Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. А. Розанова. Глава 1. Лидерство в современном управлении организациями
Глава 1. Лидерство в современном управлении организациями 1.1. Сущность лидерства / Лидерство и руководство — два основополагающих понятия, с ко-; торыми связано эффективное управление организациями. Руководство — это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к Лидерство — комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих: — ассоциация с человеческими качествами, — процессом, в котором " ведут ведомых", — результатом деятельности человека /1/. Другие авторы — М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определяют лидера следующим образом: " Лидер — человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей /2/. С точки зрения этих авторов, " Лидер организации — человек, эффективно осуществляющий формальное и неформаль Сравнивая понятия лидерства и руководства, другой автор — Б.Д. Парыгин отметил как общие, так и различающие черты лидеров и руководителей /3/. Что касается различий между ними, то, прежде всего, следует отметить, что: 1. Руководитель назначается официально. Лидер выдвигается 2. Руководителю даны права и полномочия законом. Лидер не 3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей. Дея 4. Руководитель несет перед законом ответственность за деятель Лидер не несет перед законом ответственности за работу группы и за все, что в ней происходит /3/. Следует в этой связи отметить, что между лидером и руководителем имеются общие аспекты в их деятельности. Прежде всего, это — полная подчиненность принятым в организации целям; постоян Часть III. Глава 1. Лидерство в современном управлении организациями жительное мотивирование персонала, направленное на достижение успеха в деятельности группы и каждого отдельного работника, а также реализация социального влияния на рабочие группы. Гв^отличие от руководства лидерство имеет психологическую природу и занимает особое место в структуре неформальных отношений в качестве внутригруппового феномена. Оно является средством организации и управления этими отношениями. Как отметил наш отечественный социальный психолог Р.Л. Кричевский, "... лидер — член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе в зависимости от их ценностных потенциалов и, что весьма существенно, их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы. Лидерство есть проявление психологического влияния, неформальной власти" /А/. По Р.Л. Кричевскому, лидерство относится к персонифицированным формам социального влияния и контроля и объединения всех механизмов и способов социально-психологического воздействия с целью достижения наилучшего эффекта в групповой деятельности и общении /4/. В зависимости от выполняемой деятельности лидеры выполняют различные роли, например, такие, как роль интегратора идей и лидера-мотиватора. Выполнение этих ролей связано с упорядочиванием групповой деятельности, а также подчинением решению стоящих перед группой задач /5/. Для управления важны и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как " ведомые". Неофициальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается усиления или, наоборот, нивелировки личностных черт, мотивационной сферы и т.д. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже — наставлениями. Наиболее желательным сочетанием в практике управления является соединение в одном лице лидера и руководителя. Хорошо известные всеми миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители. В работе отдельных организаций часто слова " руководитель" и " лидер" употребляются как синонимы, что не редко является волне оправданным. Неформальное лидерство — это только часть рассмотрения проблемы лидерства. В. А. Розанова В основе деятельности лидеров лежат два источника: а) власть, которой пользуется лидер в связи с выполнением конкретных ролей, б) личное влияние и власть (по М. Вудкоку и. Д. Фрэнсису) /6/. Функция лидерства частично относится и к функциям положения, и к функциям личности. Причем, в факторам влияния относятся весьма разнородные понятия, такие, например, как ожидания, характер выполняемой работы, законодательство и т.