разумеется, для студентов это будет один список, для заключенных – другой, для наркоманов – третий и т.д. Важно лишь сохранить оптимальное отношение количества понятий к количеству цветов, которое для взрослых равно 5/1 – 8/1, для детей 3/1 – 4/1. Кроме того, для любого списка важно наличие так называемых ключевых понятий. Для взрослых такими понятиями являются: «Мое увлечение», «Интересное занятие», «Мое прошлое», «Мое настоящее», «Мое будущее», «Какой я на самом деле», «Каким мне хочется быть», «Радость», «Печаль», «Неприятности», «Раздражение», «Страх», Угроза».
Названия понятий заносятся на карточки или в специальный бланк. Кроме того, для оценки понятий клиентом используются цветные карточки мелкого или крупного формата. Рекомендуется применять стандартные цвета, соответствующие тесту Люшера. Использование стандартных цветов обеспечивает сопоставимость результатов, полученных различными специалистами. При использовании других комплектов цветов методика не теряет своей работоспособности для решения задач индивидуальной и групповой диагностики и консультирования клиентов, но обмениваться при этом данными с другими специалистами, обобщать данные, полученные из разных источников, становится невозможным.
В случае индивидуальной формы проведения используется набор цветных карточек и набор карточек с названиями понятий. Цветные карточки раскладываются на столе по кругу в произвольном порядке. Испытуемому сообщается следующее.
«Перед Вами имеются цветные карточки. Кроме того, я даю Вам карточки, на которых написаны различные понятия. Я прошу Вас каждое из этих понятий обозначить одним из цветов. Для этого Вам необходимо карточку с понятием класть надписью вниз на тот цвет, который, по Вашему мнению, лучше всего подходит для обозначения данного понятия. Понятий больше, чем цветов, поэтому одним и тем же цветом можно обозначать несколько понятий». После того, как клиент разложит все понятия на соответствующие цвета, ему предлагается разложить цвета в порядке привлекательности: «А теперь выберите, пожалуйста, какой цвет Вам сейчас больше всего нравится? Самый приятный цвет? А теперь выберите самый приятный цвет из оставшихся. Продолжаем». В результате цветные карточки располагаются на столе в порядке предпочтения вместе с соответствующими им карточками с понятиями.
Затем результаты методики обсуждаются с клиентом. Клиенту сообщается, какие принципы лежат в основе методики. Далее вместе с клиентом раскрываются и обсуждаются карточки с понятиями, обозначенными различными цветами. В процессе обсуждения результатов психолог указывает клиенту на возможные ассоциации в сознании клиента, устанавливает субъективное сходство и различия между понятиями, формулирует предположения о структуре представлений, отношений и мотивов, проверяет их с помощью вопросов, просит клиента объяснить те или иные результаты. Целью обсуждения является, во-первых, проверка полученных результатов, во-вторых, улучшение понимания клиентом содержания своих собственных потребностей, ценностей, стремлений, степени их удовлетворения, мотивов тех или иных действий, отношений, возможных способов адаптации, текущего положения дел и будущих перспектив, источников стресса и негативных переживаний.
В том случае, если полученные результаты вызывают у специалиста или у клиента сомнения, целесообразно проверить, не ошибся ли клиент при оценке соответствующих
понятий определенным цветом, и если это необходимо, предложить ему исправить свою оценку.
В некоторых случаях количество понятий, обозначенных наиболее привлекательным цветом, является очень большим, составляющим 20 понятий и более. Это свидетельствует о том, что клиенту многое в жизни нравится, о широком круге его интересов и увлечений. Однако большое количество потребностей и жизненных ценностей при этом может создавать проблему, затрудняя выбор клиентом первоочередных ценностей и целей. В таком случае можно предложить клиенту взять все понятия, обозначенные самым привлекательным цветом, и разложить их на несколько групп, в зависимости от их субъективного сходства. В таком случае ведущие ценности будут определяться теми понятиями, которые окажутся в одной группе с понятиями «Мое увлечение» и «Интересное занятие».
Необычность процедуры, ее игровой и метафорический характер, наглядность при работе с карточками, возможность непосредственного манипулирования ими в процессе анализа значительно облегчают консультирование клиентов. Это оказывается особенно полезным в тех случаях, когда клиент слишком много говорит в процессе консультирования, или, наоборот, слишком молчалив. Однако данная процедура не вполне удобна для сбора данных в целях исследования, поскольку для этого необходимо дополнительно зарегистрировать все оценки клиента в специальном протоколе.
Подробное описание Методики Цветовых метафор представлено в книге И.Л. Соломина «Современные методы психологической экспресс диагностики и профессионального консультирования» [19]
|