![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современных организаций. Тура бытия, согласно которой жить нужно так, чтобы человек находил удовольствие от самой жизни
тура бытия, согласно которой жить нужно так, чтобы человек находил удовольствие от самой жизни. В этой связи американский подход к действиям, с помощью которых достигаются определенные результаты, является своеобразным средством самовыражения личности. Здесь нужно также отметить, что в современных научных исследованиях особое внимание отводится культурным различиям. В этой связи анализируются определенные акценты культуры, в значительной степени влияющие на поведение людей и стили управления. Однако трудность их оценки состоит в том, что эти аспекты невозможно измерить с помощью надежных методов и перевести на разные языки. Для понимания организационной культуры компаний разных стран имеют значение так называемые кросс-культурные исследования. В этом отношении интересен опыт разработок, полученный голландским ученым Гертом Хофстедом. Им была разработана специальная методика изучения кросс-культурных различий разных стран мира. Она была проведена в конторах компании " IBM" в 40 странах мира, в результате чего Г. Хофстед выделил четыре аспекта, характеризующих различия и близость разных культур. Свои исследования Г. Хофстед проводил в начале 90-х годов. Среди изучаемых аспектов он выделил следующие: а) стремление избегать неопределенности, б) мужественность-женственность, в) индивидуализм-коллективизм, г) дистанция между людьми, имеющими различный статус (25). Первый из этих аспектов означает, что люди, попадавшие в ситуации неопределенности, не испытывают дискомфорта, несмотря на невозможность предсказывать будущие события. Второй аспект — " мужественность-женственность" показывает, что мужское начало в культуре означает взаимозависимость, сострадание и суждения, основанные на эмоциях. В аспекте " индивидуализм-коллективизм" основное внимание придается достижению индивидуальных целей, а также запросов и успехов. При коллективистском подходе подчеркивается удовлетворенность и результативность групп. Этот аспект культуры имеет свою философию, впрочем, как и противоположный ему индивидуалистический подход. Третий аспект, выделенный Г. Хофстедом, — это дистанция между людьми, имеющими различный статус, что по сути дела характери- В. А. Розанова
В странах, где восприятие различий в статусном положении, согласно имеющимся нормам и ценностям, основывается на иерархическом подчинении лиц, занимающих более низкий статус по сравнению с вышестоящими индивидами. В подобных культурах власть и полномочия определяют характер организации и поведение людей, на чем основывается, в частности, применение авторитарных методов управления (18). Следует отметить, что в таких странах, как Великобритания, большинство людей не проявляет большой восприимчивости к различиям в статусе и в ситуациях неопределенности, что позволяет людям активно взаимодействовать внутри организаций. В других странах, таких как Бразилия и Южная Корея, организации считаются большими людскими пирамидами, Дж. Гибсон с соавторами признают, что данные, полученные Г. Хофстедом, не следует оценивать как. абсолютно точные (18). Исследования культурных различий другими учеными в разных странах показали, что было выделено 8 кластеров различных стран, в которых нашли отражение группировки целей в труде, запросы и ценности. Следует также добавить, что в своей дальнейшей работе Г. Хоф-стед отметил, что влияние национальной культурной среды сказывается очень заметно как на практике, так и на теории менеджмента. В этом отношении американский и японский варианты менеджмента противостоят друг другу, поскольку ядром предприятий в США является менеджер, а в Японии рабочие группы (25). В свете сказанного представляет интерес то, что в Японии выпускники университетов вступают для начала в постоянные рабочие группы, а уже затем по прошествии определенного времени их Часть IV. Глава 2. Эффективность и конкурентоспособность
|