Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности работы с разными возрастными группами
Выбирая необходимый и достаточный комплекс диагностических методов и проводя консультацию по вопросам личностного у и профессионального самоопределения, необходимо учитывать такие аспекты, как:
- возраст обратившегося за консультацией;
- образование;
- индивидуально-личностные особенности клиента
- содержание запроса к психологу Варианты наиболее часто встречающихся запросов к психологу в связи с возрастом
клиентов и возможные комплексы диагностических методов представлены в таблице 7.
Таблица 7. Проблематика задач профессионально-личностного самоопределения и направления психологической диагностики в соответствии с возрастом клиентов
Адресная аудитория
| возраст
| Проблематика
| Методики
| Цели диагностики
| Дошкольники и их
| 6-7 лет
| Определение готовности
| - беседа с родителями
| 1. Определение
| родители
|
| к школе,
| - батарея методик
| реального состояния
|
|
| выбор школы,
| диагностики готовности
| готовности ребенка к
|
|
| выбор кружков
| к школе
| школьному обучению
|
|
|
|
| 2. Выработка
|
|
|
|
| рекомендаций по
|
|
|
|
| индивидуальным
|
|
|
|
| результатам
| Младшие школьники
| 7-10 лет
| Выбор класса, выбор
| - беседа с родителями
| 1. Определение
| и их родители
|
| кружков, внешкольных
| - карта интересов для 5-
| нескольких возможных
|
|
| занятий
| 7 классов
| направлений
|
|
|
| - тест Векслера
| формирования
|
|
|
| - тест Кеттелла
| интересов;
|
|
|
| (детский вариант) или
| 2. Диагностика общих
|
|
|
| тест Айзенка.
| способностей и
|
|
|
| - в некоторых случаях
| актуального состояния
|
|
|
| диагностика стиля
| структуры интеллекта
|
|
|
| родительского
| 3. Диагностика
|
|
|
| воспитания или детско-
| личностных
|
|
|
| родительских
| характеристик;
|
|
|
| взаимодействий
| 4. Выработка
|
|
|
|
| рекомендаций с учетом
|
|
|
|
| особенностей развития
|
|
|
|
| ребенка и детско-
|
|
|
|
| родительских
|
|
|
|
| взаимодействий
| Младшие подростки
| 11-14 лет
| Выбор профиля старшей
| - карта интересов для 8-
| 1. Определение уровня
|
|
| школы;
| 9 классов
| и сфер познавательных
|
|
| Выбор начального
| - тест Дж.Холланда
| интересов;
|
|
| профессионального
| (короткий вар.)
| 2. Диагностика
|
|
| образования;
| - ДДО (Е.А. Климов)
| профессиональной
|
|
| Выбор предметного
| - ОПГ-Ш
| направленности
|
|
| направления подготовки
| - Опросник
| личности;
|
|
| к ГИА
| коммуникативных
| 3. Диагностика свойств
|
|
|
| и организаторских
| нервной системы;
|
|
|
| склонностей
| 4. Диагностика уровня
|
|
|
| Федоришина Б.А. и
| сформированности и
|
|
|
| Синявского В.В.
| структуры общих
|
|
|
| - методика
| способностей;
|
|
|
| «Интеллектуальная
| 5. Диагностика черт
|
|
|
| лабильность»
| личности
|
|
|
| - тест Векслера;
|
|
|
|
| - тест структуры
|
|
|
|
| интеллекта Амтхауэра
|
|
|
|
| - тест Кеттелла
|
|
|
|
| (подростковый вариант)
|
|
|
|
| - тест Айзенка
|
|
|
|
| модификация Т.В.
|
|
|
|
| Маталиной
|
|
|
|
| (подростковый вариант)
|
|
|
|
|
|
| Старшие подростки
| 15-17 лет
| Формирование плана
| - карта интересов для
| 1. Определение уровня и
|
|
| профессионального
| 10-11 классов
| сфер профессиональных
|
|
| образования;
| - тест Дж.Холланда
| интересов;
|
|
| Выбор предметного
| (полный вар.)
| 2. Диагностика
|
|
| направления подготовки
| - ОПГ-Ш
| профессиональной
|
|
| к ЕГЭ
| - ОПГ
| направленности
|
|
|
| - ОПГ-6
| личности;
|
|
|
| - ОПГ-М
| 3. Диагностика свойств
|
|
|
| - Опросник
| нервной системы;
|
|
|
| коммуникативных
| 4. Диагностика уровня
|
|
|
| и организаторских
| сформированности и
|
|
|
| склонностей
| структуры общих
|
|
|
| Федоришина Б.А. и
| способностей;
|
|
|
| Синявского В.В.
| 5. Диагностика черт
|
|
|
| - методика
| личности
|
|
|
| «Интеллектуальная
| 6. Диагностика
|
|
|
| лабильность»
| выраженности кризиса
|
|
|
| - методика «Гибкость
| готовности к
|
|
|
| мышления»
| профессиональному
|
|
|
| - тест структуры
| выбору
|
|
|
| интеллекта Амтхауэра
|
|
|
|
| - тест Кеттелла (вариант
|
|
|
|
| С)
|
|
|
|
| - методика изучения
|
|
|
|
| статусов
|
|
|
|
| профессиональной
|
|
|
|
| идентичности
|
|
|
|
| (А.А.Азбель)
|
|
|
|
|
|
| Студенты
| 18-23 года
| Выбор специализации;
| - карта интересов для
| 1. Определение
|
|
| переоценка выбора
| взрослых
| предпочитаемых сфер
|
|
| профессионального
| - тест Дж.Холланда
| профессиональных
|
|
| образования;
| (полный вар.)
| интересов;
|
|
| выявление ресурсов
| - ОПГ
| 2. Диагностика
|
|
| личности в
| - ОПГ-6
| профессиональной
|
|
| осуществлении
| - методика
| направленности
|
|
| профессиональной
| «Интеллектуальная
| личности
|
|
| самореализации
| лабильность»
| 3. Диагностика свойств
|
|
|
| - методика «Гибкость
| нервной системы
|
|
|
| мышления»
| 4. Диагностика уровня
|
|
|
| - тест структуры
| сформированности и
|
|
|
| интеллекта Амтхауэра
| структуры общих
|
|
|
| - тест Кеттелла (вариант
| способностей;
|
|
|
| С)
| 5. Диагностика черт
|
|
|
| - методика изучения
| личности
|
|
|
| статусов личностной
| 6. Диагностика
|
|
|
| идентичности МИЛИ
| выраженности кризиса
|
|
|
| - методика изучения
| личностного и
|
|
|
| статусов
| профессионального
|
|
|
| профессиональной
| развития
|
|
|
| идентичности МИПИ
| 7. Диагностика
|
|
|
| - тест «Якоря карьеры»
| карьерной ориентации
|
|
|
| Э.Шейна
| 8. Диагностика
|
|
|
| - МЦВ (И.Л. Соломин)
| мотивационной сферы
| Взрослые
| с 25 лет
| Профессиональная
| - карта интересов для
| 1. Определение
|
|
| переориентация; выбор
| взрослых
| предпочитаемых сфер
|
|
| дополнительного
| - тест Дж.Холланда
| профессиональных
|
|
| образования;
| (полный вар.)
| интересов;
|
|
| выбор курсов
| - ОПГ
| 2. Диагностика
|
|
| повышения
| - ОПГ-6
| профессиональной
|
|
| квалификации или
| - методика
| направленности
|
|
| переквалификации;
| «Интеллектуальная
| личности
|
|
| выявление ресурсов
| лабильность»
| 3. Диагностика свойств
|
|
| личности в
| - методика «Гибкость
| нервной системы
|
|
| осуществлении
| мышления»
| 4. Диагностика уровня
|
|
| личностной и
| - тест Кеттелла (вариант
| сформированности и
|
|
| профессиональной
| С)
| структуры общих
|
|
| самореализации
| - методика изучения
| способностей;
|
|
|
| статусов личностной
| 5. Диагностика черт
|
|
|
| идентичности МИЛИ
| личности
|
|
|
| - методика изучения
| 6. Диагностика
|
|
|
| статусов
| выраженности кризиса
|
|
|
| профессиональной
| личностного и
|
|
|
| идентичности МИПИ
| профессионального
|
|
|
| - тест «Якоря карьеры»
| развития
|
|
|
| Э.Шейна
| 7. Диагностика
|
|
|
| - МЦВ (И.Л. Соломин)
| карьерной ориентации
|
|
|
|
| 8. Диагностика
|
|
|
|
| мотивационной сферы
|
|