д. j В ситуациях, где лидер сталкивается с работой ранее сформированных групп, имеющих развитые навыки работы, с его стороны уделяется большое внимание инструктированию и контролю для дальнейшего развития умений и навыков работников. Лидер должен уделять должное внимание также моральному состоянию в группе и чувству принадлежности к ней. В такой атмосфере уменьшается доля приказов по сравнению с разъяснительной работой. Дальнейшие отношения лидеров с подчиненными строятся таким образом, что от них требуется большего проявления ответственности за выполняемую работу. При этом лидер ограничивает контроль и прямые указания в работе исполнителей, настраивая их на самоконтроль и проводя консультации только по отдельно взятым вопросам. При этом им рекомендуется больше общаться с работниками, поощрять идущие от них советы, устанавливать обратную связь. Чтобы развивать мышление работников, лидеры ставят перед ними цели, не сообщая способов их достижения. Основную часть работы лидеры отдают подчиненным, им так же отдается надзор и контроль за работой других членов группы. Такой стиль управления применяется в основном при руководстве квалифицированными работниками. Лидеры стараются, как можно меньше вмешиваться в работу хорошо организованных групп-. Причем, каждая группа, подобно отдельному работнику, требует большего или меньшего времени для своего развития. Это — сложный и длящийся во времени процесс. В этой связи можно выделить несколько стадий отдельно взятой группы: 1. не способная и не желающая работать группа; 2. Восприимчивая, но не способная к работе группа; 3. способная.и желающая работать группа /6/. Обычно лидер помогает группе развиваться и достигать определенного уровня ответственности и компетентности. Возможны случаи, когда группа развивается неравномерно или останавливается в своем развитии. В таких случаях лидер ведет себя как воспитатель, следя за развитием всей группы. Отношение лидеров к своим подчиненным в сильной степени влияет на выбор им стиля управления. Известные английские ученые Часть III. Глава 1. Лидерство в современном управлении организациями М. Вудкок и Д. Фрэнсис провели определенную грань между ролями лидера и руководителя, отметив, что " функция лидерства не обязательно постоянно закреплена за одним человеком... Вполне возможна смена лидерства по мере того, как на авансцену выходят люди, чьи сильные стороны требуются в данный момент. Этот здоровый процесс может и не осуществляться из-за руководителя, не желающего делиться информацией и контролем. Как ни парадоксально, формальный руководитель может иногда лучше послужить делу, частично отказываясь от права решать и исполнять решение" /6/. Чтобы влиять на людей, каждому лидеру требуется определенная власть по той причине, что он зависит от людей в пределах цепи команд, а также вне ее. Влияние на людей может оказываться различными средствами. Что касается полномочий, то они могу быть сведены на нет, если подчиненные отказываются выполнять распоряжения своих начальников. Поэтому можно себе представить, что было бы, если бы руководители не имели власти. В таком случае внутри организации не было бы порядка. Власть полномочий так же, как и власть влияния, полностью зависит от личности и используется руководителями в конкретных управленческих ситуациях. Власть и влияние тесным образом связаны между собой. Однако и руководители зависят от своих подчиненных, поскольку информация распространяется не только " сверху вниз", но и " снизу вверх". Умный и компетентный руководитель, по мнению Д. МакКлелланда, не станет демонстрировать свою власть подчиненным и другим людям, в большей степени он будет заботиться о выполнении организационных целей, а также поддерживать инициативу своих подчиненных и помогать им /6/. Власть, которой пользуются руководители внутри организаций, имеет разные формы. Известна следующая классификация форм власти, по Френчу и Рейвену /2/: 1. Власть, основанная на принуждении. 2. Власть, основанная на вознаграждении. 3. Экспертная власть. 4. Эталонная власть. 5. Законная власть (традиционная). Американский современный психолог Дж. П Кенджеми, 30 лет занимавшийся проблемами лидерства, отметил, что власть авторитета, в отличие от власти полномочий, представляет собой способность побуждать, то есть, мотивировать людей, убеждать, ободрять. В отличие от власти полномочий, власть авторитета присваивается В. А. Розанова субъекту группой, которой BMecfe с лидером используется для достижения поставленных в организации целей /8/. С психологической точки зрения, власть авторитета является своего рода наградой. При помощи власти авторитета можно положительно мотивировать людей в гораздо большей степени, чем при использовании власти полномочий. В основе власти авторитета, по большей части, лежит уважение к личности. Особенностью авторитета является, вместе с тем, его переменчивость, т.е. непостоянство. В ряде случаев его легко можно потерять. Если руководитель, имеющий власть авторитета и власть полномочий, теряет свой авторитет, то в результате этого он остается обладателем власти полномочий, что для руководителя явно недостаточно, поскольку только при помощи принуждения и силы не-водможно выполнять цели организации. | Если говорить о лидерах-руководителях, пользующихся властью авторитета, то, по всей видимости, они приобретают его с помощью рефлексирования своих способностей и особенностей, а также и своих подчиненных. Лидеры приходят к власти авторитета в связи с наличием у них высокой самооценки, высокого уровня притязаний, самоуважения и самосознания. К тому же они оценивают свои не только сильные, но слабые стороны /8/Д При решении проблем лидерства в управлении положительную роль сыграла теорияч^отивации Д. МакКлелланда и Дж. Аткинсона, в которой были систематизированы стимулирующие личность факторы, наиболее важными, из которых являются: а) стремление к успеху, б) стремление к признанию, в) стремление к власти /7/. Стремление к успеху расценивалось этими учеными как желание выделиться по сравнению с друг^ими людьми, получить доступ к определенным жизненным стандартам*, -решать важные проблемы и нести ответственность за свою работу. Стремление к власти определяется желанием влиять на других людей, а% также направлять их деятельность в нужное русло. Стремящийся к власти не только хочет влиять на людей, но и управлять ими, используя силу властного влияния. Указанные Д. МакКлелландом и Д. Аткинсоном факторы имеют прямое отношение к лидерским качествам руководителя, которые имеют не только стимулирующее, но и мотивирующее значение /7/. Лидер, являющийся одновременно и руководителем, может использовать каждый из факторов, чтобы поддерживать стремления своих подчиненных добиваться успеха, а также признания и власти. Такой подход со стороны лидера-руководителя может привести к положительным результатам в работе подчиненных. Такой подход можно применить и на целой группе работников. Часть III. Глава 1. Лидерство в современном управлении организациями Развивающийся мировой рынок требует особого подхода к лидерству, поскольку только лидеры нового типа, называемые преобразующими лидерами, способны заниматься нововведениями, организационными изменениями, предпринимательством мирового масштаба. Как отметили известные американские ученые Н. Тичи и М.А, Деванна, "... этот тип лидерства представляет собой определенный процесс поведения, включающий самообучение и подверженный управлению. Это систематический целенаправленный и организованный поиск изменений, тщательный анализ проблем, а также способность перемещать ресурсы из менее в более производительные сферы. Между тем такая стратегическая реорганизация — вовсе не результат спонтанного поведения отдельного гения. Это своего рода наука, включающая последовательность вполне предсказуемых шагов" /9/. Следует отметить, что ^настоящее время меняется отношение к лидерству. Оно конкретизируется в том, что новые лидеры вырабатывают новые подходы к решению проблем, выявляющих новые сферы деятельности., Они готовы пойти на риск там, где имеются благоприятные возможности достигнуть успеха. 1.2. Теории и стили лидерства
Основная часть работ по проблеме лидерства появилась в 70-е годы. Известным ученым P.M. Стогдиллом к 1974 году было проработано больше трех тысяч работ, посвященных этой проблематике. Одним из первых подходов в изучении лидерства был подход с точки зрения метода черт, основой которого стало изучение черт характера, которыми обладают лидеры. Наиболее известной теорией лидерства стала теория " великого человека", согласно которой, лидерами рождаются, а не становятся. По существу такая позиция была отражена еще в работах древних греков и римлян, как указывают современные исследователи проблем управления Г. Кунц и С. О'Доннелл /10/. P.M. Стогдилл отмечал, что различные исследования черт и качеств личности основывались на подтверждении способностей людей к сотрудничеству и умениям быть хорошими администраторами. Анализ феномена лидерства показал, что в теориях лидерства в основном преобладал бихевиористский подход. /11/.
На ранних этапах изучения лидерства ученые стремились выявить качества и свойства личности наиболее эффективных лидеров. В этой связи и появилась1 теория " великих лю- В. А. Розанова1 дей". В самых начальных попытках изучать лидерство на научной основе было сделано предположение о том, что лучшие из руководителей являются обладателями набора общих для всех качеств. Следующим этапом в развитии учения о лидерстве стал " поведенческий подход", рассматривавшийся в рамках бихевиористской теории. Полученные данные явились основанием для различных! классификации стилей руководства, или стилей поведения лидеров.1 Основное внимание в этих исследованиях было сосредоточено на поведении руководителей. Следующим этапом в развитии теорий лидерства стала ситуационная теория лидерства Ф. Фидлера, согласно которой лидер может вести себя различным образом, исходя из конкретной ситуации. /12, 13/. Авторы более ранних исследований по этой проблематике не нашли постоянной связи между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью, что послужило основой признания того, что в разных ситуациях действуют дополнительные факторы. Для поиска этих факторов ученые обращали внимание не только на лидера и его подчиненных, но и на саму ситуацию.
Ф. Фидлер вместе со своими коллегами из Иллинойского университета соединили в определенной степени подход с точки зрения теории черт и ситуационный подход, предложив ситуационную теорию лидерства /13/. С позиций понимания Ф> Фидлером лидерства, люди становятся ими " не только в силу особенностей своей личности, но и в силу различных ситуационных факторов и взаимосвязи между лидером и ситуацией". Недостатком поведенческого подхода к изучению лидерства в рамках бихевиоризма явилось предположение о существовании одного эффективного стиля лидерства. Основываясь на своих работах, Ф. Фидлер приходит к следующему выводу: " Работа лидера так же зависит от организации, как она зависит и от личных качеств лидера. Просто бессмысленно говорить об эффективном лидере или неэффективном лидере; мы можем говорить только о лидере, который имеет тенденцию быть эффективным в одной ситуации и неэффективным в другой. Если мы хотим увеличить организационную и групповую эффективность, мы должны научиться не только тому, как более эффективно подготавливать лидеров, но и как создавать организационное окружение, в котором лидер может хорошо работать /13/. Теория Ф. Фидлера была неоднократно проверена на практике, в результате чего ученые пришли к заключению о том, что там, где Часть III. Глава 1. Лидерство в современном управлении организациями создались хорошие отношения между руководителем, получившим роль лидера, и членами группы, последние будут прилагать максимум усилий для достижения лучших результатов. Из сказанного все же следует, что стиль наиболее эффективного лидерства действительно зависит от ситуации. В явлении лидерства могут быть отмечены меняющиеся факторы, такие как личностные качества самого лидера, характера отношений его с подчиненными, а также цели и психологический климат группы. Каждый лидер должен использовать особенности ситуации внутри управления, чтобы найти наиболее правильные подходы и получить наилучшие результаты деятельности персонала. Ф. Фидлер выделил три критические величины ситуации, которые влияют на самый эффективный стиль лидерства: 1. Влияние должности. Это — та степень влияния, которя в отли 2. Структура задач. Ф. Фидлер понимал под структурой задач 3. Взаимоотношения между лидерами и членами группы. Для Говоря о стилях лидерства, Ф. Фидлер выделил два основных из них: 1. Ориентированность на задание. 2. Ориентированность на установление хороших межличност Характеризуя ситуационную модель лидерства, Г. Кунц и С. О'Доннел отметили, что эта модель (теория) показывает, что " работа группы будет зависеть от соответствующего согласования стилей лидерства и степени благоприятности групповой ситуации по отношению к лидеру, т.е. в той степени, в какой ситуация позволяет лидеру влиять на членов его группы" /10/. Несмотря на критику своего подхода к управлению, Ф. Фидлер, по мнению разных авторов, " заложил основу для будущего ситуационного подхода к управлению". Этот подход внес и продолжает вносить вклад в понимание сущности и концепции лидерства /29/. В. А. Розанова
В психологии управления существует еще одна модель (теория) лидерства, наряду с моделью Ф. Фидлера. Она принадлежит двум ученым — Т. Митчелу и Р. Хаусу. Другое название этой модели — " Путь - цель". В соответствии с этой моделью лидеры должны применять такой стиль руководства, который в большей степени соответствовал бы конкретной управленческой ситуации. Эта модель дает возможность понять, каким образом поведение лидера действует на мотивацию подчиненных, а также на удовлетворенность и производительность их труда /14, 15/. Т. Митчел тл Р. Хаус выделяют несколько средств для достижения целей, которыми пользуются лидеры. Такими средствами являются: • объяснения подчиненным, что они должны сделать, чтобы цель • поддержка и помощь в выполнении поставленных задач, • направления усилий подчиненных на достижение целей, • создание потребностей подчиненных, которые лидер может • удовлетворение дальнейших потребностей подчиненных, ког
Одной из разновидностей ситуационных теорий лидерства явилась " теория жизненного цикла", авторами которой стали П. Херси и К. Бланшар. С позиций этих авторов, эффективность стиля лидерства зависит от " зрелости" исполнителей, причем этот термин не имеет никакого отношения к категории возраста. Зрелось исполнителей предполагает способность нести ответственность за свое поведение и желание достигнуть поставленную цель /16/. П. Херси и К. Бланшар понимают зрелось не как фактор, характеризующий постоянное качество отдельного исполнителя или целой группы, а рассматривают его как характеристику конкретной ситуации. В зависимости от задачи лидер может оценить уровень зрелости исполнителей или группы по тому, как выполняется сама задача, реализуется ответственность и оценивается стремление к' достижению, как важный мотивационный фактор. " Зрелость" исполнителей оценивается руководителями на основании их субъективных оценок. Продолжением ситуативных теорий лидерства стала еще одна модель, авторами которой были В. Вруум и Ф. Йеттон. Согласно Часть III. Глава 1. Лидерство в современном управлении организациями авторам этой модели, в ней основное внимание уделяется процессу принятия решений самим руководителем. Эта модель построена на наличии пяти стилей лидерства, которыми пользуются руководители при использовании возможности участвовать в процессе принятия решений /17/.
Несмотря на отличие этой модели от других ситуативных моделей, она похожа на них тем, что показывает отсутствие универсального оптимального влияния на подчиненных. В. Вруум и Ф. Йеттон показали, что оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуаций принятия решений. Для использования модели Вруума-Йеттона применяются следующие критерии: 1. Значение качества решения. 2. Наличие достаточной информации или опыта у руководителя 3. Степень структурированности проблемы. 4. Значение согласия подчиненных с целями организации и их 5. Определенная на основании прошлого опыта вероятность, что 6. Степень мотивации подчиненных достигнуть целей организа 7. Степень вероятности конфликта между подчиненными при Как и предыдущие ситуативные модели лидерства, модель Вруума-Йеттона требует дальнейшего уточнения и научного обоснования, с позиций других авторов /2/. Положительным моментом в рассмотренных выше ситуативных теориях лидерства является попытка осознать наличие гибкого подхода к сложнейшему социально-психологическому феномену, каким и является лидерство. Однако, чтобы адекватно оценить управленческую ситуацию, лидер должен хорошо представлять возможности и особенности подчиненных, а также свои собственные. Он должен также четко представлять особенности задачи, потребности, полномочия и качество информации /2/. Независимо от отношений разных авторов к проблеме ситуационного лидерства следует отметить еще попытки классификации лидерства, основанного на разных основаниях. Можем отметить, в частности, Ю. Хемфилла, который предлагал использовать процес-
|