Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояcнительная записка






РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 

Дисциплины «Процессуальные акты по уголовным делам»

Блок дисциплин: Спецкурс

Специальность 021100?? специализация “уголовное право”

Юридический факультет

Форма обучения (дневная, заочная, ВВ)

Семестр:???

Всего учебных занятий - 80 часов

В том числе:

Аудиторных - 24 часов, из них

Лекций - 24 часов

Самостоятельных - 56 часов

Контроль – контрольная работа

Итоговый контроль - зачет

 

Сыктывкар 2008


Составлена

 

В соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Уголовное право»

 

 

ОДОБРЕНА УМК юридического факультета

Протокол № 1 от 18 сентября 2008 г.?????

 

 

Автор – д-р юрид. наук, профессор Колмаков П.А.


Пояcнительная записка

 

 

Уголовное судопроизводство является одним из действенных средств борьбы с общественно опасными деяниями. Важнейшим назначением уголовного процесса являются защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод; уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания (ст. 6 УПК). Решение этих задач должно осуществляться при строгом соблюдении конституционного принципа законности в деятельности правоприменительных органов. Именно на эти органы возлагается обязанность обеспечения прав и законных интересов всех участников уголовного судопроизводства, прежде всего потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и подсудимого. Каждое процессуальное действие, выполняемое органами дознания, следствия или судом, должно быть оформлено в установленном законом порядке путем составления соответствующих документов (гл. 56 УПК).

Содержание предлагаемых заданий в рекомендованном спецкурсе определено требованиями государственного общеобразовательного стандарта, потребностями конкретной практической деятельности органов расследования, прокуратуры и суда, а также деятельности других участников уголовного судопроизводства.

При этом автор стремился использовать собственный многолетний опыт работы в Прокуратуре и Министерстве юстиции Республики Коми.

Как известно, «Уголовно-процессуальное право» относится к числу важнейших дисциплин, изучение которых обязательно для профессиональной подготовки высококвалифицированных юристов. Знания этой отрасли права являются необходимой предпосылкой для успешной работы в органах прокуратуры, министерства внутренних дел, министерства юстиции и в судах.

Большое значение для глубокого овладения студентами профессиональных знаний в правоприменительной деятельности имеют практические занятия. Формы проведения семинаров по уголовному процессу достаточно разнообразны и определяются в зависимости от темы занятий, уровня подготовленности студентов, характера учебного материала, конкретной цели, стоящей перед данным занятием. Одной из эффективных форм таких занятий является составление уголовно-процессуальных актов на основе учебных уголовных дел или комплексных казусов.

Поскольку выпускники юридических вузов на первых этапах своей практической деятельности испытывают серьезные затруднения в составлении процессуальных документов, учебным планом юридического факультета Сыктывкарского госуниверситета с 1996 года в объеме 80часов (лекций – 24 час., самостоятельной работы – 56 час.) был введен специальный курс “Процессуальные акты по уголовным делам”, имеющий своей целью закрепить с учетом опыта прохождения студентами производственной практики навыки составления основных уголовно-процессуальных актов в досудебных производствах.

Указанный специальный курс ставит своей задачей:

а) систематизацию и закрепление полученных в процессе обучения теоретических знаний по уголовному процессу;

б) выработку у слушателей умения использовать полученные знания при производстве дознания и предварительного следствия;

в) приобретение необходимых навыков составления основных уголовно-процессуальных документов.

Предполагается, что ко времени начала занятий по данному спецкурсу студенты твердо усвоили основной курс российского уголовного процесса, хорошо знают нормы уголовно-процессуального права, а также ведомственные нормативные акты Прокуратуры РФ[1], МВД РФ, Минюста РФ, постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Студенты должны самостоятельно следить за изменениями в законодательстве, за судебной практикой, обращаясь к публикациям в «Российской газете» и «Парламентской газете», в журналах «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», к юридическим справочно-информационным системам – электронным базам данных «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», «Законодательство России» и др., а также знакомиться с публикациями по актуальным вопросам уголовного судопроизводства в журналах «Государство и право», «Российская юстиция», «Законность», «Правоведение», «Уголовное право», «Черные дыры» в Российском законодательстве» и др., а также в различных сборниках, в том числе в «Сборнике научных трудов юридического факультета Сыктывкарского госуниверситета».

Лекции и практические занятия по указанному спецкурсу призваны не только способствовать выработке у слушателей старших курсов необходимых навыков составления уголовно-процессуальных актов, но также являются одним из важных средств подготовки к государственным аттестационным экзаменам.

Практические занятия проводятся на основе плана, предусматривающего отработку каждым студентом важных уголовно-процессуальных документов соответствующей темы. Все исходные данные имеются в настоящем учебном пособии (Раздел 2.). В большинстве занятий эти данные предложены в виде сквозной фабулы, и слушатель получает возможность “расследовать” конкретное уголовное дело с момента его возбуждения до окончания предварительного расследования и составления обвинительного заключения.

Следует сразу же сделать оговорку, что предложенная фабула уголовного дела содержит не все сведения, необходимые для обоснования конкретного вида решений. Означенная условность объясняется тем, что студенты вступают в “игру”, где каждый из них входит в роль определенного заданием должностного лица, ведущего расследование, при этом ими выполняются только те действия, которые запрограммированы “игрой”. Документы составляются от имени должностных лиц с присвоением им фамилии, имени и отчества слушателя, выполняющего данное задание.

Для составления постановления о привлечении в качестве обвиняемого задания дополнительно предусматривают отдельные фабулы учебного уголовного дела (Раздел 3.).

Даты составления процессуальных актов должны соответствовать срокам, указанным в фабуле «учебного уголовного дела».

Непосредственному написанию каждого процессуального документа должно предшествовать изучение студентом рекомендуемой литературы, соответствующих норм уголовно-процессуального закона и внимательное изучение исходных данных задания.

После составления каждого процессуального документа проводится его обсуждение в группе. С учетом замечаний, высказанных преподавателем, слушатели должны составить окончательный вариант данного акта и представить его на следующем занятии.

Все составленные по спецкурсу процессуальные документы должны храниться у каждого слушателя в отдельной папке. Они будут оцениваться окончательно - во время сдачи зачета.

При составлении процессуальных актов разрешается пользоваться действующими бланками официальных документов органов предварительного расследования, что позволяет сократить время оформления принятого решения и повышает культуру делопроизводства. В соответствии с Частью 6 УПК РФ допустимо использование только официальных образцов процессуальных актов, которые содержатся в соответствующих новых сборниках, подготовленных Прокуратурой РФ, МВД РФ, а также юридическими вузами и факультетами страны. Однако следует помнить, что содержание каждого документа во всех случаях остается индивидуальным и поэтому исключает слепое копирование любых рекомендованных образцов. В этой связи большое значение приобретает твердое усвоение каждым студентом уголовно-процессуальной формы, структуры и обязательных реквизитов конкретных процессуальных актов. При этом нужно помнить, что утвержденные законодателем приложения к УПК Российской Федерации содержат обязательную структуру и реквизиты, от которых нельзя отступать при составлении уголовно-процессуальных актов (на момент написания настоящего учебного пособия насчитывалось 190 приложений). Однако при использовании бланка процессуального документа допускается изменение наименования должности лица, осуществляющего процессуальное действие либо принимающего процессуальное решение, а также внесение в него дополнительных граф, строк, ссылок на статьи УПК РФ, если этого требует содержание процессуального действия или решения и если это не противоречит требованиям УПК РФ.

Следует иметь в виду, что в бланке процессуального документа, выполненном электронным способом, подстрочный текст не является обязательным.

В указаниях к заданиям даны методические рекомендации по составлению каждого из предусмотренных планом уголовно-процессуальных документов. Рекомендации эти исходят из требований действующего уголовно-процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела и надлежащем оформлении результатов расследования, что обеспечит, в конечном счете, их законность и обоснованность. Рекомендации включают опыт работы следственных подразделений органов прокуратуры по надзору за исполнением законов в деятельности органов предварительного расследования, а также судебную практику по составлению процессуальных документов. В рекомендациях учитывается, что составление любого процессуального акта является творческим процессом, в котором глубокое знание норм действующего материального и процессуального законодательства должно сочетаться с тщательным изучением материалов уголовного дела и знанием его конкретных обстоятельств.

Итоговой формой определения полученных знаний после предоставления всех уголовно-процессуальных актов, составленных в ходепрактическихзанятий и самостоятельной работы, в подшитом и пронумерованном виде, с описью всех имеющихся в процессуальных документов будет зачет после проверки преподавателем составленного «учебного уголовного дела».

Желаем успеха в достижении постановленой цели!

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел I. Темы лекций и практических занятий

Раздел II. Задания по составлению уголовно-процессуальных документов

предварительного расследования

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

Задание 11

Раздел III. Условные исходные данные для составления

постановления о привлечении в качестве обвиняемого

Фабула 1

Фабула 2

Фабула 3

Фабула 4

Фабула 5

Фабула 6

Фабула 7


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал